Новеллы о предпринимателях

9 / 22     RU
Новеллы о предпринимателях
Надежда Асанова клинический психолог, владелец группы компаний AsanNa и Клиники восстановления ресурсов SPA Clinic

Мы внимательно следим за историей того единственного бизнесмена, которому удалось стать успешным. Но как же истории тех тысяч предпринимателей, у которых не получилось? Надежда Асанова в серии историй о бизнесменах комментирует, почему ценность трудностей выше, чем значимость побед.

Эксперт vs предприниматель

…Анна устало отстранилась от монитора ноутбука. Шея затекла, в плечах напряжение, в голове сумбур. «Вот тебе и мечта стать декоратором» — усмехнулась она про себя. Пять лет назад, когда она после художественного вуза устроилась в ивент-студию, чтобы набраться опыта, Анна была уверена: декор – это точно не про ноутбук ночами напролёт. А потом – курсы по менеджменту и ведению бизнеса, поиск надёжных подрядчиков, интенсивы по продвижению: Анна буквально накачивала себя знаниями, пока работала в студии. Всё, чтобы выйти в самостоятельное плавание более-менее подготовленной.
Что сейчас? Основала свою студию с командой из трёх декораторов и несколькими подрядчиками. С пониманием, как просчитать смету себе в плюс, а не в убыток. Но вот уже третий проект подряд — а экономика «не бьётся». Анна знала, почему: она эксперт-декоратор, а не финансист или бухгалтер.
Распускать команду? Брать кредит? Продолжать искать новых клиентов? В какой-то момент Анну чуть не раздавил вихрь этих вопросов. Но следующую мысль мог подкинуть только мозг предпринимателя: делать всё сразу.
Урезать расходы, взять кредит, чтобы выполнить обязательства перед командой — и закрыть его оплатами от новых клиентов. Раньше Анна была бы в ужасе от такого плана, даже отсрочка по зарплате в студии её пугала. А теперь вдох-выдох — и действуем дальше.

Комментарий Надежды:
Опасения, связанные с финансами – самый частый запрос бизнесменов. Как бы мне проработать свой страх, что когда-нибудь я могу оказаться на нуле? Поскорее оказаться на нуле. С точки зрения психики мы боимся не самой ситуации, а неизвестности. Как только мы узнаём, каково быть внутри ситуации, она перестаёт нас пугать.
Процесс перехода от эксперта к предпринимателю – вот действительный вызов для психики. Вы взращиваете в себе новую субличность – роль управленца, чей функционал почти полностью основан на «мягких» навыках. Бизнесменом становятся не после курсов, а в процессе становления своего дела. И чтобы идти в этот процесс, нужно обладать немалой смелостью. Напоминайте себе об этом почаще.

Тренды vs предприниматель

– Добрый день, могу услышать Виктора Петровича?
– Да, это я, здравствуйте.
– Меня зовут Евгений, ваш контакт дал мне один из ваших сотрудников. Звоню узнать, актуальна ли для вас задача сделать сайт для своей компании?

Виктор Петрович устало вздохнул и показал взглядом жене, работавшей в том же кабинете, что это недолгий, но скучный разговор.

– Нет, нам сайт не нужен, спасибо.
– Но я знаю, что в сфере автозапчастей достаточно часто покупатели приходят без понимания, какая запчасть им нужна, и консультантам приходится тратить много времени, чтобы выяснить все детали. Сайт по подбору автозапчастей ускорил бы весь процесс…
– Вы правы. В нашем каталоге плюс-минус 6000 позиций. Которые постоянно обновляются. Сколько надо ресурсов сайта для хранения и работы с таким объёмом информации?
– О, это немало. Давайте уточню детали у коллег и перезвоню вам с более точным предложением?
– Ну, перезванивайте.

