Северная этика — за этим будущее?

4 / 23     RU
Северная этика — за этим будущее?
Александр Непомнящий основатель и вдохновитель проекта «Северная цивилизация», автор общественной инициативы «Образ будущего»

Александр Непомнящий — колумнист журнала Leaders Today. Его статьи о том, как может быть устроено общество, основанное на принципах Северной демократии, провоцируют оживлённые дискуссии среди наших читателей и вызывают интерес в высоких политических кругах. В апрельском номере, посвящённом цивилизационной самостоятельности России, размышляем с Александром о четырёх мировых этических системах и о том, какая из них и почему наиболее актуальна для нашего государства сегодня.

LT: Александр, весь ваш концепт Северной цивилизации включает в себя кроме Северной демократии еще три элемента: Северную этику, Северное образование и Северную экономику. Хотелось бы поговорить о том, что представляет собой Северная этика, ведь по сути это культурная основа вашей теории.

АЛЕКСАНДР НЕПОМНЯЩИЙ: Для начала я всем рекомендую прочитать интереснейшую книгу Константина Крылова «Поведение»! Основной лейтмотив книги – это существование в мире четырёх этических систем, которые условно названы по сторонам света – Юг, Восток, Запад и Север. Забегая вперёд, скажу, что по справедливому мнению автора, этика Севера ещё нигде не проявилась в полной мере. Этой этической системе только предстоит показать себя в человеческом сообществе в виде новой Цивилизации.

Давайте начнём с азов. Что такое, например, Этика Юга?

Этику Юга, или этику Подражания Добра (хотя возможно и Зла) ещё можно назвать Младенческой этикой. Её суть: «Я должен вести себя по отношению к другим так, как они ведут себя по отношению ко мне». Главный порок в этой этической системе – Непослушание, а определением истины здесь служит постулат «Я должен уподобиться Реальности».Этическая система Юга в основном характерна для примитивных сообществ, находящихся на ранних стадиях развития (страны Африки, Амазония и пр.).Этика Юга, как и этика Востока налагает на непосредственного индивида ограничения в действиях, в данном случае – это требование быть как все. Главная проблема этой этической системы заключается в том, что поведение Сообщества может быть Плохим, и тогда в данной системе этично будет быть Плохим. То есть если ты живешь в племени, где регулярно едят своих сородичей, то антропофагия будет считаться этичной. Также для данной этической системы характерна кровная месть: «Око за око».

Сегодня Россия очень активно сближается со своим восточным соседом, с Китаем. Что вы можете сказать про Этику Востока?

Этику Востока, или этику Страха делать Зло (хотя возможно и Добро) ещё можно назвать Детской этикой. Вся её суть сводится к постулату: «Я должен не вести себя по отношению к другим так, как они не ведут себя по отношению ко мне». Главный порок с точки зрения Восточной этики – Эгоизм. Данная этическая система ориентирована в прошлое (повторять, как было раньше). Определение истины здесь звучит как «Я не должен противоречить Реальности».
Детская этика характерна для традиционных обществ Востока, где сильны всевозможные запреты, сформированные в прошлом. Впрочем, учитывая, что в мире сейчас доминирует Западная этическая система, о которой будет сказано ниже, в последнее время страны Востока под влиянием глобальных кризисов, а также под влиянием этики Запада смогли преодолеть многие запреты, действовавшие ранее. Тем не менее, этика Востока (контроль в виде запретов со стороны государства) позволила этим странам сделать мощный вперёд, особенно в экономике. Элита большинства стран Востока сегодня исповедует более совершенную Западную этику, так как главная проблема Восточной этической системы – отсутствие развития, эта этическая модель изначально консервативна. И очень сложно в таких условиях реализовать какие-либо инновации и личные инициативы, которые до тебя ещё никто не делал.

На повестке сегодня активное противостояние России и всего коллективного Запада. А что вы можете сказать про Западную этику?

