Зачем нужна семья?

11 / 23    RU
Юрий Григорьевич Марченко доктор культурологии, профессор, академик Петровской академии наук и искусств, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации

Декабрьский материал из цикла статей доктора культурологии Юрия Григорьевича Марченко о воссоздании крепкой семьи ставит один из главных вопросов современности во всей его пронзительности. А действительно: зачем обществу, беспечно тратящему свой репродуктивный ресурс уже более века, какая-то традиционная любовь со всеми вытекающими из неё обязанностями? И всё ж таки, оказывается, семья сегодня нужна нам как воздух – без неё не спасёмся, ни в общем, ни в частности.

Вечный демографический кризис, или «народ-банкрот»

Сначала опишем культурно-политический, исторический и интеллектуальный фундамент, на котором мы решили воссоздавать крепкую, на основе традиционных ценностей, семью. Выяснить и источник сомнений в надобности привычной семьи. Как правило, авторы берут быка за рога и выстраивают избранный предмет вне контекста, многосложного комплекса естественных и искусственных условий.

Уже сам вопрос «зачем нужна семья?» (рассматриваемый по настоянию многих читателей журнала) свидетельствует о духовно-нравственном и интеллектуальном нездоровье общества. Не продолжить ли нам спрашивание: «зачем дышать, зачем принимать пищу, зачем смотреть, слушать, осязать»… Что поразительно, это нездоровье творится во дни, когда в России смертность по нарастающей обгоняет рождаемость, нормальная семья наклонилась к гибели, а стержневой русский народ — государствообразующий и культуробразующий — с ускорением движется к статусу национального меньшинства.

Новому состоянию общества нужен и новый термин, чтобы состояние это не прихорашивалось, не затенялось, не успокаивало, но будоражило, напрягало энергию преобразований. Российское общество — банкрот. Понятие «банкрот» из предпринимательских, торгово-экономических и банковских сфер, однако оно вполне приложимо к нашей демографии. За что так «окрестили» своё общество? За многолетнее устойчивое неможение поддерживать хотя бы простое воспроизводство народа, когда умерший замещается родившимся. Не говоря уже о весьма похвальном расширенном воспроизводстве, когда на одну смерть приходится 2–3 и более рождений.

Итак, современное российское общество — демографический банкрот. Но! Демографическими банкротами являются все страны Европы. Белая раса под угрозой исчезновения. Дж. Сорос и другие международные спекулянты помогли нам идейно и практически устроить «открытое общество», направив в его створы половодье противосемейных, противожизненных гендерно-ЛГБТшных рассуждений об устарелости сотворённого Богом двуполого человечества, традиционной семьи, материнства и отцовства, а также много извещений о новых формах брака, безбрачии (кроме монашества), о счастливом одиночестве и т. п. Всё аналогичное подаётся в духе «новое время — новые песни».

Через «новые нормы» к безумию человечества

Либеральных «теоретиков» традиционная семья обременяет, тормозит карьерный рост, особенно в тягость она женщинам: не даёт им активно включиться в окультуривающий туризм и другие «свободные» занятия. В отношениях, альтернативных нормальной семье, по их мнению, нет ничего плохого, «главное, чтобы люди были счастливы, а время покажет, какие из новых союзов лучше». А поскольку западолюбивый российский либералитет и олигархат навязали России всестороннее «копирующее развитие», то удивляться не приходится тому гнусному «половодью», что хлынуло в створы «открытого общества» и за десятилетия густо обросло «творчеством» российских «мастеров». Опыт показывает, то, что сегодня для нас несчастный импорт, завтра, в условиях «демократической» вседозволенности, дополнится доморощенными деструктивами.

Запад полон и переполнен «новизною» относительно нашего предмета. Назовём некоторые «новизны», которые вкупе и по частям могут прибыть к нам, если мы решительно не воспротивимся. В Европе были широко распространены «гендерно-нейтральные» куклы Барби и скоро пришли к нам. Зачем? У кукол нет основных признаков пола – груди, талии, других, характерных для женского пола очертаний. Дети могут трансформировать Барби и в мальчика, и в девочку. Барби, выходит, как игра «конструктор», но игра вредоносная, провокация несвоевременного и избыточного детского внимания к половой сфере. Со временем подсунут вопрос – доволен ли ребёнок своим полом; не хочет ли мальчик стать девочкой или наоборот, девочка – мальчиком. В Латвии занимались переодеванием мальчиков в девочек. И правда, нет ничего нового под луной. В 1920-е годы, когда в моду вводилась мужеподобная женщина, то искоренялось всё женское в очертаниях, в одежде, в привычках, в манере говорить. Но вот что особенно удивительно, были женщины, которые ради спровоцированной эмансипаторами моды шли на противоестественные, очень болезненные и мучительные операции по удалению молочных желёз(!). История знает моду и на беременных женщин, когда в дело шли подушки и подушечки и прочие приспособления. Но это была нисколько не опасная мода, её можно расценить как напоминание всем, что женщину благословил Господь Бог исполнять важнейшую миссию на Земле – воспроизводство народа и человечества. За игрой-конструктором Барби, пишут понимающие люди, могут появиться  и новые сказки, в которых принц влюбляется уже не в прекрасную принцессу, а в другого принца, король – в другого короля.

