Парадокс режиссёра Зверьковой

10 / 23     RU
Парадокс режиссёра Зверьковой
Анастасия Зверькова журналист, режиссёр, сценарист

Анастасия Зверькова – молодой режиссёр с жизнеутверждающим взглядом на жизнь и творчество. Вместе со съёмочной группой киностудии «Зарево» она отправилась в далёкий посёлок Буково, затерянный в горах Карачаево-Черкесии, чтобы снять кино о двух астрофизиках, живущих изолировано от внешнего мира и пишущих музыку звёзд. Премьера картины состоялась в Новосибирске 15 ноября в рамках Фестиваля актуального научного кино (ФАНК), объединяющего учёных, исследователей, популяризаторов науки и художников.

Справка: Анастасия Зверьковародилась в Иркутске. В 2015 году окончила режиссёрскую мастерскую Андрея Добровольского и Андрея Герасимова на Высших курсах сценаристов и режиссёров в Москве. Дипломный фильм «Земляк» был показан на фестивалях в восьми странах мира, в том числе на Московском международном кинофестивале и в Оксфордском университете. В 2021 году за фильм «Свобода в квадрате», рассказывающий о космических исследованиях Института медико-биологических проблем РАН в Антарктиде Анастасия получила европейскую премию DocuTalents Award.

LT: Анастасия, предыдущие темы, на которые вы снимали своё документальное кино, в основном были связаны с историческими и современными героями Иркутска, за исключением «Свободы в квадрате», где речь шла об учёных из области космической медицины, несущих вахту на арктической станции «Восток». Чем же привлекла история двух астрофизиков из Нижнего Архыза?   

АНАСТАСИЯ ЗВЕРЬКОВА: В некотором смысле «Музыка звёзд» тоже связана с моим родным городом – тем, что события фильма развиваются в небольшом научном городке Буково на Северном Кавказе, где находится Специальная астрофизическая обсерватория (САО) РАН. Для меня это близкий и понятный мир, поскольку всё моё детство прошло в иркутском Академгородке, и хотя он значительно больше того, что находится в горах Карачаево-Черкесии, атмосфера академгородковского микрокосмоса у них общая. Но Буково, построенный вокруг самого большого на континенте телескопа БТА – с диаметром зеркала 6 метров, живёт своей изолированной жизнью в горах. Здесь на протяжении многих лет идёт мировоззренческий спор между носителями научных знаний, астрофизиками, и представителями знаний житейских – продавцами, сантехниками, дворниками. Но в диалоге разных картин мира рождается удивительный пример тонкого взаимопонимания и гармоничного сосуществования. На этой почве вдруг возникает просветительский проект молодых астрофизиков Александра Москвитина и Алексея Медведева, объединяющий не только жителей посёлка, но и очень широкую аудиторию за его пределами. В поисках своей философской истины непрерывно наблюдая за дальним космосом, учёные переводят свет звёзд в музыку, показывая людям, как звучит наша Вселенная.

А на что похожа музыка звёзд?

Как ни странно, в необработанном варианте по ощущениям напоминает старинную церковную музыку. По содержанию это, конечно, совершенно другое, а конкретно – звуки Солнца, взрывы сверхновых, звучание микроволнового фона, наполняющего космическое пространство. Но по восприятию на слух отсылает нас к чему-то священному. 

Ко всем своим фильмам вы ищите нить повествования. Это правда, что на драматургию «Музыки звёзд» повлияла другая ваша работа, посвящённая съёмкам документального интервью о драматурге Александре Вампилове?

Так вышло, что оба проекта совпали по времени реализации. Когда мы работали над сценарием «Музыки звёзд», мне в руки попал дневник Вампилова. А известно, что он, как и О. Генри, всюду искал парадокс. Например, у Вампилова есть воспоминание о его землячке Аксинье – женщине, прошедшей войну. Он пишет примерно следующее: «Я помню её грубый голос, как она работала за мужика, курила махорку и было противно смотреть, как она поминутно сплёвывала себе под ноги. Только песни она пела по-бабьи высоким, вытягивающим душу голосом». Подобные противоречия, если приглядеться, есть во всех рассказах и пьесах драматурга. Когда мы приехали в первую экспедицию в Нижний Архыз, захотелось тоже найти контраст, и он был обнаружен в магазине «Эдельвейс», принадлежащем колоритной хозяйке Ирине, которая стоит за прилавком и слушает песни Ирины Аллегровой. А в магазин то и дело приходят астрофизики и прямо на фоне продуктовых полок обсуждают музыку звёзд. Было принято решение основную часть съёмок провести в «Эдельвейсе», однако в первый же съёмочный день местные, узнав, что в магазине камера, стали обходить его стороной. У Ирины даже выручка из-за нас упала! Но потом жители к нам привыкли, перестали бояться и в магазине снова потекли привычные разговоры, а наши учёные приходили за покупками и рассказывали о своей работе Ирине, читали ей свои стихи. Глядя на эту картинку, мы поняли, что сделали правильную ставку и драматургической пружиной фильма обязаны не кому иному, как иркутскому драматургу Вампилову.

