Всё как по нотам

3 / 23     RU
Всё как по нотам
Наталья Киприянова владелец, директор компании Plan/B

Чтобы бизнес звучал красиво и вдохновляюще, необходимо настроить все инструменты и согласовать работу музыкантов. Специалисты компании Plan/B профессионально выстраивают систему управленческого учёта так, что собственнику остаётся лишь наслаждаться гармонией получаемой информации о состоянии бизнеса.

LT: В каких направлениях работает компания Plan/B?

НАТАЛЬЯ КИПРИЯНОВА: Мы трудимся с 2010 года, и на сегодняшний день наша команда активно работает в четырёх направлениях: бухгалтерский аутсорсинг, налоговый консалтинг, юридическая поддержка и управленческий учёт. Последнее мы открыли не так давно, исходя из запросов наших клиентов. И очень скоро услуга по постановке управленческого учёта стала одной из самых востребованных. Во многом это связано с активной релокацией собственников и всеобщем переходе на удалённый формат работы. Руководитель этого направления — Тамара Леонтьева, опытнейший эксперт и по праву одна из лучших в своём деле.

Так или иначе управленческий учёт есть практически в любой компании. В чём заключается специфика именно вашей работы?

Тамара Леонтьева, руководитель направления управленческого учёта компании Plan/BТАМАРА ЛЕОНТЬЕВА: Это весьма распространённое, но ошибочное мнение. К сожалению, мой многолетний опыт показывает, что в большинстве случаев даже обязательные форматы управленческих документов, такие, как «Бюджет доходов и расходов» и «Бюджет движения денежных средств» методологически составляются неправильно, что приводит к искажению реального финансового результата компании, показателей рентабельности бизнеса и уж тем более не делает картину прозрачной для собственника. А в самых крайних случаях может привести бизнес к банкротству. Управленческий учёт в первую очередь должен обеспечить оперативное получение руководителем информации, которая бы позволяла ему принимать правильные решения. В идеале должна быть построена эффективная система управления, базирующаяся на достоверных данных и позволяющая на основе складывающихся тенденций компании планировать перспективы бизнеса. Но единой парадигмы организации управленческого учёта нет. Это всегда масштабный проект, который разрабатывается индивидуально под конкретные задачи собственника и специфику бизнеса на базе современных, апробированных методик. Образно говоря, управленческий учёт — это набор инструментов, и для того, чтобы они выполнили свои функции, звучали правильно и гармонично, мы их настраиваем. Таким образом, руководитель получает систему владельческого контроля над бизнесом, становясь его дирижёром.

А как понять, что в компании существует проблема недостоверности данных?

Есть яркие симптомы, которые появляются в результате разных внутренних причин, начиная от некомпетентности специалистов и заканчивая сознательным искажением реальных результатов с целью получения положительной оценки эффективности своей работы со стороны руководства или даже сокрытия хищения и растраты денежных средств. Основной же симптом типичен: «Прибыль есть, а денег нет».

Более детально это:

  • постоянные кассовые разрывы и необходимость владельцам покрывать их за счёт денежных вложений виде займов и кредитов;
  • отсутствие прозрачности в учёте, расхождение данных от разных подразделений компании по аналогичным показателям;
  • численность компании растёт, а эффективность падает;
  • растёт выручка, а план по прибыли при этом не выполняется;
  • в качестве причин невыполнения плана постоянно указываются внешние факторы, такие, как недобросовестные конкуренты, рост цен и т. д. 

Есть случаи, когда в компании экономических показателей считается много, но это не даёт абсолютно никакой информации для принятия управленческих решений. Например, популярная нынче методика оценки эффективности KPI, в которой часто придумывается огромное количество критериев и показателей, никак не отражающих реальную картину и на деле совершенно не обеспечивающих выполнение поставленных задач. Перечисленные выше симптомы не зависят от масштаба или бизнес-опыта компании и могут встречаться как у мастодонтов рынка с миллиардными оборотами, так и у предприятий малого и среднего бизнеса. Принадлежность к отрасли тоже не имеет значения: это могут быть оптовая и розничная торговля, производство, сфера услуг, строительство, сельское хозяйство и так далее.

Как происходит процесс постановки управленческого учёта?

НАТАЛЬЯ КИПРИЯНОВА: У нас есть определённые стандарты работы с клиентом. И первый шаг — это разъяснение собственнику, что такое правильно выстроенный управленческий учёт и что он ему может дать. После этого мы тщательно изучаем особенности бизнеса, выявляем болевые точки. Это позволяет нам сфокусироваться на актуальных задачах и не предлагать ничего лишнего, а также сформировать команду экспертов, необходимых для разработки данного проекта. Обязательным этапом также является аудит бухгалтерского учёта компании и возможная помощь в его правильном ведении. Ведь если в программах – каша из цифр или допущены методологические ошибки, то ни о какой эффективной системе управления и речи быть не может. Далее идёт непосредственно постановка и внедрение системы управленческого учёта. Бывает, параллельно мы даём рекомендации по кадровым решениям, например, помогаем с подбором финансового менеджера или главного бухгалтера. В середине работы мы делаем срез, проводим аудит, чтобы убедиться, что всё идёт так, как надо. На финальном этапе компания Plan/B ведёт сопровождение в подтверждении достоверности управленческих данных, качества анализа отклонений, делает выводы и даёт рекомендации, оказывая помощь в принятии управленческих решений. Правильно поставленный управленческий учёт всегда открывает глаза собственнику на его бизнес. За всю нашу практику ещё не было ни одного проекта, где бы владелец не узнал что-то новое о своей компании, как правило, не всегда приятное: хищение и нечестность со стороны персонала, непрофессионализм, халатность или неправильно выстроенные бизнес-процессы. Таким образом, мы помогаем предпринимателям определить и утвердить ключевые точки контроля, принципы управленческого учёта по основным показателям, разработать основные и оперативные дополнительные формы управленческой отчётности, назначить ответственных за предоставление отчётности и её анализ, а также при необходимости разработать KPI для менеджеров. Этот список ещё можно продолжать долго, главное, что после нашей работы собственник будет иметь профессионально выстроенную систему управленческого учёта, адаптированную специально под потребности его компании и дающую возможность принимать эффективные управленческие решения и делать прогнозы.

г. Новосибирск,
ул. Ольги Жилиной, 73/1,
planb@planb.group,
+7 (383) 201 11 01,
+7 (383) 893 30 33

Текст: Александра Дегтярева
Фото: Антон Медведев