В странах Европы и США лет 30–35 назад «в порядке эксперимента» в школах были введены уроки сексуального образования. После «теоретических» разговоров «про это» дипломированные растлители советовали детям экспериментировать с однополостью («удовлетворяйте себя сами»). Крышующие такие уроки извращенцы требовали сокращения возраста согласия вступления в сексуальные отношения до 10–12 лет. Европа первой была нравственно расшатана «гомиками». В США – оплоте всех сатанинских инноваций – отношение к однополым «бракам»  в разных штатах разное. От полной свободы в штате Нью-Йорк до пожизненного заключения в штате Айдахо. В ряде штатов гомосексуалистам срок отсидки определён до 20 лет. В остальных штатах один-шесть месяцев отсидки плюс небольшие штрафы. В Америке ещё много честных и порядочных людей и они борются за спасение нации. Обжегшись на сексуальном образовании, они заняты теперь продвижением в школы «уроков целомудрия». А Европа? В Голландии официально была зарегистрирована партия педофилов. Прекрасная Швейцария первой наладила выпуск пр…вов для 10-летних мальчиков. В некоторых университетах Франции введены общие туалеты, притом без перегородок. Противников идиотических новшеств «выдавливают» с работы, останавливают их карьерный рост. В «старой доброй Англии»  в школах вводились уроки он…зма. В Норвегии женщины наравне с мужчинами служат в армии и проживают в общих казармах со всеми общими подсобными помещениями. Перечислять ещё можно многое. Остановимся. Грань между нормой и безумием переступлена. Время экспериментов прошло. Идёт полномасштабное (и со свистом!) строительство «нового человека» и «гендерно-разнообразного социума». «Новый человек» ХХI века не должен иметь понятия ни о какой идентичности – этнической, национальной, культурной, политической…

И дольше века длится… гонение на семью

В России в 1990-е годы начались разрушительные рецидивы 1920-х. Именно в 1920-е годы у нас проходила «сексуальная революция». Двигателями её были больше женщины-большевички, а тон задавали К. Цеткин, А. Коллонтай, И. Арманд. Разрушалась семейная культура русского народа. Большевики утверждали, что «семья – пережиток». Сам Генеральный прокурор СССР А.П. Крыленко русские национальные семейные традиции называл «тиной», «грязью и плесенью, подлежащими уничтожению».

«Пламенные революционеры» – это торопливая, суетливая и страстная камарилья в населении России. Чуть зашаяла страсть, и родилась «теория стакана воды», обещавшая, что при социализме утолить половую жажду будет не сложнее, чем выпить стакан воды. Многие девушки целомудренны, недоступны? Даёшь движение «Долой стыд!» По городам страны принимались декреты о «социализации», «национализации» женщин. Красноармейцам выдавались мандаты на облавы на 16–20-летних девушек в городских садах. Их потом насиловали во властных учреждениях, где первым гнусность совершал старший по чину.

