На Международной выставке изобразительного искусства в Новосибирске «Вечная женственность», организованной фондом «Уникальная Страна» при поддержке Министерства науки и инновационной политики НСО, Лариса Иванова представляла сибирскую икону. Мы поговорили с художницей о том, что делает икону чудотворной, а жизнь – осмысленной и наполненной.
LT: Лариса Васильевна, сегодня настолько растиражирован образ независимой и сильной женщины, что когда слышишь словосочетание: «вечная женственность», то появляется некий диссонанс и возникает вопрос, а про что это?
ЛАРИСА ИВАНОВА: Одна из задач этой выставки – раскрытие женского образа через призму духовного возрождения, возврата к истокам женской сущности, её материнскому началу. Высшая ипостась женщины – Пресвятая Богородица – Мать Мира. В её руках сосредоточена энергия жизни, очищения и созидания. Неслучайно символом этого послания становится облик Богоматери с Младенцем Христом на руках на иконе «Жена, облечённая в солнце». Это аллегорическая интерпретация образа апокалиптической жены, о которой в книге «Откровение» Иоанна Богослова сказано: «И явилось на небе великое знамение: жена, облачённая в солнце; под ногами ее луна, и на голове венец из двенадцати звёзд». Солнце здесь символизирует мужское начало, луна – женское, а образ Богородицы являет собой символ христианской церкви, под которым сегодня мы должны объединиться, чтобы вернуть равновесие начал, сохранить целостность семьи и силу русского духа.
Примером творческого союза и гармонии мужской и женской энергии служат ваши иконы, созданные совместно с супругом, известным в Сибири и за её пределами резчиком по дереву Анатолием Ширяевым.
К сожалению, Анатолий ушёл из жизни четыре года назад, но оставил после себя не только добрую славу даровитого мастера, но и бесценное творческое наследие. Вместе мы побывали во многих странах мира, достойно представляя на выставках в разных городах сибирскую школу иконописи. Наши живописные иконы хранятся в домашних собраниях российских и заграничных коллекционеров. Но, что особенно важно и приятно – наши иконы украшают убранства российских храмов во многих регионах страны, а некоторые даже обрели чудотворную силу.
Например, образ Богородицы в Церкви Успения Пресвятой Богородицы на Берёзовой роще в Новосибирске увешан серьгами и колечками благодарных просительниц, которым Богоматерь помогла в деторождении.
Вероятно, вы с Анатолием знали какой-то секрет?
Так получилось, что образы будущих икон приходили ко мне во сне. Это были настолько яркие и сильные впечатления, что, проснувшись утром, я помнила до мельчайших подробностей явившиеся мне лики Богородицы или Христа. Потом Анатолий по моим описаниям создавал деревянные матрицы икон, а я, заручившись благословением Патриарха Всея Руси Алексия II, расписывала их красками. Вот так с 2002 года мы и мастерили совместно, вкладывая в ответственное дело, душу и любовь. Отмечу, что супруг работал в уникальной технике художественной резки, основанной на законах золотого сечения. Благодаря этому объёмные и выпуклые иконы сохраняют правильные пропорции с любого ракурса. Современным резчикам трудно добиться такого эффекта.
Когда не стало мужа, я смогла отсканировать оставшиеся после него иконы и матрицы, чтобы в последующем продолжить изготовление копий при помощи высокоточного оборудования. Возможно, в будущем исходники удастся передать в надёжные руки, интерес к коллекции проявляет Русский музей.
На выставке также представлены ваши мягкие картины в технике лоскутной мозаики. Расскажите, откуда пришла идея использовать ковровое покрытие?
Я же не только художник, но и дизайнер по интерьеру. В Новосибирске и Бердске у меня много объектов, в которых я занималась обустройством внутреннего пространства, от подбора текстиля и мебели и до закупки посуды и прочей домашней утвари. Первая мягкая картина – восьмиметровое панно «Чайка» появилось совершенно случайно. Несколько лет назад я работала над интерьером модернизированного теплохода «Парис», пришвартованного в бердской гавани. После покрытия полов на теплоходе специальным ковровым материалом у меня осталось много разноцветных обрезков. Выкидывать такую красоту было жалко, и тогда я решила попробовать собрать картину. Результат приятно впечатлил не только меня, но и всю команду теплохода вместе с собственником. Впоследствии я изготовила целую серию таких мозаик, посвящённых женской сущности, её божественному началу. Эту коллекцию я уже показывала в Бердске, а также в Краеведческом музее. А на этой выставке впервые выставляется панно «Синяя птица», наиболее ярко отображающее мою философию жизни.
Вы называете любовь и красоту движущей силой творчества, веры и жизни на Земле. А что питает эту силу изнутри?
Испытания, выпавшие сегодня на долю России и всех её людей. Так, видимо, написано у нас на роду – через преодоление приходить к единению, к возрождению исконных ценностей, таких, как семья, брак, материнство. Особая миссия в этом процессе принадлежит именно женщинам, которым нужно объединиться и вместе нести в мир подлинную красоту. Ведь сказано в пророческом Откровении Иоанна Богослова, что если 144 000 верующих станут вокруг Земли и будут держать баланс мира, любви и красоты – человечество спасётся. Такое движение женщин уже активно формируется у нас в Сибири. Я горячо поддерживаю инициативу главного редактора журнала Leaders Today Ольги Олеговны Зоновой по возрождению образа семьи, поскольку без опоры на традиционную семью невозможно построить благополучное будущее.