Этическая система Запада сейчас доминирует в мире. Этика Запада или этика Зависти к Добру (хотя и к Злу тоже), по сути, и есть «либеральная система ценностей» – или Подростковая этика.Суть такая: «Другие должны вести себя по отношению ко мне так, как я веду себя по отношению к другим». Главный порок в этой этической системе – Нетерпимость. Этика Запада ориентирована на настоящее и пропагандирует принцип «живи сегодняшним днем». Определение истины – Реальность должна уподобиться мне.Суть этой этической системы заключатся в том, что Индивид Свободен. Он волен делать, что хочет и/или то, что ему выгодно. Но! Он должен понимать, что ему может и прилететь в ответ. Убил — и тебя могут убить, украл — и у тебя могут забрать имущество. Гадишь природе — не удивляйся глобальному потеплению и другим прелестям. Кстати говоря, Западная этика привела к созданию целой философии общественного устройства (Гоббс, Локк, Руссо, Маркс, Ницше и т. д.), суть которой состоит в том, что каждый человек свободен и каждый преследует свои корыстные интересы, но в целом сумма этих корыстных устремлений индивидуумов (в случае правильной их организации – через дисциплинарное общество и государство модерна в виде либерализма или коммунизма или фашизма) приводит общество к всеобщему благу. Это философия, в самом фундаменте которой заложен обман, но именно благодаря ей мировая цивилизация развивалась всё последнее время. В этом смысле Западная этика – это этика Развития! Этика Запада предполагает полную свободу – как свободу делать Добро, так и Свободу делать Зло. Главная проблема этой этической системы в том, что она изначально даёт разрешение делать Зло. Да, будут последствия, но они будут потом.

А что же из себя представляет Северная этика, которая и должна стать основой будущей Северной цивилизации?

Этика Севера, или этика Ненависти (Нетерпимости) ко Злу (хотя возможно, что и к Добру) – это Взрослая этика. Её суть: «Другие не должны вести себя по отношению ко мне так, как я не веду себя по отношению к другим». Главный порок в этой этической системе – Непротивление Злу, Смирение со Злом. При этом надо понимать, что важным в этой этической системе являются не другие, важен «Я». То есть «Я знаю, что такое Добро и что такое Зло, я не делаю Зла сам и не даю его совершать другим» (вопреки Всему – Я делаю Всё Правильно). Данная этическая система ориентирована на будущее: её носители предотвращают Зло, которое должно было бы случиться в будущем и несут Добро, формируя новую Реальность. Определение истины в этой системе – «Я творец Реальности». То есть Северная Этика – это осознанный выход на уровень Творца!
Этической системы Севера как цивилизации сегодня в мире нет. Предполагается, что это цивилизация, которая только должна появиться на Земле. Кстати, политический философ Павел Щелин в недавнем своём заявлении предположил о том, что зачатки именно Северной этики изначально присутствовали в русском менталитете. Однако в последние 300-400 лет (начиная с петровских времен) Россия (в первую очередь элита России) находилась под властью Западной этической модели. Но именно сейчас, когда Россию активно выталкивают из всего мирового сообщества (где сейчас и доминирует Западная модель этики), у страны появляется (совершенно неожиданно) шанс реализовать Северную систему ценностей, то есть вернуться к своим корням и истокам, по сути, интегрировать свою тень, что может дать невероятный импульс для развития совершенно новой Цивилизации.

То есть негативное влияние западной этической модели всё-таки сыграло с нами такую вот злую шутку?

