«Верблюжья дуга» – кино, сотканное из света

2 / 23    RU
Виталий Суслин российский кинорежиссёр, сценарист

Ученик Карена Шахназарова Виталий Суслин живёт в Нововоронеже и снимает кино про всех нас. В центре культуры и отдыха «Победа» состоялась премьера его нового фильма – философской притчи о природе неназванного чуда и его роли в жизни человека.
«Верблюжья дуга» – шестая полнометражная картина Виталия, повествующая о сапожнике (имени которого зритель так и не узна́ет), прочитавшем однажды о Красном море и загоревшимся идеей побывать с супругой в Египте. Чтобы скопить деньги на мечту, герой решает стать фермером и устраивает в собственном гараже загон для поросят…

LT: Виталий, в мире отечественного кино вас называют певцом российской глубинки. Вероятно, потому, что большинство ваших героев – это деревенские жители либо обычные горожане, испытывающие типичные для нашего общества проблемы — такие, как кредитное мошенничество, социальное неравенство, самодурство власть имущих. А как вы формулируете свою авторскую позицию и что привлекает вас в теме маленького человека?

ВИТАЛИЙ СУСЛИН: Мы все перед Создателем маленькие, какой бы временной властью здесь ни обладали. Говоря об общепринятом литературном значении, те самые «Маленькие люди», как правило, являются обладателями по-настоящему большой души. Вспомните Башмачкина с его детским трепетом к своей шинели, ставшей для него живой. Да, такие герои часто забыты и не приняты обществом, но при этом сохраняют истинный внутренний свет и чистоту, благодаря которым возвращается утраченная вера, происходит примирение с настоящим. Для меня нет понятия маленький или большой – есть любимый человек. Все это одна общая тема – для авторов и зрителей. Все стремятся к недосягаемому идеалу… путь у каждого свой, цель – одна, вот только, к сожалению, многими забытая.

Если величие человека измеряется объёмом души, то какие критерии говорят о его успешности?

Для меня успешность – в способности человека быть искренне увлечённым своим делом. Кому-то нравится работать дворником, видеть, как вокруг становится чище. В «Верблюжьей дуге», например, сапожник чинит обувь, он счастлив в своём микромире – ему там хорошо. Ребёнку не нужно говорить о необходимости быть успешным, иметь видное место, приносящее солидный доход – напротив, необходимо заметить в нём его личное дарование, помочь раскрыться, не замыкаясь в тесном пространстве. Мы со временем становимся заложниками искусственной системы координат, пытаясь соответствовать ложным критериям. Прежде чем поступить во ВГИК, я закончил мединститут и был свидетелем многих человеческих страданий. Страшно, когда так называемый успешный человек внезапно оказывается на больничном одре, понимая, что все его достижения никак не могут помочь преодолеть недуг, вернуться к привычной жизни, а самого главного внутри нет, он не знает, за что зацепиться, впадая в отчаяние. Бывают счастливые случаи возвращения, с воскресением сознания и переменой своего образа, но кто-то, получив исцеление, быстро забывает об этом, вновь впадая в немощь и бессмысленность своего бытия – вот только не нужно забывать, что не всегда получится сделать второй дубль.

Новый фильм «Верблюжья дуга» многие критики называют притчей. Если это так, то чему она учит?

Мне хочется, чтобы люди фантазировали и сами находили смыслы. Зрителя не нужно поучать, он должен просто почувствовать, испытывать эмоцию, поэтому пусть «Верблюжья дуга» будет у каждого своя. В жизни каждого человека есть место для чуда.

Если ко всему в жизни подходить с установкой,
что, возможно, это твой последний день, то многое
встаёт на свои места, какие-то неважные вещи отсекаются,
освобождая время на действительно нужные дела и мысли

Пожилой сапожник в своих видениях скачет на детской деревянной лошадке, радуясь простому и нехитрому действу. Настоящее счастье, если ты в любом возрасте можешь оставаться ребёнком, удивляться миру глазами Тома Сойера. Вся жизнь, на самом деле, есть возвращение в детство. 

Как в сегодняшних обстоятельствах сохранить внутренний свет и не потерять способность видеть красоту даже там, где её нет?

Если каждое утро просыпаться с мыслью, что, возможно, это твой последний день, то сразу всё встаёт на свои места, лишнее мгновенно отсекается, уходит озлобленность. Нужно сохранить в себе ребёнка, тогда проявится скрытая радость. Помните, как в детстве: летишь с горки на санках, снег такой чистый, бабушка дома пирожков напекла… Важнее этого ничего не может быть.

Некоторые ваши короткометражки и фильм «Голова. Два уха» есть в открытом доступе, а где зритель может увидеть остальные работы, включая новый фильм, презентованный в «Победе»?

«Верблюжья дуга» выходит в прокат в отдельных кинотеатрах, надеюсь, потом будет телепремьера.
Сейчас трудно попасть на большие экраны и в эфир федеральных каналов. Но проблема даже не в этом. Если представить, что завтра все кинотеатры страны покажут те самые некоммерческие фильмы, всё равно зрителейбудет немного. За минувшие годы киноаттракционы с попкорном стали обладателями значительной доли репертуара. Люди отвыкли ходить на другое кино. Своего зрителя надо вырастить. Кто-то скажет, что сейчас всё можно найти в интернете, но чтобы это найти, нужно знать, что искать. Помнится, была прекрасная идея – ввести в школах предмет «лучших отечественных картин», и совсем не важно, что кому-то вначале будет скучно, потому что современные дети привыкли к другому, но у них постепенно начнёт формироваться хороший вкус, начнут оживать забытые имена художников.
Главное – не ждать от искусства прибыли, не боятся провалов в прокате, потому что после каждого из них будет появляться новый искренний зритель.

Текст: Анастасия Куприянова