Хантинг или обучение в компании?

4 / 23     RU
Хантинг или обучение в компании?
Алла Литвинова (на фото – слева) директор и основатель HR-центра Аллы Литвиновой (Новосибирск)

О тонкостях охоты за ценными специалистами, а также о том, как создать в компании собственный обучающий центр вместо того, чтобы искать сотрудников на стороне, рассказала эксперт в HR-области Алла Литвинова.

LT: Алла Юрьевна, что же такое хантинг?

АЛЛА ЛИТВИНОВА: Под этим термином подразумевается переманивание опытных сотрудников из других компаний – как смежно-отраслевых, так и из другой отрасли. Например, металлургическому предприятию может приглянуться грамотный управленец из банковской сферы, умеющий чётко ставить задачи и добиваться их выполнения.   

Как происходит привлечение сотрудников?

Хантинг бывает двух видов: охота за конкретным человеком или в целом за сотрудниками определённой компании, которая хорошо обучает свои кадры. Второй вариант случается чаще, особенно в ресторанном бизнесе, банковской и промышленной сферах, в областях недвижимости и страхования.   
Принято считать, что специалист может перейти работать в другую компанию только в случае, если там будет больше зарплата. В действительности не всегда люди идут исключительно за деньгами – у каждого своя мотивация. Кто-то с удовольствием переедет работать из Новосибирска в Москву или Санкт-Петербург, при этом размер зарплаты может остаться прежним, зато компания, к примеру, будет оплачивать проживание в новом городе.
Также многих сотрудников, особенно в IT-сфере, привлекает возможность выполнять интересные задачи и участвовать в разработке инновационных проектов. Для  управленцев часто оказываются интересными перспективы заняться развитием новой сети или постановка регионального филиала на ноги. Помогут схантить специалиста и такие бонусы, как кафетерий льгот, пользование служебным автомобилем, полис ДМС и т. д. 
Позволить себе хантинг могут далеко не все компании, поскольку этот процесс требует времени и затрат. Лучше, если этим будет заниматься отдельный сотрудник, который должен найти нужного кандидата, созвониться и пригласить его в кафе (например, под видом оплачиваемой консультации). Задача хантера – между делом рассказать о своей компании и условиях работы в ней, подогрев интерес собеседника.

Принято считать, что специалист может перейти
работать в другую компанию только в случае, если
там будет больше зарплата. В действительности не всегда
люди идут исключительно за деньгами

Когда речь идёт о хантинге конкретного человека, то подготовка к этому процессу может занимать не один месяц. Сформировать интересное предложение для желанного сотрудника помогает детальное изучение его интересов и потребностей, например, с помощью изучения профилей в соцсетях, изучения специфики посещаемых мест и круга общения. Это уже отдельный вид искусства, которым мы в нашей компании никогда не занимались.   
Не стоит ждать, что кандидат тут же согласится и уйдёт с насиженного места. К тому же его руководство, узнав о желании сотрудника уволиться, может поднять ему зарплату, чтобы не потерять ценного специалиста. Задача хантера значительно облегчается, если желанная звезда уже и так подумывала о том, чтобы сменить место работы, а тут вдруг – подходящее предложение с чуть лучшими условиями.

Каких специалистов хантят чаще всего?

Наиболее востребованы грамотные топ-менеджеры, руководители отделов продаж, финансовые директора, начальники юридических служб, IT-специалисты, инженеры-электронщики и технологи. На специалистов технических специальностей идёт постоянная охота. Предприятия стараются переманить даже токарей, поскольку сегодня на рынке катастрофически не хватает рабочих рук.   

Но ведь успешный хантинг – это ещё не гарантия того, что нужный специалист приживётся на новом месте?

Конечно, есть свои риски. Но давайте начнём с плюсов: сотрудник приходит сразу готовым к выполнению своих обязанностей – его не нужно обучать, он сам скажет, что нужно делать.
Говоря о минусах, стоит отметить, что человек, которого схантили, часто приходит с ощущением, что он этой компании нужен больше, чем компания ему и, соответственно, ждёт, что перед ним расстелют ковровую дорожку. Разочарование может наступить ещё и потому, что топовому специалисту интереснее работать в команде с такими же сильными сотрудниками, где есть «коллаборация мозгов», что способствует личному и профессиональному росту. Случается недовольство и самим проектом, на который схантили специалиста – к примеру, оказалось, что поставленные задачи не такие уж и сто́ящие и полностью реализоваться в их выполнении не получится.
Также могут не совпасть и системы ценностей двух компаний – в которой сотрудник работал раньше и в которую пришёл сейчас. Например, он привык к агрессивным продажам, а сейчас должен продавать экологично.

Сотрудник, который практически с нуля прошёл
всё обучение в компании, будет в разы более лояльным, нежели специалист, которого схантили

Важно учесть и повышенные расходы на фонд оплаты труда такого человека. Но и это не даёт гарантии, что специалиста снова не схантит другая компания, в которой бонусы, зарплата и перспективы окажутся ещё более привлекательными. 

Минусов получается гораздо больше, чем плюсов…

Зачастую бывает проще, дешевле и эффективнее вместо хантинга создать в компании свой учебный центр, где подготовку стажёров будут проводить собственник бизнеса, эксперты компании и приглашённые тренеры. В условиях кадрового голода на рынке труда такой вариант для закрытия многих вакансий действительно более актуален.

Как же создать такой центр?

Наша компания помогает эффективно формировать учебные центры – мы проводим кастинг тренеров, составляем темы для теоретического обучения новичков на каждой должности, создаём основу для совместной практики стажёра с опытными специалистами. Например, если приходит новый менеджер по продажам, то сначала он изучает технологию продаж и особенности продукта компании, а затем проходит практику с грамотным продажником и видит, как его наставник общается по громкой связи с потенциальными клиентами, как проводит с ними живые встречи и т. д.
Сотрудник, который практически с нуля прошёл всё обучение в компании, будет в разы более лояльным, нежели специалист, которого схантили. Если правильно создать учебный центр и назначить грамотного координатора, то можно свести к минимуму нехватку ценных специалистов и переключить своё внимание на развитие и процветание бизнеса.  

Благодарим за помощь в организации фотосессии Domina Novosibirsk hotel
Визажист Бознякова Алёна, VK, тел. 8 (968)-221-29-01

+7-913-901-88-77
Ул. Линейная 28, офис 203
Allalitvinova.ru
@allitahrbp

Текст: Анастасия Михайлова
Фото: Антон Медведев