Лагерь – наша большая семья?..

11 / 23     RU
Лагерь – наша большая семья?..
Евгения Одияк психолог детского оздоровительного лагеря «Чкаловец», руководитель культурного центра «Этаж», магистр педагогической психологии, ассистент кафедры ОПиИП факультета психологии

Каждый родитель рано или поздно думает над тем, чтобы отправить детей в лагерь. Но на этот счёт всегда возникает много сомнений и вопросов. Даже подумать страшно, что любимое чадо поедет в лес с незнакомыми людьми на две недели. Но это только в первый раз. Про культуру лагеря и воспитание психологически здорового ребёнка в коллективе Leaders Today поговорил с Евгенией Одияк.

LT: Как только в семье появляется ребёнок, мамы и папы начинают читать различную литературу и следовать противоречащим друг другу методикам воспитания. Можете ли вы дать универсальные рекомендации по воспитанию детей?

ЕВГЕНИЯ ОДИЯК: В первую очередь к младшим членам семьи нужно относиться с уважением и пониманием. Нужно перетерпеть возрастные изменения и кризисы. При этом не забывать про чувство юмора, потому что психологически здоровый человек растёт только в дружелюбной атмосфере. А методики семья может выбирать те, что ей ближе. В любом случае дети берут пример со взрослых, и с кем бы они ни общались в дальнейшем, привычки будут идти из семьи. Во-вторых, нужно быть подушкой безопасности, пока чадо наступает на свои положенные грабли. Есть высказывание, которое мне очень нравится: «Мы всегда должны быть на стороне ребёнка, потому что мы, взрослые, были маленькими, а ребёнок взрослым ещё не был». У нас больше опыта, и наша задача – направлять детей, задавать правильные вопросы, помогать с осознанием последствий, проговаривать те моменты, которые кажутся очевидными. У молодёжи, к слову, тоже ещё слабо развито критическое мышление, они не могут спрогнозировать ситуацию полностью. И, в-третьих, нужно научить детей разговаривать и безопасно выражать своё мнение. Я редко встречаю даже взрослых людей, которые высказывают свою претензию конструктивно, понятно и экологично. Это одна из основных целей культурного центра «Этаж» – научить экологичному общению. Мы своим примером показываем, как действуют хорошие и адекватные взрослые. Объясняем, что в мире очень много странных людей, но на них нужно спокойно реагировать. Они имеют право вести себя как хотят, главное – в рамках закона. А нормальные люди должны быть ответственными, порядочными и позитивными.

Недавно у «Этажа» стартовал новый проект «Педагогическая мастерская» совместно с лагерем «Чкаловец». О чём новоиспечённым вожатым рассказывают в первую очередь?

Вообще это перезапуск проекта, уже существовавшего с 2012 года, в новом формате, которого ещё не делал никто. Мы готовим вожатых не только в «Чкаловец», но и другие детские лагеря совместно с центром трудоустройства выпускников педагогического университета. Наша мастерская – широкопрофильная и даёт самую долгую в городе подготовку вожатых: мы занимаемся с октября по май. Часто студенты, приезжая на своё летнее место работы и столкнувшись с локальными проблемами, не понимают, как им действовать. И наши педагоги дают им подготовку: объясняют законы лагеря, основную нормативную базу, структуру работы с детским временным коллективом и сложными ребятами. Это новинка в мире молодёжной политики. Ни одно другое пространство не готовит вожатых с учётом их дальнейшего трудоустройства.

В СССР, например, были чёткие цели, которым следовали лагеря: коллективизм, поддержание всесоюзных связей и другие. Какую цель преследуют современные детские оздоровительные заведения? В чём их ценность?

Лагерь – это модель всех ситуаций, которые могут произойти в жизни только за короткое время: трудности, конфликты, любовь, взаимодействие со сверстниками, взрослыми людьми и теми, кто помладше. И он показывает, как человек умеет с ними справляться.
В большинстве лагерей в отрядах около сорока человек: активные, находчивые городские дети могут потеряться в этой атмосфере. Поэтому перед тем как отправиться в поездку, нужно понимать, подходит ли ребёнку специфика: есть места с насыщенным темпом, есть с большим количеством свободного времени, есть профильные смены, есть смены побольше и поменьше — нужно найти мир, в который подростку будет безопасно окунуться. Рекомендуемый мною возраст, когда можно первый раз попробовать этот опыт – десять-одиннадцать лет: ребёнок уже владеет навыками самообеспечения и способен говорить открыто о проблемах, может договариваться с людьми других взглядов. В лагере дети также учатся взаимодействовать с ребятами не из их привычного круга, школы или двора, а образуют сообщества по интересам или месту жительства.

