Любовь и сила есть в каждом

4 / 23     RU
Любовь и сила есть в каждом
Тина Мастафова режиссёр

Как киноистория взросления подростка на Северном Кавказе может отражать глобальную проблему в современных взаимоотношениях детей и отцов? Молодой режиссёр Тина Мастафова представила в кинотеатре «Победа» социальную драму «Тембот», проект которой в 2020 году стал победителем всероссийского конкурса «Региональное кино России».

LT: В ваших интервью всегда указывается: «Тина Мастафова – ученица Александра Сокурова». Как вы сами относитесь к этому статусу?

ТИНА МАСТАФОВА: Александр Николаевич дал мне прочную опору в режиссёрской профессии, за что я ему безмерно благодарна. Он присутствовал и на съёмках нашего фильма «Тембот», поэтому так или иначе приложил свою руку к созданию этой кинокартины. Я даже мечтать не могла о том, что моё имя окажется рядом с именем Сокурова.
Это был для меня первый шаг в съёмках полнометражного фильма – пока что я как режиссёр не достигла в нём своей цели.
кадр из фильма «Тембот»

Что вы имеете в виду?

Сюжет фильма отклонился от того, что я планировала показать. Не согласна я и со многими техническими моментами.
После премьеры «Тембота» поняла, что слишком хорошо знаю то, о чём хотела рассказать в фильме – мне казались естественным многие детали, но, возможно, стоило уделить им больше внимания. Это, например, особенности менталитета жителей Кабардино-Балкарии. Для меня естественно, что Тембот не уходит от матери, а многим зрителям в Москве и в Сибири этот факт показался странным. Дело в том, что согласно нашим традициям, когда младший ребёнок в семье вырастает, он должен остаться жить с родителями, чтобы заботиться о них. Женившись, он делает для своей семьи пристройку к отчему дому. В старости, бывает, уже не обойтись без посторонней помощи и присмотра, поэтому я считаю правильным то, что именно повзрослевшие дети должны заботиться о своих родителях. Видимо, благодаря этой традиции на Северном Кавказе крайне мало стариков оказывается в домах престарелых. Я как единственный ребёнок в семье прекрасно понимаю, что если когда-нибудь перееду в Москву, то, скорее всего, перевезу с собой и своих родителей.

Если такой ход событий для вас естественен, то почему для вас было важно рассказать в фильме именно об истории Тембота?

Эта история родилась довольно быстро, поскольку она является совокупностью моего личного жизненного опыта, а также опыта друзей и знакомых. В целом фильм отражает ситуацию, не понаслышке знакомую большинству современных молодых людей в Кабардино-Балкарии. В менталитете жителей Северного Кавказа заложены покорность и уважение по отношению к старшим – это прекрасно, но родители здесь часто злоупотребляют данным обстоятельством. В конце фильма есть документальный постскриптум, где герои делятся своими реальными историями – в одной из них девушка рассказала, что по настоянию мамы вынуждена была поступить в институт на ту специальность, которая ей абсолютно не нравится. Да, она получит хорошую профессию, но будет ли счастлива, занимаясь нелюбимым делом?

Не находя возможности для работы, молодёжь
вынуждена уезжать в другие города, в том числе
в столицу. Но, как оказалось, сюжет нашего фильма
актуален и в других регионах России

В фильме мне хотелось показать, почему родителям не нужно глобально доминировать над своими взрослеющими детьми и почему для младшего поколения важно отстаивать право на самореализацию в том деле, которое ему по душе. Эта картина оказалась терапевтической и для меня самой – я словно увидела свою ситуацию со стороны и поняла, что мне нужно твёрдо идти своим путём, не соглашаясь со всем, что порой говорят старшие. Я есть движущая сила и причина всего того, что со мной происходит!
кадр из фильма «Тембот»

Но ведь в процессе воспитания сложно совсем обойтись без запретов.

Конечно, не на всё детям нужно давать своё согласие, но если отец или мать говорят ребёнку или подростку «нет», стуча кулаком по столу, то путь хотя бы объяснят свою точку зрения.
В этом отношении мне повезло – мы с мамой могли часами спокойно обсуждать все мои вопросы и запросы, совместно находя определённые решения. Но вот за пределами семьи я неоднократно сталкивалась с непониманием со стороны старшего поколения. Помню, после окончания курса мастерской Сокурова обратилась в министерство культуры в Нальчике за советом и поддержкой – у меня была идея для съёмок фильма, но я не знала, как её реализовать. В итоге мой сценарий и план даже смотреть не стали! И так происходит практически со всеми ребятами Кабардино-Балкарии, которые пытаются что-то предложить, как-то пробиться в жизни. Не находя возможности для работы, молодёжь вынуждена уезжать в другие города, в том числе в столицу. Но, как оказалось, сюжет нашего фильма актуален и в других регионах России. После премьеры «Тембота» в Москве ко мне подходили молодые люди и говорили: «Ты сняла кино про меня».

Какой путь, на ваш взгляд, должен был выбрать Тембот, оказавшийся под властью матери?

Он должен понять, что сила и любовь уже есть в нём, поэтому ему не нужно искать их вовне и что-то доказывать в надежде на одобрение. Можно продолжать жить вместе с мамой, но при этом важно провести в отношениях определённую черту, за которую нельзя переступать. Главное, что у Тембота, несмотря на трудности, не пропала жажда жизни и не появилась озлобленность, а значит, у него рано или поздно всё должно получиться.

Ожидали, что ваш фильм будет признан лучшим на конкурсе «Региональное кино России»?  

Я надеялась на это и жаждала победы. И вдруг звонок: «Ты выиграла! Через месяц съёмки твоего фильма». У меня началась паника, поскольку ничего не было готово – не отобраны ни актёры, ни локации… Мы кинули клич и нашли актёров. Из них профессионалами были только четверо, остальные впервые снимались в кино. Так же оперативно мы определились и с локациями – всего их в фильме около тридцати. Все съёмки проходили в Кабардино-Балкарии в течение месяца.

Премьера фильма будет у вас на родине?

Да, я очень жду премьеру в Нальчике – интересно, как отреагирует на историю Тембота старшее поколение. Либо это будет успех, либо дальнейшая моя жизнь на родине будет нелёгкой. Но я всегда верю в лучшее.

Текст: Анастасия Михайлова