В каждой работе — волшебная история

1 / 23     RU
В каждой работе — волшебная история
Себастьян Ликан художник, богослов, культуролог

В Центре культуры ЦК19 открылась выставка Себастьяна Ликана «Херувимский лес». В экспозиции представлено около 50 картин на стекле и дереве, наивных образов в румынской народной технике трансильванской иконы, а также – рождественские авторские инсталляции.

LT: Каким основным темам посвящена выставка «Херувимский лес»?

СЕБАСТЬЯН ЛИКАН: Я уже двадцать лет живу
в России, и сегодняшняя экспозиция пропитана
сибирскими сельскими мотивами.
Герои моих картин изображены в русской традиционной одежде, на головах у женщин
платочки — я вдохновлялся старыми
фотографиями и книгами. Кроме того,
я занимался иконографией, изучал технику
иконописи в румынских и греческих монастырях,
поэтому в работах у меня присутствует
православная тематика.
И, конечно, многие мои картины рассказывают
о семейном уюте и любви к близким.
Я сам из большой семьи — у моей мамы было
12 братьев и сестёр, и мы до сих пор все тесно общаемся, несмотря на то, что живём
в разных странах.

Можете ли вы выделить самую особенную для вас работу?

Нет, они все одинаково дороги для меня, ведь в каждой картине заключена своя история. Я не рисую портреты, но могу в честь моих друзей придумать сюжет.
Например, для Анны Терешковой я нарисовал картину «Мам’Аня», в которой воплотил образ заботливой русской женщины, там же вы можете увидеть отсылку к работе красноярского художника Андрея Поздеева.
Другая картина у меня появилась после того, как я услышал трогательный рассказ одного старика о том, как встретились его родители — от грозы они спрятались в старой заброшенной церкви, стоящей посреди поля.
Ещё одну работу я посвятил своим друзьям, у которых родился долгожданный ребёнок. Так или иначе, все сюжеты моих картин рождаются благодаря встречам с людьми, интересным беседам и ярким впечатлениями.

В ваших работах много золотого цвета, что он символизирует?

У византийской канонической иконы золотой фон — это цвет вечности, чистоты, идеала человека и божественного мира. Тот же смысл золото несёт и в моих работах. Вы можете заметить и много зелёного — даже Дед Мороз у меня одет в шубу этого цвета, означающего возрождение, новую жизнь. Для православных людей именно Рождество знаменует начало нового года. Также я люблю использовать в одежде героев картин государственные российские цвета — белый, синий и красный. Для изготовления птиц «Херувимского леса» я выбрал традиционные русские ткани. Я специально зашёл в текстильный магазин и спросил девушку-консультанта, есть ли у неё дома русский народный сарафан, а если нет, то из какого материала она бы его сшила. Наверное, она решила, что я сумасшедший. (Смеётся.) Но у нас в Румынии на главные праздники или знаменательные события многие люди приходят в традиционных народных костюмах, и мне кажется, что даже у современного человека обязательно должно быть что-то, что связывает его с родной историей и культурой. Жаль, что русские часто отказываются от своих традиций — мало кто колядует на Рождество или носит русские народные наряды, редко можно встретить хождение с вертепом и со звездой, как было принято ещё сто лет назад. Мне бы очень хотелось, чтобы люди бережно хранили обычаи и культурное наследие своих предков, а то современные жители мегаполисов похожи друг на друга, вне зависимости от того, в какой стране они живут: все носят одни и те же бренды, ходят со смартфонами. Мне же интересны именно культурные особенности русских людей, их я и стараюсь подчеркнуть в своих работах.

Выставка Себастьяна Ликана «Херувимский лес» будет экспонироваться до 22 января 2023 года в ЦК19 по адресу ул. Свердлова, 13.

Текст: Александра Дегтярева
Фото: Антон Медведев