Королева стиля

2 / 23     RU
Королева стиля
Ирина Аликова дизайнер и владелица марки L-Alix Collection, выпускница Лаборатории Моды Вячеслава Зайцева

Приëмам моделирования и муляжному методу кроя одежды Ирина училась у Вячеслава Зайцева в Лаборатории Моды. И уже 25 лет успешно развивает собственный бренд L‑Alix Collection, вечерние платья которого вошли в сотню лучших на красных дорожках мира. Она является членом Союза дизайнеров, Союза художников России и членом Союза «Женщин России» под руководством Е. Ф. Лаховой. Интервью у нашей героини, родом, к слову, из Новосибирска, взял корреспондент Leaders Today в Москве Александр Зонов.

Справка: Дизайнерский бренд L‑Alix Ирины Аликовой участвовал в разработке коллекций для марки Josef Ribkoff (Канада), Kenzo (Франция), для Shubetto (Великобритания), коллекции для лондонского универмага Harrods. Бренд постоянно участвовует в выставках CPM в Москве и Дюссельдорфе. Разработал дресс-код для Mersedes Benz, для администрации Звëздного городка. Концепция бренда: прет-а-порте делюкс; лекала разработаны со своим коэффициентом градирования. Ткани и фурнитура из Италии, Франции, Испании, Германии, а также — нанотехнологии Японии. Модели изготавливаются не оптом, а в единичном экземпляре из именных тканей ведущих домов моды Европы. Собственные показы проходили в усадьбе Олсуфьевых, в «Президент-Отеле», в Музее Москвы, в Барвихе, «Соснах‑2». Бренд участвовал в проектах FIFA, «Голос‑6», в совместных проектах с Торговыми палатами России и Испании, с театром Джигарханяна — «Театр + Мода».

Александр Зонов, специальный корреспондент журнала Leaders Today в Москве, студент второго курса первой в России программы обучения профессиональных критиков «Экспертная журналистика, критика и обозрение» РАНХиГСLT: Ирина, вы умело управляетесь со сложными тканями и принтами, поэтому ваши работы получаются такими яркими и выразительными. Но сами предпочитаете монохромные наряды и строгий силуэт. Почему такой выбор?

ИРИНА АЛИКОВА: Я бы могла отшутиться и сказать, что моду диктует вступивший в права год Чёрного Кролика. Но всё гораздо проще — люблю этот цвет за его элегантность и эстетику. И вместе с тем способность сочетаться с чем угодно, будь то серебро или золото, белый воротничок или нитка жемчуга. Роскошный чёрный — король цветов и прекрасная основа для любого творческого самовыражения. Это понимают и используют по-своему многие дизайнеры, и я, наверное, не исключение.

Что для вас первично в процессе создания новых моделей — образ, рождающийся в вашей голове или реальная персона, вдохновившая на создание того или иного наряда?

Без соответствующего опыта дизайнер не может позволить себе мыслить и действовать подобными категориями. В моём случае понадобилось 25 лет, чтобы освоиться в нише лёгкой промышленности, разработать собственные образцы российской размерной линейки от 42 до 62 размера, причём создать лекала под особенности разного типа фигур. Достоинство моей одежды — в превосходной анатомической посадке, которой мы долго и тщательно добивались. Теперь как состоявшийся и узнаваемый мастер я могу позволить себе быть настоящим художником и создавать эксклюзивные модели в одном размерном ряду или сшить единичную вещь, вдохновившись прекрасными современными тканями или особенной фурнитурой.

Достоинство моей одежды в том, что у неё превосходная анатомическая посадка, которой мы долго и тщательно добивались

Но настоящая магия происходит тогда, когда в процессе примерки клиент и определённая вещь находят друг друга. Возникает удивительно точный, цельный и гармоничный образ, словно специально придуманный для этого человека.

Может быть, есть работы, которыми вы особенно гордитесь?

У меня одевалась Инна Михайловна Чурикова, и, называя меня российской Коко Шанель, говорила: «Ирочка, в ваших вещах случаются особенные события». Это потому, что я отношусь к каждой вещи как к своему ребёнку, подходя к работе с душой и с большой любовью. Когда люди надевают мои наряды, они чувствуют уникальную положительную энергетику. На сегодняшний день выпущено более тысячи моделей. И коллекции ежегодно пополняются новым экземплярами. Но я не могу выбрать какие-то отдельные вещи, поскольку для меня они все одинаково важны. Если же рассматривать ваш вопрос с технической стороны, то по сложности изготовления, а также по использованию определённых дорогостоящих тканей коллекции значительно различаются между собой. Взять хотя бы ставший теперь редкостью муляжный метод шитья, при котором одежда создаётся путём макетирования ткани на фигуре человека или на манекене. Это трудоёмкий процесс, требующий не только развитого художественного мышления, но и умения управляться с нестандартными складками и вытачками. Я горжусь тем, что успешно освоила и поддерживаю вместе с командой бренда эту технику, радуя поклонников такими шедеврами.

