Каждый родитель рано или поздно думает над тем, чтобы отправить детей в лагерь. Но на этот счёт всегда возникает много сомнений и вопросов. Даже подумать страшно, что любимое чадо поедет в лес с незнакомыми людьми на две недели. Но это только в первый раз. Про культуру лагеря и воспитание психологически здорового ребёнка в коллективе Leaders Today поговорил с Евгенией Одияк.
LT: Как только в семье появляется ребёнок, мамы и папы начинают читать различную литературу и следовать противоречащим друг другу методикам воспитания. Можете ли вы дать универсальные рекомендации по воспитанию детей?
ЕВГЕНИЯ ОДИЯК: В первую очередь к младшим членам семьи нужно относиться с уважением и пониманием. Нужно перетерпеть возрастные изменения и кризисы. При этом не забывать про чувство юмора, потому что психологически здоровый человек растёт только в дружелюбной атмосфере. А методики семья может выбирать те, что ей ближе. В любом случае дети берут пример со взрослых, и с кем бы они ни общались в дальнейшем, привычки будут идти из семьи. Во-вторых, нужно быть подушкой безопасности, пока чадо наступает на свои положенные грабли. Есть высказывание, которое мне очень нравится: «Мы всегда должны быть на стороне ребёнка, потому что мы, взрослые, были маленькими, а ребёнок взрослым ещё не был». У нас больше опыта, и наша задача – направлять детей, задавать правильные вопросы, помогать с осознанием последствий, проговаривать те моменты, которые кажутся очевидными. У молодёжи, к слову, тоже ещё слабо развито критическое мышление, они не могут спрогнозировать ситуацию полностью. И, в-третьих, нужно научить детей разговаривать и безопасно выражать своё мнение. Я редко встречаю даже взрослых людей, которые высказывают свою претензию конструктивно, понятно и экологично. Это одна из основных целей культурного центра «Этаж» – научить экологичному общению. Мы своим примером показываем, как действуют хорошие и адекватные взрослые. Объясняем, что в мире очень много странных людей, но на них нужно спокойно реагировать. Они имеют право вести себя как хотят, главное – в рамках закона. А нормальные люди должны быть ответственными, порядочными и позитивными.
Недавно у «Этажа» стартовал новый проект «Педагогическая мастерская» совместно с лагерем «Чкаловец». О чём новоиспечённым вожатым рассказывают в первую очередь?
Вообще это перезапуск проекта, уже существовавшего с 2012 года, в новом формате, которого ещё не делал никто. Мы готовим вожатых не только в «Чкаловец», но и другие детские лагеря совместно с центром трудоустройства выпускников педагогического университета. Наша мастерская – широкопрофильная и даёт самую долгую в городе подготовку вожатых: мы занимаемся с октября по май. Часто студенты, приезжая на своё летнее место работы и столкнувшись с локальными проблемами, не понимают, как им действовать. И наши педагоги дают им подготовку: объясняют законы лагеря, основную нормативную базу, структуру работы с детским временным коллективом и сложными ребятами. Это новинка в мире молодёжной политики. Ни одно другое пространство не готовит вожатых с учётом их дальнейшего трудоустройства.
В СССР, например, были чёткие цели, которым следовали лагеря: коллективизм, поддержание всесоюзных связей и другие. Какую цель преследуют современные детские оздоровительные заведения? В чём их ценность?
Лагерь – это модель всех ситуаций, которые могут произойти в жизни только за короткое время: трудности, конфликты, любовь, взаимодействие со сверстниками, взрослыми людьми и теми, кто помладше. И он показывает, как человек умеет с ними справляться.
