Искусственный интеллект – создатель меновой стоимости искусства?

10 / 23     RU
Искусственный интеллект – создатель меновой стоимости искусства?
Александр Юрьевич Воронин почётный член Российской академии художеств (Москва)

Благодаря новым алгоритмам, растущим вычислительным мощностям и ажиотажу, связанному с использованием машинного разума, его популярность растёт с каждым днём, в том числе и в сфере искусства. Является ли сегодня машинный разум создателем меновой стоимости художественных произведений? Предлагаем поразмышлять об этом вместе с коллекционером, доктором экономических наук Александром Ворониным.

В соответствии с трудовой теорией стоимости меновая стоимость создаётся исключительно живым трудом товаропроизводителя. Ни земля, ни капитал меновой стоимости не создают. При этом в процессе производства товаропроизводитель использует т. н. средства производства – машины, оборудование, материалы и т. д., стоимость которых его конкретным трудом переносится на конечный продукт. Применительно к сфере изобразительного искусства художник использует холст, бумагу, карандаши, краски, если речь идёт о работах в двухмерном пространстве, или глину, бронзу, другие объёмные материалы при создании образов в пространстве трёхмерном, и стоимость этих материалов учитывается в стоимости конечного продукта деятельности художника – его произведения. Учитывается, естественно, лишь в том случае, когда произведение искусства нашло своего покупателя, то есть частный труд художника оказался признан рынком частью общественного труда.

Слово «учитывается» достаточно точно отражает то, что происходит в процессе обмена. Далеко не всегда уровень общественно необходимых затрат на производство произведения искусства, установленный рынком, оказывается выше даже стоимости материалов, использованных для его создания, не говоря уже об оценке абстрактного труда художника. Если абстрагироваться от варианта, когда художник творит ради собственного удовольствия, а не ориентируется на рынок, то данная ситуация является для него провальной. Художник-товаропроизводитель создаёт не только то, что, по его мнению, найдёт спрос на рынке и в силу этого будет реализовано, а то, что будет иметь меновую стоимость, превышающую уровень его затрат на создание произведения искусства. Таким образом, процессу живого труда предшествует, а также сопровождает его на всех этапах производства интеллектуальная деятельность человека. «В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т. е. идеально», – отмечал К. Маркс.

Способность использовать усвоенные знания и навыки, накопленный опыт, анализировать и решать задачи, выходящие за пределы предыдущего опыта вплоть до последнего времени было прерогативой человека. Развитие интеллекта у человека выделило его из животных и стало началом развития общества, а затем и человеческой цивилизации. Однако в середине XX века возникло принципиально новое явление/научное направление, искусственный интеллект (ИИ) – выполнение творческих функций, считавшихся прерогативой человека, интеллектуальной системой. В 1950 году один из пионеров в области вычислительной техники английский учёный Алан Тьюринг опубликовал статью под названием «Может ли машина мыслить», в которой описал процедуру, получившую название теста Тьюринга, с помощью которой можно будет определить момент, когда машина сравняется в плане разумности с человеком.

Сегодня речь идёт уже не просто об искусственном, то есть созданном не в биологической среде, интеллекте человеческого уровня, а об интеллекте, кратно его превосходящем, по определению Ника Бострома (директора Института будущего человечества, созданного на базе факультета философии Оксфордского университета), об искусственном сверхразумном интеллекте или суперинтеллекте. В 2017 году разработанная компанией Google DeepMind программа Alpha Zero победила самую мощную в мире шахматную программу Stockfish: она выиграла 28 партий, 72 свела вничью и ни одной не проиграла. Программа Stockfish, как и все предыдущие шахматные программы, повторяла ходы, загруженные в их память, другими словами, использовала человеческий опыт, знания и стратегии реальных шахматистов. Основным преимуществом этих программ была не оригинальность, а огромная вычислительная мощность, позволявшая им быстро оценивать множество вариантов ходов. Alpha Zero же была продуктом самообучения ИИ: в неё ввели правила игры в шахматы и поручили разработать стратегию, которая обеспечила бы максимум побед и минимум поражений. Потренировавшись в игре против самой себя, Alpha Zero стала лучшим в мире игроком в шахматы, до сих пор ни один человек не смог её победить.

Портрет Эдмона де Белами, созданный нейросетьюНе осталась обделённой вниманием и сфера изобразительного искусства. Счёт работам, созданным с помощью ИИ, идёт уже не на сотни, а на тысячи, и есть примеры того, что некоторые из этих работ имеют достаточно высокую меновую стоимость. Так, в 2018 году на торгах старейшего аукционного дома Christie’s за $432,5 тыс. (что почти в 50 раз превысило первоначальную оценку лота в  $7-10 тыс.) был продан «Портрет Эдмона Белами», а на Sotheby’s в 2019-м за 40 тыс. фунтов – инсталляция «Воспоминания о прохожих I». Обе работы были созданы с применением машинных алгоритмов. Стоит ли воспринимать этот факт как то, ИИ стал полноценным создателем меновой стоимости произведений искусства?

Для ответа на этот вопрос обратимся к рассмотрению всей цепочки последовательных действий: от создания продукта ИИ – произведения искусства, до его реализации.