Виктор Петрович был уверен, что Евгений не перезвонит. С идеей сайта к нему приходили не раз и не два. И все как один «ломались» на объёме данных. Он и сам с радостью бы снял с продавцов функцию бесплатных консультантов. Но в мире автомобилей рынок завис где-то между девяностыми и нулевыми, где все предпочитают спросить, проконсультироваться и ремонтироваться в гараже у соседа, а не на сайтах.
За 25 лет, что он вместе с женой держит магазин автозапчастей, Виктор Петрович отказывался и от «комплексного продвижения в соцсетях», и от «уникального дизайна флаеров» и ещё от десятков подобных предложений. Он до сих пор не знал точного ответа — проиграл он или выиграл, продолжая отказываться от «модных сайтов и соцсетей». Но предприятие пережило не один кризис, кормит его семью, его 15 сотрудников с их семьями — кажется, это неплохой результат для бизнеса. Или всё-таки можно было лучше?..

Комментарий Надежды:
Выбор сказать нет и придерживаться своей стратегии — один из мощнейших навыков психики, который отличает предпринимателей. Но сомнения — постоянный спутник бизнесмена. Тот, кто говорит, что не сомневается, выстраивая своё дело, врёт. У нас полно сомнений. Разница лишь в том, чей голос слушать — голос сомнений или свой собственный.
Поделюсь одной мудрой фразой, услышанной от коллег: «Успешный бизнес – это когда положительно решённых вопросов больше, чем отрицательно решённых». Это гораздо более реалистичное представление об успехе, чем то, что принято думать о победах сегодня.

Кризис vs предприниматель

В гостиничном бизнесе Александр уже лет 15. За это время они с партнёром успели попасть в десятку лидеров индустрии, открыть несколько филиалов по франшизе — и разойтись, потому что не сошлись во взглядах на дальнейшее ведение дел. Это официальная версия. На самом деле там всё не очень красиво получилось.
Утро Александр начал, как обычно, без телефонов. Рабочий смартфон он брал в руки строго в рабочее время, а мобильный для личных и экстренных звонков молчал. «Удивительно, обычно несколько сообщений за ночь прилетает, а тут тишина».
Сейчас в активе была задача продать свой отель. Александр с командой уже подготовил все бумаги, всё было организовано чётко, цена в NN миллионов была выше средней — но и отель флагманский. Спокойное утро 16 декабря 2014-го, в меру крепкий кофе, затаившие дыхание смартфоны и серый снег за окном.

Звонок.

— Слушаю.
— Саш, видел?
— Что видел?
— Новости. Курсы.
— Ещё нет.
— Бегом смотри.
— Да так уже скажи, быстрее будет.
— Доллар улетел в космос, как мы и думали. И продолжает лететь. Саш, с такими темпами нам за отель заплатят только половину, если не меньше. И это будет лучшее предложение.
— Понятно, еду в офис.

Александр почти никому не доверял: в бизнесе все по своим интересам играют. Но Коле, который вёл сделку по отелю, он верил: Коля был хорош в своём деле и не раз его выручал. И если он звонит, значит, планы А, Б и В уже сгорели, и надо думать дальше.
…Отель Александр продал — в два раза дешевле, как и прогнозировал Коля.  Александр всё не мог избавиться от ощущения: а вдруг он всё-таки что-то не досмотрел, не продумал, что была какая-то лазейка, чтобы вывести сделку в плюс?

Комментарий Надежды:
Предприниматель многое может. И это могущество – одновременно и сила, и бремя. Мы деятельны, но не властны над внешними обстоятельствами. Когда хочется повлиять на правила игры и буквально изменить внешние пространство — снижайте значимость происходящего. Помним: где внимание, там жизнь. А жизнь не сводится к одной сделке или проекту. Даже если они стоят миллионы.

***

Бизнес — это не только победы. Это путь. Очень важно продолжать идти. Предпринимательство — это форма жизни, от которой ты уже не откажешься. Но чтобы продолжать идти, нужны силы. Поэтому важно поддерживать себя и организовать себе ту помощь, которая позволит вам сохранять ресурс и идти дальше.


Когда нужно вернуть силы после трудностей
SPA Clinic
Новосибирск, Галущака, 2а