Какие тренды современной моды вам не близки, а какие, наоборот, хотелось бы вернуть к жизни? Например, любимый вами винтаж?

Что касается модных тенденций — мы живём в самое толерантное время, что даëт возможность объединить творческий поиск и эксперимент. А это стимулирует развитие индустрии моды по спирали. Но надо понимать, что без коммерческой составляющей не обходится ни один модный проект. Потребитель голосует рублём, и это данность, которую вынуждены учитывать даже самые именитые кутюрье. Тот же Карл Лагерфельд, прежде чем браться за новую коллекцию, анализировал продажи предыдущей, причём не только у себя, но и у конкурентов. А знаете, по какому принципу байеры отбирают товар для крупных торговых площадок? Они обращают внимание на одежду, которая нравится лично им, а также на вещи, завевавшие популярность у обывателя, даже если это претит их выбору. Поэтому мне как эксперту, сопровождающему некоторые европейские и российские бренды, приходится давать свои рекомендации с учётом актуальных тенденций рынка, вне зависимости от того, близки они мне или нет.
Винтаж же никогда никуда и не уходил — это целый мир, со своими особенностями и преданными поклонниками. Я знаю много современных дизайнеров, которые продолжают развиваться в этом направлении, актуализировать классические ретро-модели, а также создавать новые на основе коллажирования. Например, сочетая юбку-пачку с кедами — один из модных образов последнего времени.

Если бы вас попросили собрать капсулу для женщины, ведущей бизнес, являющейся публичной личностью и при этом — женой и мамой, что вы поместили бы в еë гардероб, чтобы героиня чувствовала себя уникальной в глазах окружающих?

Как сказала великая Коко Шанель: «У нас не будет второго шанса произвести первое впечатление». Человека встречают и судят прежде всего по одежде, и надо уметь себя преподнести, тем более публичной персоне с таким набором замечательных качеств и компетенций. Я вряд ли буду оригинальна, сказав, что в гардеробе обязательно должны быть строгий деловой костюм и элегантное чёрное платье. Но свойство уникальности образу придают со вкусом подобранные аксессуары, обувь, украшения. Да и сам костюм, если он отшивается персонально у мастера в ателье, можно выгодно обыграть при помощи креативного кроя, оригинальной фурнитуры. Ну и нельзя забывать, что удачный образ завершают не материальные блага, а качества человека — такие, как профессионализм, порядочность, жизнерадостность.

Вы работаете с персонами, которых знает вся страна — это самый высокий уровень публичности, мастерства, ярко выраженной индивидуальности. Какими качествами надо обладать, чтобы заслужить такой уровень доверия?

У меня прекрасная профессиональная команда, и признание на высоком уровне — это наша общая победа. Понимаете, все эти годы мы упорно стремились к тому, чтобы одежда под нашим брендом L-Alix Collection была не только красивой, но и по-настоящему удобной. Поэтому мы тщательно работали с моделированием и конструированием, добиваясь безупречной посадки изделий. Использовали для коллекций те же ткани, что в модных домах «Армани», «Гуччи», «Версаче». Отшивали коллекции на частных европейских мануфактурах, а также на собственной фабрике. Выбранная стратегия принесла свои результаты — бренд L-Alix Collection стали рекомендовать друг другу яркие представители мира искусства, бизнеса, власти. Полтора года назад мои платья вошли в сотню лучших моделей мира, а в российском рейтинге лучших нарядов для церемонии открытия Московского международного кинофестиваля заняли своё место в почётной десятке. Для меня это огромная честь и великое счастье — знать, что одежда моего бренда L-Alix приносит женщинам победы на сцене и в жизни. Но нельзя останавливаться на достигнутом, ведь всегда есть горизонты для роста. Особенно в на быстроразвивающемся, ëмком и технологичном рынке, на который обязательно нало обращать пристальное внимание. А для меня лично очень важно сейчас делиться опытом с начинающими мастерами. Для этого в настоящий момент работаю над открытием авторской школы дизайна — «Международный центр моды им. Ирины Аликовой».

Текст: Александр Зонов