Во всех ваших работах чувствуется бесконечная любовь к человеку, к месту, к Отечеству. Ведь этому невозможно научиться, нам кажется, что всё это гены и воспитание.

Абсолютно точно! (Смеётся.) Это сплав маминой интуиции и папиной школы. У родителей разница в возрасте была 20 лет, и они никогда не давили на меня с сестрой, не указывали, чем нам нужно заниматься, а просто присматривались к нам, подсказывая верное направление. Так, мама однажды привела меня в фотокружок к Николаю Тарханову – иркутскому оператору и режиссёру. Он оказался настолько харизматичным и интересным человеком, что мы обе с первого же занятия увлеклись фотографией, а к восьмому классу я уже точно знала, что хочу быть режиссёром.

Парадокс нашей жизни в том, что даже в самой
захолустной деревне всегда найдёшь крепкого духом человека, который, несмотря на материальную неустроенность, будет
по-настоящему счастлив. Снимая кино, нельзя уравнивать условия жизни людей с тем, как они эти условия воспринимают. Внешний космос героя почти никогда
не равен космосу внутреннему 

Папы сейчас, к сожалению, уже нет с нами. Помимо прочего я благодарна ему за то, что он научил меня работать с большим объёмом информации. А было это так: он преподавал философию аспирантам и занимался политической аналитикой, а я набирала под диктовку на компьютере его тексты. Как сейчас помню эти сложные формулировки: «с точки зрения геополитической, геостратегической, геоэкономической обстановки, и т. д.», в детстве это вызывало во мне внутреннее сопротивление и даже раздражение, но постепенно я даже начала ему где-то подсказывать по структуре, как лучше выстроить предложение, и он меня за это всячески поощрял. Сейчас это умение – быстро ориентироваться в большом потоке данных – мне очень пригождается. 

Однако вы могли бы снимать свою документалистику в духе «Неизвестной России», но пошли другим путём. Позитивный взгляд на мир вокруг себя – это принципиальная позиция?

Здесь как у Окуджавы: «Каждый пишет, как он дышит». Если твоя картина мира депрессивна, то и камера под твоим руководством будет выхватывать из действительности негативные образы. А если любуешься, то всюду увидишь красоту. И раз уж мы заговорили о контрастах, то парадокс нашей жизни в том, что даже в самой захолустной деревне всегда найдёшь крепкого духом человека, который, несмотря на материальную неустроенность, будет по-настоящему счастлив. Снимая кино, нельзя уравнивать условия жизни людей с тем, как они эти условия воспринимают. Внешний космос героя почти никогда не равен космосу внутреннему.   

Благодаря активности киносообщества Иркутска, частью которого являетесь и вы, иркутское кино выходит на новый уровень. Об этом говорят не только вышедшие документальные и игровые фильмы, но и такие культурные мероприятия, проходящие в регионе, как Байкальский фестиваль регионального кино и Байкальский питчинг, День иркутского кино. В чём, по-вашему, феномен регионального кино и может ли, например, Новосибирск пойти тем же успешным путём? Что для этого нужно?

Нужно в первую очередь объединиться тем, кто видит своё настоящее и будущее в кино. У нас такая консолидация творческих сил произошла в 2015 году на стратегической сессии по развитию регионального кинематографа, на которую собрались представители всевозможных частных киностудий. Увидев друг друга, познакомившись ближе, мы осознали, что можем совместно снимать кино, коллаборироваться в творческие проекты. При этом ещё и рассчитывать на финансовую поддержку Минкультуры, у которого под развитие регионального кинематографа имеется отдельная статья бюджета. Так, благодаря субсидиям и грантовой поддержке Президентского фонда культурных инициатив вместе с кинокомпанией Юрия Яшникова мы реализуем документальный сериал «Киноинтервью»Это увлекательный рассказ о жизни наших земляков, совершивших прорыв в науке, технике, искусстве, спорте и так далее. Героем первой серии стал самый богатый предприниматель царской России иркутянин Николай Второв. Второй – самый востребованный советский драматург современности, тоже иркутянин, Александр Вампилов. А следующим героем «Киноинтервью» станет ваш земляк, советский лётчик-ас Александр Покрышкин. Этого героя нам предложил талантливый новосибирский режиссёр Павел Меняйло, надеюсь, что именно он и будет снимать этот фильм.    

Посмотреть документальные фильмы Анастасии Зверьковой можно в онлайн-кинотеатрах, а также на YouTube-канале «Кинокомпания Юрия Яшникова».

ЭТО ИНТРЕСНО:
Александр Москвитин – астрофизик-наблюдатель, изучает сверхновые звёзды и гамма-всплески с помощью двух главных телескопов обсерватории. Кроме того, является музыкантом-мультиинструменталистом, создаёт самодельные синтезаторы разных типов, проводит полевые записи звуков в окружающем пространстве.
Алексей Медведев – занимается исследованиями ультраярких рентгеновских источников, специалист в сфере физики. Занимается также экспериментальным саунд-дизайном, разрабатывает алгоритмы сонификации астрофизических данных, проектирует аудиоинсталляции. Вокалист, мультиинструменталист, практикующий нестандартное звукоизвлечение.

Текст: Анастасия Куприянова