На связи со Вселенной

1 / 23     RU
На связи со Вселенной
Игорь Рязанцев художник (Тюмень), основатель нового стиля живописи — филумизма

Игорь Рязанцев создаёт масштабные полотна при помощи медицинского шприца, заправленного акриловой краской. Изобретённый стиль он назвал филумизмом (от латинского filum – «нить»): цветные нити сплетаются в единое пространство, пронизывая прошлое, настоящее и будущее время.
О связи филумизма с божественной паутиной и своей мечте написать 1000-й метр «Великого шёлкового пути» художник рассказал Leaders Today в преддверии открытия персональной выставки в новосибирском Центре культуры и отдыха «Победа».



LT: Игорь Владимирович, ваш псевдоним ReneReza, означает «заново рождённый». А помните, когда почувствовали себя перерождённым?

ИГОРЬ РЯЗАНЦЕВ: Я неожиданно получил по почте долгожданный патент (смеётся), работа над которым велась около двух лет. А последние полгода перед этим вообще выдались напряжёнными, так как моё изобретение филумизм Роспатент выставил в публичный доступ для проверки уникальности заявки. Я страшно переживал, что кто-то, кроме меня, работает в схожей технике – в таком случае 37 лет творческого поиска прошли бы впустую. Ведь с первого класса детской художественной школы мне внушали, что художник может состояться, только придумав собственный стиль, манеру, технику.

Высшая задача филумизма – найти нити, не только составляющие данный образ, но и связующие между собой Творца, сотворца (художника, живописца) и зрителя. Эта задача находит своё отражение в непрерывности строения и развития вселенной, раскручивающихся спиралей, галактик
и, собственно, в непрерывности спиралей времени, которому подвластны мы, но неподвластна вечность

Когда же в декабре 2011 года я нашёл в почтовом ящике письмо, уведомлявшее о присвоении мне патента, то облегчённо выдохнул и почувствовал, что филумизм полностью изменит мою жизнь.

С тех пор прошло 11 лет, а Новосибирск, например, только теперь познакомился с вашим творчеством. При этом за границей о вас знают даже больше, чем в России, почему так?

Действительно, я не так часто провожу персональные выставки, и тому есть несколько причин. Во-первых, плотный график работы в одной из галерей Тюмени, где я веду одновременно три масштабных проекта. Прежде всего, это серия работ размером два на два метра, посвящённая теме Великого шёлкового пути, которую я разрабатываю с 2017 года. А недавно приступил к реализации ещё более грандиозного замысла – написанию 25 масштабных сюжетов четыре на четыре метра по мотивам «Божественной комедии» Данте Алигьери. Ну и для Петербургского музея современного искусства «Эрарта» я взялся изготовить 11 инсталляций в стиле филумизма и представить их на выставке в сентябре.
Во-вторых, так сложилось, что почти все мои персональные показы сопряжены с мастер-классами и творческими встречами со зрителями, поэтому, выезжая по приглашению в ту или иную страну или город, я провожу там длительное время. Так, несколько месяцев я провёл в Париже, а потом полгода – в Астане, в Москве и вовсе прожил два насыщенных событиями года. Наконец, не каждая галерея может принять мои крупногабаритные полотна, для которых требуется просторное помещение с высокими потолками. В Центр культуры и отдыха «Победа» я на свой страх и риск взял чуть больше работ (60 метров из 120), чем планировал, поэтому пришлось сильно постараться, чтобы втиснуть их в заданные рамки.

А как всё-таки шприц стал главным инструментом в ваших руках, и менялась ли со временем техника рисования?

Сначала родилась идея филумизма, говорящая о том, что всё в нашей вселенной взаимосвязано, а потом начался подбор подходящих материалов и инструментов для её выражения. Что только я не перепробовал! Работал, например, с оргстеклом и цветными проволочками. Получались интересные экспонаты, но хотелось реализовать заложенные в филумизме смыслы именно на классическом холсте. Но как создать и положить на него тонкие нити, чтобы получилась целостная картина? Перебирая всевозможные способы, я опытным путём добрался до шприца, но краска из него не выдавливалась нужным образом, и понадобилось ещё три года, чтобы догадаться и сломать иглу!   
Со временем существенно расширились и техники нанесения акриловых красок, сегодня их больше двадцати, и каждая имеет своё название – бортик, мелирование, наброс, вязь и т. д. Ну а шприц всегда один и тот же – 10-кубовый, трёхкомпонентный. (Смеётся.)

Кстати, увидеть эти техники можно на примере арт-энциклопедии «Шёлковый путь», холсты которой образуют единую картину длиною 120 метров. А какие из представленных на выставке сюжетов этого проекта нравятся вам больше всего?

Например, «Джинн» или как прозвали его в народе «Хоттабыч». Герой сказочного сборника «Тысяча и одна ночь» владеет одной тайной, разгадать которую можно только сменив угол обзора картины. Под другим ракурсом взору открывается вид на древний Багдад, выписанный мною по старым фотографиям. Я долго искал техническое решение этого сюжета, пока на меня не снизошло озарение. В руки случайно попала брошюра про художников начала ХХ века, придумавших камуфляж. Так подсказанная из прошлого идея помогла создать картину в настоящем.
Вообще, Великий шёлковый путь – это ведь не расстояние от точки А до точки Б, а некая диффузия мировых культур, замешанная на вечных человеческих страстях. Прошедшая через весь путь нить тутового шелкопряда и моя нить филумизма переплелись, чтобы теперь напомнить людям, что многие века разные народы связывал культурный, научный, торговый обмен, и важно стремиться к взаимодействию в этой плоскости. Для художника тема Великого шёлкового пути – неисчерпаема, и если только хватит сил и времени, допишу свою арт-энциклопедию до победного тысячного метра. Но каждая работа проекта должна в нём звенеть! Обычно в конце очередного года провожу ревизию написанного, в прошлый раз порезал на куски девять хостов, потому что они выбивались из общей идеи.

В своём манифесте филумизма вы говорите о том, что даже оборванные нити длятся где-то в бесконечной вселенной. А что сейчас связывает людей на Земле?

Все живые и неживые существа находятся на единой божественной паутине и взаимодействуют друг с другом, эта связь была даже научно доказана российским учёным-химиком Нажипом Валитовым. Нельзя кого-то вырвать из контекста или добавить лишнее, поскольку всё имеет своё место и предназначение. А любое действие и даже сказанная про себя мысль — мгновенно разносятся по всей глобальной сети. Вот почему важно заботиться о чистоте своих помыслов и не плодить негатив, который бумерангом облетает бесконечную вселенную, возвращаясь к тебе или твоим детям. Чем больше людей поймут простую истину, тем крепче будет наша ментальная связь.

Что бы пожелали себе в новом году?

Знаете, я как-то думал, почему филумизм открылся мне только в 46 лет, а не пришёл, скажем, в 25? Но получи этот дар раньше, смог бы я удержать его в руках? Скорее всего, нет. Поэтому мне бы хотелось, раз Бог обратил на меня внимание, то чтобы уже не отворачивался. Ведь мне нужно закончить свою миссию: выполнить километр «Шёлкового пути» и написать «Божественную комедию», а если получится, то создать ювелирные украшения, мебель и даже архитектурный объект в стиле филумизма. Без поддержки свыше здесь никак не обойтись.

Текст: Анастасия Куприянова
Фото: Владас Рачкаускас