В большинстве лагерей в отрядах около сорока человек: активные, находчивые городские дети могут потеряться в этой атмосфере. Поэтому перед тем как отправиться в поездку, нужно понимать, подходит ли ребёнку специфика: есть места с насыщенным темпом, есть с большим количеством свободного времени, есть профильные смены, есть смены побольше и поменьше — нужно найти мир, в который подростку будет безопасно окунуться. Рекомендуемый мною возраст, когда можно первый раз попробовать этот опыт – десять-одиннадцать лет: ребёнок уже владеет навыками самообеспечения и способен говорить открыто о проблемах, может договариваться с людьми других взглядов. В лагере дети также учатся взаимодействовать с ребятами не из их привычного круга, школы или двора, а образуют сообщества по интересам или месту жительства.
Многие родители боятся отправлять детей на смену, ведь ребёнок несколько недель будет находиться под присмотром незнакомых людей и непривычном месте. Какая обстановка сейчас в лагерях?
В первую очередь дети находятся под опекой большого количества специалистов. С ними всегда рядом есть кто-то из взрослых. Конечно, случаются какие-то ЧП, без этого никуда. Мы не застрахованы от плохой погоды или непорядочных людей. Но с безопасностью всё хорошо: улучшаются условия, корпуса ремонтируются и становятся зонами коворкинга, где можно посидеть, поговорить, попеть; развиваются воспитательные программы, увеличивается штат охраны. Появляется много кружков дополнительного образования: книжные клубы, ораторские и театральные мастерские, музыкальные вечера и т. д. Раньше это было в новинку, а теперь практически стандарт качества. Вводится всё больше профильных смен: инженерных, английских, спортивных и других. Наш Новосибирск постепенно набирает обороты и подтягивается на уровень «Артека» и «Океана».
Какова роль родителей в этой системе?
В идеале родитель не должен нарушать сложившийся микроклимат. Суть лагеря в том, чтобы ребёнок становился самостоятельным, учился жить без родителей. Взрослые должны это понимать и не надоедать звонками. Раньше были родительские дни, когда приезжала семья, готовились концерты, ярмарки, но дети вмиг лишались самостоятельности, травились «запрещёнкой», а некоторых ещё и ругали на глазах у друзей. А ведь бывают такие родители, которые не стесняются в выражениях. Теперь на случай ЧП или конфликтов родители имеют возможность позвонить на педагогическую линию, которая берёт под контроль все проблемы и передаёт их психологу. Во многих лагерях уже есть психологи, так как вожатые выгорают, тоже хотят кому-то излить душу или не готовы справляться с некоторыми вещами. Это не говорит об их некомпетентности, просто мы знаем некоторые стрессовые ситуации как свои пять пальцев и можем быть полезнее и эффективнее.
И самое главное: когда собираются дети, которые выросли в обществе индивидуалистов, возникают ли какие-то трудности?
Всё дети – индивидуалисты. Им сложно думать о ком-то, кроме себя, ставить себя на место другого человека и обдумывать его чувства – слишком длинная цепочка для подростка. А когда дети приезжают в лагерь, и им нужно работать в команде, тут они начинают испытывать трудности. Но к середине смены эта проблема решается. Вожатые специально работают над тем, чтобы не перестраивать ребёнка под команду, а укреплять её его достоинствами. Они объясняют, что он – индивидуальность и может дополнить команду своими навыками. Главное – дать ему чёткую систему и правила. А уже найти уникальные способности и помочь ребёнку их развить – задача педагогов и вожатых. Вместе они стараются помочь родителям и вырастить добрых и порядочных людей.
7 / 24
Задача школы – воспитание культурного человека, который способен рефлексировать над собственными действиями и опытом предков.
6 / 24
С какими потерями мы вышли из болонской модели и почему живое слово сильнее тестов?
5 / 24
Сегодня РАНХиГС объединяет 275 000 студентов, это самое масштабное на евразийском континенте образовательное учреждение высшей школы.
4 / 24
Где найти надёжную опору в воспитании детей?
4 / 24
О том, как работает ЧОУ «София», рассказывают его креативные преподаватели, умеющие влюблять в английский язык любого ребёнка.
11 / 23
Качественное интеллектуальное, эмоциональное и физическое развитие детей, талантливые воспитатели и педагоги, комфорт и забота – всё это составляет основу образовательного пространства «ЭЛИТ».