Многие родители боятся отправлять детей на смену, ведь ребёнок несколько недель будет находиться под присмотром незнакомых людей и непривычном месте. Какая обстановка сейчас в лагерях?

В первую очередь дети находятся под опекой большого количества специалистов. С ними всегда рядом есть кто-то из взрослых. Конечно, случаются какие-то ЧП, без этого никуда. Мы не застрахованы от плохой погоды или непорядочных людей. Но с безопасностью всё хорошо: улучшаются условия, корпуса ремонтируются и становятся зонами коворкинга, где можно посидеть, поговорить, попеть; развиваются воспитательные программы, увеличивается штат охраны. Появляется много кружков дополнительного образования: книжные клубы, ораторские и театральные мастерские, музыкальные вечера и т. д. Раньше это было в новинку, а теперь практически стандарт качества. Вводится всё больше профильных смен: инженерных, английских, спортивных и других. Наш Новосибирск постепенно набирает обороты и подтягивается на уровень «Артека» и «Океана».

Какова роль родителей в этой системе?

В идеале родитель не должен нарушать сложившийся микроклимат. Суть лагеря в том, чтобы ребёнок становился самостоятельным, учился жить без родителей. Взрослые должны это понимать и не надоедать звонками. Раньше были родительские дни, когда приезжала семья, готовились концерты, ярмарки, но дети вмиг лишались самостоятельности, травились «запрещёнкой», а некоторых ещё и ругали на глазах у друзей. А ведь бывают такие родители, которые не стесняются в выражениях. Теперь на случай ЧП или конфликтов родители имеют возможность позвонить на педагогическую линию, которая берёт под контроль все проблемы и передаёт их психологу. Во многих лагерях уже есть психологи, так как вожатые выгорают, тоже хотят кому-то излить душу или не готовы справляться с некоторыми вещами. Это не говорит об их некомпетентности, просто мы  знаем некоторые стрессовые ситуации как свои пять пальцев и можем быть полезнее и эффективнее.  

И самое главное: когда собираются дети, которые выросли в обществе индивидуалистов, возникают ли какие-то трудности?

Всё дети – индивидуалисты. Им сложно думать о ком-то, кроме себя, ставить себя на место другого человека и обдумывать его чувства – слишком длинная цепочка для подростка. А когда дети приезжают в лагерь, и им нужно работать в команде, тут они начинают испытывать трудности. Но к середине смены эта проблема решается. Вожатые специально работают над тем, чтобы не перестраивать ребёнка под команду, а укреплять её его достоинствами. Они объясняют, что он – индивидуальность и может дополнить команду своими навыками. Главное – дать ему чёткую систему и правила. А уже найти уникальные способности и помочь ребёнку их развить – задача педагогов и вожатых. Вместе они стараются помочь родителям и вырастить добрых и порядочных людей.

Текст: Анастасия Балацкая
«Наследие»: через традиции и культуру к познанию себя и мира

«Наследие»: через традиции и культуру к познанию себя и мира

7 / 24

Задача школы – воспитание культурного человека, который способен рефлексировать над собственными действиями и опытом предков.

От клипового мышления к сценарному

От клипового мышления к сценарному

6 / 24

С какими потерями мы вышли из болонской модели и почему живое слово сильнее тестов?

Образование во имя служения

Образование во имя служения

5 / 24

Сегодня РАНХиГС объединяет 275 000 студентов, это самое масштабное на евразийском континенте образовательное учреждение высшей школы.

Достойное образование среди великих

Достойное образование среди великих

4 / 24

Где найти надёжную опору в воспитании детей? 

ЧОУ «София»: на языке взаимопонимания

ЧОУ «София»: на языке взаимопонимания

4 / 24

О том, как работает ЧОУ «София», рассказывают его креативные преподаватели, умеющие влюблять в английский язык любого ребёнка.

ЭЛИТ: пространство счастливого образования

ЭЛИТ: пространство счастливого образования

11 / 23

Качественное интеллектуальное, эмоциональное и физическое развитие детей, талантливые воспитатели и педагоги, комфорт и забота – всё это составляет основу образовательного пространства «ЭЛИТ».

1247//1249