Безусловно. Все наши беды в том, что носители русского и близких к нему языков экзистенциально, если угодно, на уровне генов, стремятся к Добру! Ещё философы-славянофилы говорили об этом в XIX веке. Но из-за того, что наша элита проповедует Западную этику, мы не можем полностью раскрыть свой потенциал. Ведь, по сути, западную этику можно перефразировать так: «Делаю что мне выгодно, а там трава не расти». Этика Севера предполагает, что индивид обязан не допускать по отношению к себе Зла (как от самого себя, так и от других). То есть, в отличие от Западной этики, где индивид делает то, что хочет, а потом по реакции окружающих понимает, что было им сделано плохо, а что хорошо, Северная этика предполагает, что индивид точно понимает, что есть Зло, не делает его сам и не допускает его наличие в мире.
Северная этика предполагает, что человек уже усвоил урок, что есть Добро и Зло и этому Злу противостоит. Соответственно, главной проблемой этики Севера является вопрос, а действительно ли Индивид (носитель этики Севера) так уж умеет различать Добро и Зло, чтобы делать свои выводы не только о себе, но и о других? Ведь главный посыл этики Севера: «Я вопреки другим веду себя Правильно». Но Правильно ли? С другой стороны, именно в Северной этической модели центральный вопрос метафизики нравственности становится движущей цивилизационной силой.

А что вообще, с точки зрения теории этических моделей, является Злом?

Здесь надо кратко добавить, что автор (Константин Крылов) кроме этических систем, приводит ещё два вида поведения:
1. Аморальное, т. е. отсутствие этики в принципе.
Суть: «Как ведут себя другие по отношению ко мне, пусть дальше так себя и ведут, и как я вёл себя по отношению к другим, так я и буду себя дальше вести». Такое общество безразлично ко всему и опирается лишь на понятия эффективности и выгоды.
2. Зло. Автор выделяет два его типа:
2. 1. Обман и паразитизм. Суть: «Я не должен вести себя по отношению к другим так, как они ведут себя по отношению ко мне»
2. 2. Насилие. Суть: «Я буду вести себя по отношению к другим так, как они не ведут себя по отношению ко мне»
Есть ещё одно явление, которое автор назвал Полюдьем (побочным эффектом) – это оборотная или тёмная сторона любой этики (неважно, Южной, Восточной, Западной или Северной). Фактически это упрощение самой сути этики таким образом, что она превращается в свою противоположность. Полюдье – это то худшее, что проявляется у НЕ самых сведущих людей в рамках этической системы (вроде бы изначально призванной обеспечить только хорошее). Полюдье – это этика масс. Противостоять Полюдью может только Этическая система, которая является образующей для данного типа Полюдья. Считается, что при образовании новой Этической системы в обществе сначала проявляется Полюдье, и только потом, благодаря долгому труду Элиты, в обществе начинает превалировать уже сама Этическая система. И наоборот, когда Этическая система ослабевает, Полюдье возрастает (именно так возникает образ падения архангела и превращения его в Люцефера, именно так, по мнению Толкина, эльфы превратились в орков).
1. Этика Юга, Полюдье: «Делай то же, что и Все». Впрочем, именно в Южной этической системе Полюдье не сильно отличается от самой Этики. Чем развитие Этика, тем сильнее разрыв между смыслом самой Этики и его Полюдьем.
2. Этика Востока, Полюдье: «Я не должен делать того, чего другие не делают». То есть по сути ничего не нужно делать, чего другие не делают — никто не умывается, и я тогда не буду умываться, никто не здоровается, ну и я тогда не буду здороваться.
3. Этика Запада, Полюдье: «Все должны делать то, что делаю я». По сути, это навязывание другим своего мнения, своего образа жизни. Именно благодаря этому идеология Запада захватила весь мир! Мало того, именно благодаря этому Полюдью Запад сейчас находится в кризисе, из которого как будто бы нет выхода. С одной стороны, по этике Запада, Индивид должен делать, что хочет, и получать соразмерно в ответ. С другой стороны, по Полюдью – Все должны быть как Я. Одно противоречит другому в рамках Западной этической системы. В этом и заключается основная тень Запада, его тёмная сторона!
4. Этика Севера, Полюдье: «Никто не должен делать того, чего не делаю Я». Или ещё хлеще: «Если у меня чего-то нет, то и у других пускай не будет» или так «Если мне чего-то нельзя, то и другим пусть будет этого нельзя». Или «Они что, самые умные, что ли?» Ничего не напоминает? Ведь это же черты нашего русского характера на бытовом уровне. Изначально относясь к Северной этике и заменив её на Западную, мы дали возможность нашему Северному Полюдью расцвести на уровне глубинного народа! То есть у нас эти годы были заимствованные достоинства (Западные, а иногда и Восточные) и свои Северные недостатки. Побороть эти недостатки мы сможем, только если вернём себе Северную этическую систему как главенствующую. В целом, можно сказать, что в итоге Северное Полюдье в современной России преобразилось в концепцию миропонимания «русского мира» или «евразийства», которое, на мой взгляд, концентрирует общество не на себе, не на развитии себя, а на том, чтобы учить других, как правильно жить: «Мы правы! Мы победители! Мы спасаем заблудших и уничтожаем нацистов и террористов!»