«Семья при коммунизме не нужна» (см. коллекцию А. М. Коллонтай: «Любовь пчёл трудовых». «Семья в коммунистическом будущем», «Дорогу крылатому Эросу»…). Домашняя готовка отпадает, хлебопечение из дома вон. Всё сделают фабрики-кухни. Женщин надо было выпугивать из их крепости-семьи на производство, втягивать в комсомольскую, профсоюзную и иную общественную работу, где они будут доступнее похотливым начальникам. Коллонтай писала, что у неё «сердце мучается» при  вопросе о коммунистической семье. Её секс-эмансипаторское сердце подсказывало, что каждый член революционного класса должен «прежде всего служить интересам класса, а не выделенной и обособленной семейной ячейке». И «мучающееся сердце» знаменитой большевички нашло-таки выход: при коммунизме каждый мужчина – муж каждой женщины и наоборот. Брошюры, статьи, лекции действовали! По данным П. А. Сорокина (в эмиграции – «отец американской социологии»), 87% школьниц были дефлорированы. С запрещением церкви заниматься делами семьи и воспитания детей семья и семейные отношения становились бездуховными. Ширилась либерализация разводов, в гору пошли беспризорщина, венерические заболевания. В 1920 году с согласия Ленина были разрешены аборты. Всему итог – сокращение рождаемости. Сталин в 1936 году строго запретил аборты. Хрущёв в 1955 году разрешил их. И до сих пор производятся и проплачиваются из бюджета страны. Существует и мировая торговля детьми, к сожалению, с участием России. Открыт и развивается новый бизнес – «суррогатное материнство, в ходу новые репродуктивные технологии – ЭКО (экстракорпоральное оплодотворение, in vitro fertilization, дальние итоги которых никому не известны, ибо биологических успехов недостаточно, срок мал для обстоятельных выводов – нужны сведения, как минимум, о трёх поколениях). Но итоги грядут ещё и душевные и духовные.  На 12-м году своего президентства В.В. Путин подписал «Закон Димы Яковлева», согласно которому американцам было запрещено усыновление российских детей за жестокое с ними обращение, вплоть до убийства. Однако вывоз детей из России в другие страны пока продолжается. Под прикрытием усыновления дети используются для разных целей: как доноры в «чёрной трансплантологии», отправления садистских и иных извращенческих наклонностей.

Для чего здесь приводятся советские и постсоветские противные семье и в целом воспроизводству народа факты и события? Мы хотим строить крепкую, многодетную, счастливую семью. А для этого, напомним, нам нужно знать фундамент и условия для этого строительства.

Утешение, продолжение, единение и другие грани семейного счастья

Народ – это биологический душевный и духовный организм. И все совершённые над ним эксперименты оставили глубокие социогенетические и генетические поранения, Но то, что русский народ не получил знание через действующее образование о своём вековом прошлом, он несёт в себе на иррациональном уровне. Может быть меньше, но ещё очень много сторонников нормальной семьи. Необходимо укрепиться в понимании, что есть семья, и знать причины, почему разумные люди при любых условиях стремятся к семейной жизни. Условия же нужно улучшать и нести жёсткую юридическую и моральную ответственность за их состояние по принципу «кому больше дано, с того больше спросится». Семья – путешествие по норовистой, местами коварной, реке Жизни. Семья – никем не отменимая ответственность за воспитание дарованных Богом детей, и великая радость от преодоления на этом пути житейских ненастий и штормов. «Супружество – это подвиг. Многие его сегодня боятся. <…> Семья – это непрерывное несение Креста» (А. И. Половинкин, 2003). Супружество – сознательная взаимная жертва и добровольное взаимное рабство, соУзничество пожизненное и Богом благословлённое. Русский гений И. А. Ильин: «Семья есть первый, естественный и в тоже время священный союз, в который человек вступает в силу необходимости. Он призван строить этот союз на любви, на вере и на свободе, научиться в ней первым совестным движениям сердца и подняться от него к дальнейшим формам человеческого духовного единения – Родине и государству».

Какие из первостепенных причин создания семьи подходят здравомыслящим людям? В информационном поле существует много причин, ролей, функций. «Наборы» эти принципиально мало чем отличаются друг от друга, наблюдаются лишь развивающие потребности в семье привнесения. Сделаем некоторое обобщение «наборов» причин создания семьи.

Первая. «Рождение детей», «выращивание здорового потомства», «появление наследников, продолжение рода». Забота о воспроизводстве рода высказывается очень редко, а народа, общества, тем более человечества и вовсе не встречается. Почему? Во-первых, расширительное, философско-антропологическое понимание семьи, её «вписанности» в планетный и даже вселенский организм всегда было уделом очень немногих талантливых людей, во-вторых, современные общества – небезопасная для человеческой жизни среда. Она нагружена агрессивностью, пустыми и глупыми потребительскими страстями и ещё более пустыми и глупыми зрелищами и увеселениями. Забот о таком обществе очень мало, от него бегут.

