Воспринимать Россию сердцем

4 / 23     RU
Воспринимать Россию сердцем
Никодим архиерей Русской Православной церкви, митрополит Новосибирский и Бердский

О национальной самоидентификации русского образца, противостоящей мировым вызовам и объединяющей людей разных национальностей и вероисповеданий.

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать -
В Россию можно только верить.

Ф. Тютчев

LT: Владыка, сейчас часто приходится слышать выражения: «русский дух», «русский мир». Какой смысл теперь несут в себе эти понятия?

митрополит НИКОДИМ: Сегодня, когда говорят «русские», подразумевают людей, объединённых общей историей, культурой и языком, проживающих на известной нам территории. Но у этого понятия есть и более глубокое значение. В своё время весьма тонкую и точную формулировку дал русский философ Иван Александрович Ильин. Он писал, что «быть русским – значит не только говорить по-русски, но воспринимать Россию сердцем, видеть любовию её драгоценную самобытность и во всей вселенской истории неповторимое её своеобразие…». Видеть любовию, то есть смотреть на Россию духовным взором может только человек, русский по духу, потому что именно это состояние приближает его к духовному восприятию места, в котором он живёт, и окружающих его людей.
Иными словами, человек может говорить, писать и читать по-русски, жить в русском мире, населяемом людьми, объединёнными русским духом, но при этом не иметь в себе этого стержня, а значит, не принадлежать русскому миру.
Сплочённый же единым духом народ становится могущественным, непобедимым, потому что за ним – священная правда, понуждающая к миру, любви, добросердечию. И этому невозможно противостоять. Вот такой правдой мы все должны быть объединены, поскольку на ней стоит русский мир.

А как связано с современностью понятие Святая Русь?

После крещения Руси православная вера начала быстро распространяться по русской земле. Из православия вышло множество святых, повлиявших впоследствии на судьбу всего мира, на уклад и будущее многих народов, особенно нашего. Жизнь русских святых ярко представлена в отечественной истории. Православием пропитано всё – искусство, литература, зодчество, в том числе и сознание русских людей. И хотя не все граждане ходят в храмы, участвуют в церковных таинствах, но если кого-то из них спросить об их вере, то, я уверен, абсолютное большинство ответят, что они – православные. Вот это и есть Святая Русь, к которой обращаются православные христиане с духоносными словами: «Русь Святая, храни веру православную, в ней же тебе утверждение».
Что может послужить в текущей ситуации объединяющим началом для нашего достаточно разобщённого общества?

Здесь поможет знание истории родной культуры и истории добрососедских отношений между братскими народами нашей большой страны, где веками православные христиане мирно сосуществовали с представителями других традиционных для России религий. Главное, чему мы должны сейчас научиться – это терпению, пониманию и любви к ближнему своему. Достичь этого, не прилагая духовных усилий, невозможно. Поэтому каждому из нас нужно чаще заглядывать в своё сердце и помнить, что любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера есть плод духовного труда.

В чём вы ощущаете свой пастырский долг и точку опоры, обращаясь к верующим и невоцерковлённым людям?

Как любой пастырь, я несу особую ответственность перед Богом за свою паству, дарованную мне Господом. Недостаточное внимание к пасомым может привести к тяжёлым последствиям, и я как правящий архиерей не могу этого допустить. Ибо по слову Божиему, «проклят всяк, творящий дело Его с небрежением». Конечно, тяжёл пастырский труд, но я встал на эту стезю, и не сойду с неё, потому что это христианский путь и все труды мои – во славу Господа. А в чём я нахожу точку опоры?.. Христос – моя сила!
Как людям сейчас набраться душевных сил, чтобы сохранить себя, свою семью, своё дело и страну?
Чтобы набраться душевных сил, нужна вера. Это христианская добродетель, но сама по себе она не приходит. Её дарует Господь тем, кто пребывает в неотступных поисках правды. Но вера без дел мертва. Она должна быть действенной. Поэтому вместе с верой Господь подаёт ищущему человеку и другие добродетели, а также силы на то, чтобы творить добрые дела, идти вперёд и реализовать своё предназначение.

Текст: Анастасия Куприянова