Первое, с чего начинается процесс – это идея человека создать некий образ, задействовав при этом возможности ИИ. Реализуется эта идея путём формализации понимания воображаемого образа на языке, понятном компьютерной программе, которая выдаёт некий результат в виде достаточного количества различных вариантов. Далее художник либо сразу материализует один из вариантов, распечатав его, скажем, на принтере, либо заставляет ИИ что-то доработать/переделать и также отправляет на печать. Затем наступает стандартная процедура продвижения готового продукта с участием галериста, искусствоведа, коллекционера, аукционного дома.

В 2019 году на конкурсе изобразительного искусства, проходящего в рамках ярмарки штата Колорадо (США), в категории «Цифровое искусство» первое место заняла работа под названием «Пространство оперного театра» (Théâtre D'opéra Spatial) Джейсона Аллена (Jason Allen). На самом деле автор изображения — нейросеть Midjourney, которая визуализирует текстовые описания, заданные человеком. Midjourney, руководствуясь ви́дением сюжета Джейсона Аллена, создала изображение, которое выглядит так, будто написано настоящим мастером. Аллен доработал творение ИИ в фотошопе и увеличил при помощи инструмента Gigapixel AI (он утверждает, что на получение удачного изображения у него ушло несколько недель), затем распечатал результат на холсте и отправил на конкурс, упомянув нейросеть как соавтора. Программ же, способных генерировать изображения на основе текста, сегодня насчитывается около полутора десятков.

Итак, Дж. Аллен хоть и не водил цифровой кистью по виртуальному холсту, но руку к общественному признанию «Пространства оперного театра» приложил: сформулировал для нейросети Midjourney задачу, отобрал три наиболее удачных варианта и распечатал один из них, наверняка – провёл на выставочной площадке ярмарки разъяснительную работу, в результате которой и был получен результат в виде победы на конкурсе. Можно не сомневаться, что при желании расстаться с картиной-победителем Дж. Аллен легко бы это сделал. Другими словами, была создана меновая стоимость, создана абстрактным трудом человека – Джейсона Аллена. Функция нейросети Midjourney при этом ничем не отличается от любого другого средства производства – способствовать созданию товара.

А теперь давайте рассмотрим другую ситуацию. Представим себе, что некая нейросеть, пусть даже после определённой доработки та же Midjourney, направила на продажу в галерею или аукционный дом произведение, созданное ею якобы без какого-либо участия человека. То есть, самостоятельно обработав находящийся в открытом доступе массив данных о, скажем, результатах торгов и продажах за определённый период времени, получила изображение, которое, по её мнению, в наибольшей степени удовлетворяет запросам рынка, и сама же в автоматическом режиме и в электронном виде, то есть не распечатывая, направила. Создаётся впечатление, что живого труда человека здесь нет вовсе, а меновая стоимость при этом создана, ведь изображение, вне всякого сомнения, будет продано. Значит, ИИ всё-таки является источником создания меновой стоимости?

Нет, не является. Даже если предположить, что наш ИИ является не рукотворным, а результатом саморазвития искусственного интеллекта, созданного человеком, то всё равно над исходной программой работал программист. Далее, ИИ не может, по крайней мере, пока, самостоятельно сформулировать цель, он может выработать кратчайший путь к достижению цели. Но кто же тогда сформулирует и конкретизирует цель? В рассмотренной выше ситуации цель продать весьма размыта. Варианты конкретизации: по максимальной цене (в течение какого времени?), максимально быстро (с учётом нижнего порога?) или по максимальной цене в течение определённого промежутка времени. Три варианта, из которых человеком – постановщиком задачи будет выбран один, после чего нейросеть приступит к работе. Цель продать или победить на конкурсе формулирует человек – по-другому никак. Далее, искусство – товар не массовый, для его реализации необходимо задействовать соответствующие механизмы и стратегии продвижения. Обучить ИИ этим процессам тоже должен будет человек, хотя для написания отличных искусствоведческих текстов, неотличимых от материалов, подготовленных живыми людьми, сегодня уже существуют программы.

Описанная выше ситуация является так называемым крайним случаем: ИИ берёт на себя решение ВСЕХ вопросов, связанных с созданием и реализацией проекта по формированию нового имени в искусстве с соответствующей его дальнейшей монетизации. Но даже в этом случае он выступает как средство производства предмета искусства, а не его идеолог. У ИИ есть цель (сформулированная человеком) и существуют технологические возможности её достижения (в виде мощного математического аппарата и программного обеспе́чения), но нет, как справедливо заметили авторы книги «Искусственный разум и новая эра человечества» (экс-госсекретарь США Генри Киссинджер, бывший CEO Google Эрик Шмидт и бывший директор Amazon Дэниел Хаттенлокер), «ни морали, ни души», необходимых для самостоятельного создания произведения искусства.

Предыдущие материалы Александра Воронина на нашем сайте:

В ожидании восстановления российского арт-рынка
Тонкости искусства продвижения
«Хочу стоить дорого» в контексте арт-рынка
Стоимость искусства
Изобразительное искусство и его потребительная стоимость
Изобразительное искусство и его меновая стоимость
Особенности меновой стоимости предметов искусства

Текст: Анастасия Михайлова