Вторая. Семья – убежище. Необходимость убежища беспокоит не только взрослых людей, но и школьников. Автор статьи со своими коллегами Н. А. Примеровым и Н. А. Чикуновой в 2019 году провели в ряде школ, лицеев и гимназий Новосибирска и Новосибирской области социологические исследования. На вопрос «Как ты считаешь, что важнее всего сегодня для гражданина России?» 57,6% старшеклассников ответили – благополучие семьи. Спасение в семье, а она атакуется со всех сторон, слабеет, гибнет. Школьники всё это слышат от умных родителей, сами чувствуют угрозу, поэтому и «голосуют» в первую очередь за семью. По незнанию полагая, что только российское общество нездорово и опасно, 66,5% опрошенных собираются уехать из России. Не важно, говорят они, где жить и работать, важно хорошо жить. Видя плачевное состояние семьи, думающие и ответственные люди создают советы, союзы и другие общественные объединения в защиту семьи, морали, традиционных духовно-нравственных ценностей. Вышел долгожданный и обнадёживающий Указ президента Российской Федерации В. Путина № 809 «О государственной политике по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Однако осуществление Указа пока на стадии взволнованных форумов и ораторского труда. Затянулось…

А пока семья остаётся, хотя и угрожаемым, но единственным убежищем, где загнанный в «беличье колесо» наш соотечественник может перевести дух, найти утешение и привечание. Вокруг лживая, агрессивная реклама, «корпоративная этика», деляжная «карнеги-любезность», да растущая трудовая нагрузка за то же вознаграждение… Сходятся люди в одном: «в семье можно отсидеться, если внешняя среда недружественна», «семья – моя крепость…»

Третья. Все «наборы» функций семьи, как одну из важнейших, включают функцию воспитания детей. Знакомство неравнодушных граждан с итогами работы детских домов, интернатов, а также с ювенальной юстицией привели их к стойкому убеждению – «у семейного воспитания достойных соперников нет», «семья лучше всех казённых заведений, у них печальный воспитательный опыт». Очень важно отметить несостоятельность рассуждений довольно многих людей о том, что лучше воспитать, обеспечить одного ребёнка, чем плодить нищету. Это распространённая обманка всяких «рапсов», «ювентусов», либо простое легкомыслие.

Четвёртая. «Семья даёт возможность научиться совместному развитию».

Пятая причина. В семье (и нигде больше) живёт доверие, искренность, обмен самыми сокровенными мыслями и переживаниями. Семья способна быть мощным стимулятором достижения высокого уровня психологической культуры. Остановимся и мы, как и многие другие, на пяти – шести ролях семьи. Одно но! Ролевая структура семьи будет существенно неполной, если не будет домашнего пения. Все семейные роли в разной степени будут ослабленными. Родные песни облагораживают души, утончают чувства, сближают, роднят, украшают всех в семье, независимо от возраста. Пение повышает чистоту и приятность, певучесть и даже стыдливость речи, утончают чувство слова. В не поющей семье хуже говорят, чаще болеют. Поющие здоровее не поющих, дольше живут.

Постскриптум. Хорошие новости

Большой ущерб воспитанию современных детей наносят идейный, моральный, духовный разлад между семьёй и школой. Во всём сегодня торжествует плюрализм и толерантность как плоды «болонизации» российского образования и, считай, третьвековое отсутствие государственной идеологии. К тому же, в русском школьном образовании сосредоточилось большое количество инородцев и иноверцев (местами до 70% и более), что крепко подпитывает удручающий разлад. Эта проблема ставилась ещё и во времена Екатерины II, не доверявшей «мадамам» и «мамзелям» (по причине их дурного поведения), выписываемым из-за границы для домашнего образования и воспитания детей. При Петре I и Екатерине II школы были обязаны быть патриотичными и национальными. Видный представитель русского Просвещения И. И. Бецкой требовал: «Школа должна приготовлять к самостоятельной жизни и полезной общественной деятельности людей бодрых духом и телом, любящих свой народ и своё Отечество, преданных учению православной церкви и верных своей верховной власти и законному правительству». Не лучшим ли был бы такой наказ и современной русской школе? Общественными усилиями положено начало возрождению «Русской Классической Школы» (РКШ), восстановлению исключительно богатого отечественного педагогического опыта на учении основоположника русской педагогики К. Д. Ушинского и с использованием некоторых учебников советского периода. РКШ своим источником имели стихийно возникавшие в 2000-е годы семейные школы, устраиваемые огорчёнными деградацией государственной школы родителями. В настоящее время в России действуют около 70 учебных заведений такого типа. Есть надежда, что семья и государственные школы однажды придут к неформальному, живому сотрудничеству и доброму согласию.              

От редакции: авторские лексика, орфография и пунктуация сохранены

Фото: Антон Медведев