Большая история

11 / 23     RU
Большая история
Анна Матвеева писатель, журналист

Писателями не становятся, ими рождаются. И Анна Матвеева – не исключение. У неё за плечами большое количество популярных и востребованных романов, она финалист и лауреат премий «Большая книга», «Национальный бестселлер», «Ясная поляна» и ряда других, автор «Тотального диктанта–2024».

LT: Почему при небывалом развитии индустрии развлечений и виртуальной реальности современные люди продолжают читать? 

АННА МАТВЕЕВА: При всём многообразии других занятий ничто не может сравниться с чтением по силе воздействия на душу человека, его разум, состояние и настроение. Читающие люди наблюдательнее и интереснее как собеседники.

Ничто не может сравниться с чтением

Я далека от того, чтобы призывать или заставлять кого-то читать книги — здесь всё должно происходить естественным образом, по любви.

Как вы думаете, много ли будет читать подрастающее поколение?

Нет, конечно. У нового поколения слишком много других соблазнов, и если современного ребёнка вовремя не заинтересовать чтением, он, скорее всего, предпочтёт другое занятие. Любопытно, что взрослые люди, сами не слишком-то усердные в чтении, часто возмущаются — ах, ребёнок не берёт в руки книгу, какой ужас! Но сами-то вы давно что-то читали по собственной воле и желанию? Так почему же требуете этого от детей? Дети всегда берут пример со своих родителей, поэтому если вы хотите, чтобы ребёнок оправдывал ваши ожидания – соответствуйте.

С какого момента вы поняли, что хотите связать свою жизнь с литературой? Был ли этот выбор осознанным или жизнь сама к этому подвела?

Я с детства любила читать, а пишут в первую очередь те, кто читает. Мне всегда хотелось иметь какое-то отношение к миру литературы, просто я не сразу решилась объявить себя писателем. Для начала окончила факультет журналистики Уральского государственного университета и работала в печатных изданиях. Но начиная лет с 20-22 я уже не сомневалась в том, что буду писать книги. Ничего больше меня так сильно не интересовало и не интересует. Наверное, это судьба.

Писательство – это просто работа или стиль жизни? Бывает ли такое, что дни напролёт вы думаете только о книгах или же, как только заканчиваются рабочие часы, переключаетесь на другие дела?

Я пишу в первую очередь для себя. Если это интересно кому-то ещё, меня это радует, но сознательно я не ставлю перед собой цели кому-то угодить, развлечь и так далее. Это прежде всего моя работа, которая формирует, а точнее, давно уже сформировала стиль жизни. Самое сложное в ней — усадить себя за стол, когда не хочется писать, когда не хочется вообще ничего делать. Всё здесь держится на дисциплине в первую очередь, а не на вдохновении, как многие думают.

Я пишу, прежде всего, для себя. Если это интересно
кому-то ещё, меня это радует, но сознательно я не ставлю
перед собой цели кому-то угодить

Рабочих часов как таковых у меня нет, зато есть много других обязанностей – редакторских, например, поэтому я пишу в любую свободную минуту. В самолёте, например. О книгах постоянно я, конечно же, не думаю, так и сойти с ума недолго. Но бывает, что уже написанный, готовый текст не отпускает — и я долго возвращаюсь к нему мыслями после окончания работы. А ещё я трудоголик! Ненавижу выходные и праздники.

Ваша повесть «Перевал Дятлова» написана на основе реальных событий, в романе «Каждые сто лет» есть реальные исторические персонажи, в книге о Вере Стениной упомянуты действительно существующие картины… Почему вы добавляете историю в свои произведения?

Мне всегда казалось, что жизнь интереснее фантазии, и что писатель, каким бы выдумщиком он ни был, никогда не сможет превзойти реальность. В прошлом происходило столько невероятных событий, что было бы неправильно игнорировать их. И потом, я профессиональный журналист, меня научили видеть интересное в окружающей реальности.

Расскажите, откуда вы берёте идеи для романов?

Идеи носятся в воздухе, важно успеть поймать их. Например, о перевале Дятлова я решила написать после того, как посмотрела документальный фильм, снятый Телевизионным агентством Урала — это было давно, более 20 лет назад. С тех пор на ту же тему высказались ещё с десяток писателей разной степени одарённости. Можно составить отдельную библиотеку из книг о перевале Дятлова, но моя была всё-таки первой в этом ряду.

«Каждые сто лет» – это роман-дневник. Правда ли, что в основу лёг реальный дневник вашей бабушки?

Да, причём не дневник, а дневники — бабушка вела их всю свою жизнь. Я, в отличие от моей героини, прочитала записи бабушки, будучи взрослым человеком, но включить их в роман решилась спустя много лет.

В романе обширная география. Почему вы решили поездить по всем местам, про которые писала ваша бабушка? 

Над романом «Каждые сто лет» я работала пусть и не сто лет, но точно не меньше десяти. И огромную часть этого времени, вы правы, заняли поездки по всем ключевым местам действия — от Полтавы до Хабаровска с заездом в Лозанну, Париж, Ригу, Варшаву, Петербург. Мне хотелось своими глазами увидеть то, что описывала бабушка в дневниках и мемуарах — швейцарскую виллу, где она жила ребёнком, улицы Петербурга, Дом геологов в Хабаровске… Конечно, можно было бы погулять по интернету, я нередко так делаю, но в этом случае решила отменить все компромиссы.

Помните ли вы все детали, происходящие в ваших книгах? Или по мере работы над новыми произведениями это забывается?

Отличный вопрос, почему-то мне его никогда никто не задавал! Какой-то автор, может, и помнит, но я точно — нет. Поэтому стараюсь перечитывать время от времени свои старые тексты (хотя и не люблю это) — только так можно избежать повторов.

Каждый писатель пишет всю жизнь одну и ту же книгу

И всё равно какие-то детали, образы, сюжеты порой кочуют из рассказа в рассказ, к большому моему сожалению. Не зря говорят, что каждый писатель пишет всю жизнь одну и ту же книгу.

И в завершение нашего разговора не могу не спросить про «Тотальный диктант». Расскажите, почему решили принять участие в проекте?

Я не просто решила принять участие — я была совершенно счастлива, когда мне предложили стать автором диктанта юбилейного, двадцатого в его истории года. Мне кажется, любой российский писатель втайне об этом мечтает, ведь это признание самого высокого уровня. Представьте — сотни тысяч человек одновременно пишут твой текст! К тому же мне очень нравится сама идея «Тотального диктанта», придуманного, если кто позабыл, в Новосибирске, где мы сейчас разговариваем. Нравится команда — люди, которые проводят диктант из года в год, это, не побоюсь повторить уже сказанные мной однажды слова, подвижники и просветители. Для меня огромная честь присоединиться к ним. И я надеюсь, что как можно больше людей в нашей стране захотят принять участие в этом важном проекте.

Текст: Анастасия Балацкая
Фото: Андрей Бортко