А кстати, как вы относитесь к этой концепции?

Мне больше близки идеи другого политического философа Павла Щелина. Вот как пишет он лично мне – цитирую: «...своя не интегрированная тень (Полюдье) и попытка выехать на достоинствах чужой этической системы, что есть плохо приживающийся в глубине момент (потом в элитах раздражение и нервоз, что в форме мема выражено «опять народ не тот»). Мой главный вопрос: как в рамках такой системы не полюбить «сапог товарища майора», не полюбить насилие...»

Что же нужно сделать, чтобы Россия перешла на Северную этическую модель поведения?

С моей точки зрения для того, чтобы по-настоящему  реализовать в нашей стране Северную этику, для начала её нужно правильно понимать. Я бы сформулировал это так: «Я не должен совершать Зло Сам и не должен допускать делать его Другим (или я несу Добро и делаю так, чтобы его несли Другие), но только с помощью методов, которые сами не создают Зло и только при условии, что я Сам умею отличать Добро от Зла!». Считаю, что Добро – это Развитие в Единении, Любви, Гармонии (Адекватности), Радости (от награды за достижения), Безопасности и Свободе. Важно, что все эти элементы должны быть в совокупности, только тогда это будет Добро. Нам нужно сначала убить Дракона внутри себя, и лишь потом мы имеем право начать бороться уже и с внешними Драконами. Добро должно стать Целью Северной цивилизации!

А какие конкретно шаги нам нужно предпринять?

Итак, если мы хотим построить общество Северной этики и создать новую Северную Цивилизацию, то мы просто обязаны делать две важнейшие вещи:
1.Образовывать наше население. Активно просвещать людей в вопросах философии, мироустройства, этики и многих других сфер, касающихся знаний всеобщего характера. Каждый Человек должен стать Творцом, умеющим отличать Добро от Зла (и Правду от Лжи). Делать это нужно повсеместно, в том числе и через пропаганду знаний. Мы должны формировать высоконравственного Человека будущего!

2. Сформировать такое общественное устройство, которое позволит более высоконравственным людям находиться на более высоком уровне социальной лестницы (через механизм Северной демократии). Это очень важно, так как задача каждого Индивида, находящегося на своем уровне иерархии, будет сформулирована следующим образом: недопущение Зла во вверенной ему общности граждан (а также и между его общностью и другими).

Кроме того, такая система, сформировав небольшие объединения людей в виде Общин (по 50+ жителей, включая детей), позволяет в рамках этих микрогрупп создавать свою уникальную среду со своими взглядами на мир (в том числе и с особенностями и нюансами понимания Добра и Зла) и даёт возможность их объединения с другими группами на более высоких уровнях осознанности. Это поможет не допустить столкновения разных идеологических взглядов и точек зрения в формате масштабного насилия. О принципах переустройства общества вы можете прочитать в моих предыдущих статьях. Конечно, чтобы достичь главенства Северной этики в нашем обществе, предстоит огромная работа, но это вполне реальный путь, который приведёт нас к лучшему будущему.




yandex.zen

obrazbud.ru
Telegram-канал
Youtube-канал

Текст: Александра Дегтярева
Фото: Евгения Бурило