Начинайте изучать живопись с русских художников

3 / 23     RU
Начинайте изучать живопись с русских художников
Александр Мухомедеев (мастер Муха) живописец, график, дизайнер, член Союза художников России, член Российского авторского общества

Ценители искусства прилетают из разных уголков нашей планеты, чтобы лично увидеть работы новосибирского художника Александра Мухомедеева. А как сам мастер Муха оценивает российскую живопись в контексте мирового искусства? Об этом – в нашем интервью.

LT: Александр, у вас большой опыт общения с экспертами и ценителями искусства в странах Европы и Азии. Везде ли одинаково воспринимается русская живопись?

АЛЕКСАНДР МУХОМЕДЕЕВ: Я объездил практически всю Европу и побывал во многих музеях мира, где знакомился с искусством разного направления – в одной только Италии посетил около 280 художественных галерей, музеев, арт-салонов. Мне повезло познакомиться со многими известными художниками, коллекционерами, были и интересные случайные встречи. Так, однажды в Живерни рядом с садом кувшинок Клода Моне я встретил правнука Ренуара.

Александр Мухомедеев
   * владеет более 250 стилями написания картин;
   * лауреат всемирной премии American Art Awards
в 2021 и 2022 годах;
   * работы находятся в частных коллекциях
более чем в 20 странах, выставлялись в Лувре, Третьяковской галерее и других музеях;
    * картины мастера Мухи прошли оценку на Sotheby's

Начиная с XIX века художники Азии и Европы часто венчали русских живописцев, ставили их в пример, поскольку их мастерство превосходило уровень европейских художников. Подтверждение этому – ситуация на международных аукционах,  где работы европейских мастеров приобрести можно без труда, а вот, к примеру, Врубеля, Рублёва или Брюллова вы точно там не найдёте. Их произведения даже не имеют стоимости. Благодаря прекрасной традиции русского меценатства музеи нашей страны переполнены полотнами европейских живописцев.

Я всем советую начинать изучение живописи именно с русских художников. Единственный минус такого подхода – у вас уже не будет восторженного придыхания при виде работ европейских авторов. Даже на произведения Рафаэля я смотрел абсолютно спокойно – тот итальянский реализм, который я наблюдал в музее Уффици во Флоренции, тронул меня гораздо меньше, чем шедевры Третьяковской галереи и Эрмитажа.

Высоко ценят русскую живопись в Азии – они любят смешение масляных красок (работу на палитре), которое является основой богатства нашей живописи! Также их восхищают полотна французской, румынской, украинской, норвежской и итальянской школ живописи, представители которой могут написать прекрасную картину с использованием всего шести (максимум – тридцати) тюбиков с разными красками. Современному художнику из Азии, Европы и Америки для работы порой требуется огромная палитра, число тюбиков в которой достигает двухсот – живописец наносит на холст чистые краски, поскольку не имеет навыков их смешивания.

«…итальянский реализм, который я наблюдал в музее Уффици во Флоренции, тронул меня гораздо меньше, чем шедевры Третьяковской галереи и Эрмитажа»

Есть разница и в количестве используемых кистей. Я, к примеру, во время написания картины в руке держу одновременно пять-семь хороших кистей разной толщины и жёсткости, плюс пользуюсь мастихинами. В Азии художнику хватает одной-трёх кистей. Преподаватели учебных заведений стран Азии считают себя мастерами до тех пор, пока не приезжают в Россию. Здесь они вынуждены практически с нуля учиться живописи в наших художественных университетах, так как масляная живопись в Азии практически не развита.

В Китае дела обстоят немного лучше. Там практически в каждом торговом центре есть залы, где работают художники. Однажды я даже увидел там мастер-класс, где одновременно пишут картины около пяти тысяч человек – они повторяли мазки за мастером, глядя на экран проектора. Мне тоже доводилось проводить мастер-классы, ивенты и арт-шоу в странах Азии, хотя пока и не настолько масштабные.

Какие направления живописи особенно востребованы?

Во многих странах, где я был, почитателям живописи нравятся яркие работы, чаще – импрессионистские пейзажи, которые вызывают у них внутренний эмоциональный отклик.

Я, например, для усиления яркости масляных красок использую такие материалы, как флуоресцентный акрил, японскую и французскую тушь, жидкий жемчуг, стеклярус, золотую, медную, бронзовую патину и т. д. Эффект от картин вызывает непередаваемые чувства, особенно у ценителей живописи из Азии. Это, наверно, самые эмоциональные зрители! Однажды, одна женщина из Индии, увидев в Сингапуре мою работу «Падший ангел в саду Оскара де ла Рента», была настолько переполнена чувствами, что упала на колени, стала целовать картину и просить, чтобы её продали ей (полотно уже было продано).

Видимо, дело не только в национальной особенности, но и в мощной энергетике ваших работ.

Помимо написания работ я занимаюсь арт-психологией и арт-нумерологией, поэтому часто заранее знаю, какой эффект может произвести картина. Иногда люди стоят завороженно возле полотен с немой улыбкой, не в силах что-то произнести. В Сеуле во время трёхдневной выставки Art Fair один из посетителей приходил на экспозицию и часами со слезами на глазах смотрел на мою работу «Ивы у воды».

Как вы в целом оцениваете сегодня интерес к живописи в нашей стране?

Нет популяризации искусства, и живописи,в частности. Видимо, лучшие времена для художников в России закончились – с 90-х годов у нас нет госзаказов, зарплаты, аукционных домов, порой даже нет мастерских. Сейчас в моде блогеры, а не мастера своего дела. Художественное искусство оказалось предоставлено само себе. Важно начать усиливать и профессиональную базу, способствующую продвижению и развитию художников.

Также хочется, чтобы в нашей стране возродилась традиция украшения стен жилого и рабочего пространств подлинниками живописи, ведь такие произведения дают своему владельцу мощное обогащение – как духовное, так и материальное.

 

Адрес мастерской Александра Мухомедеева:
Новосибирск, ул. Галущака, 2А, ТЦ «Олимпия», арт-салон «Манера»

Текст: Анастасия Михайлова
Фото: Владас Рачкаускас (портрет Александра Мухомедеева)