Держава крепка окраинами

5 / 23     RU
Держава крепка окраинами
Дмитрий Бобровских депутат Законодательного собрания Камчатского края

Могущество России, как известно, прирастать будет Сибирью, но особая роль и у Дальнего Востока, где сосредоточены уникальные энергетические и природные ресурсы. У депутата Законодательного собрания Камчатского края Дмитрия Бобровских есть своё ви́дение эффективной региональной специализации.

LT: Дмитрий Николаевич, вы подчёркиваете особенную роль рыбодобывающей промышленности в формировании экономики региона. Как положение дел в отрасли влияет на миграционные процессы?

ДМИТРИЙ БОБРОВСКИХ: Несмотря на то, что в России была запущена нацпрограмма развития Дальнего Востока до 2035 года, многие вопросы по-прежнему требуют особого внимания со стороны властей. Один из них – отток населения из ДФО. Камчатка, насчитывающая в 1991 году почти 500 тысяч человек, поредела за тридцать лет почти наполовину! Это при том, что наш край считается перспективным, ведь здесь добывается треть всех биоресурсов страны. Хотя мы и не дотягиваем до флагманов отрасли в пределах Дальневосточного федерального округа. Сказываются отдалённость, нехватка инфраструктуры, инвестиций и квалифицированных кадров, а также проблемы с логистикой. В то же время для большинства жителей полуострова рыба остаётся главным продуктом на столе, но её добыча для личного потребления крайне ограничена. Считаю, что жители самого рыбного региона страны должны иметь так называемое право трёх хвостов, то есть возможность бесплатного вылова лососёвых видов рыб до трёх экземпляров на человека в сутки. Как, к слову, это разрешено в Сахалинской и Магаданской областях. Правилами рыболовства для Дальнего Востока определён перечень специальных мест, где каждый местный житель может бесплатно ловить горбушу в течение путины, но Камчатка по какой-то причине до сих пор в этот перечень не входит.

В 90-х годах рыболовецкие артели районных муниципалитетов получали квоты на вылов рыбы с целью реализации, и с вырученных денег рыбаки платили налоги в местный бюджет. А сейчас работает этот механизм?

Ввиду высокой доходности сферы добычи водных биоресурсов вопросы декриминализации рыбопромышленного комплекса на Дальнем Востоке в последние годы находятся в центре внимания всех уровней власти. По итогам прошлого года Камчатка была в лидерах по количеству преступлений в рыбной отрасли. В результате неблагоприятной обстановки муниципалитеты лишились этих квот, хотя к теневому обороту рыбы эти малочисленные артели вряд ли имели отношение. Сегодня я предлагаю закрепить за муниципалитетами Камчатского края социальные квоты на вылов рыбы в размере 20% от общедопустимого улова. Вырученные же средства использовать на нужды местных бюджетов под контролем депутатского корпуса. Кстати, сейчас появился прекрасный инструмент, позволяющий реализовывать данные квоты совершенно прозрачно на электронных торговых площадках, где решающим критерием заключения сделки является лишь выгодная цена.

Считаю, что жители самого рыбного региона страны должны иметь так называемое право трёх хвостов, то есть возможность бесплатного вылова лососёвых видов рыб до трёх экземпляров на человека в сутки

Уверен, что подобные меры способствовали бы формированию ответственного отношения местных жителей к выборам, а самих депутатов – к своим прямым обязанностям.


Ещё в 2013 году президентом В. В. Путиным было дано поручение проработать механизмы развития биржевых аукционных площадок по торговле рыбой и морепродуктами. Однако до сих пор ни в одном субъекте России рыбная биржа не организована. Как вы считаете, почему?

Ответ очень простой – рыбный бизнес крайне криминализован, огромные теневые деньги выводятся из экономики страны через офшорные фирмы. Биржа же обеспечивает прозрачные условия для всех участников и формирует реальную рыночную цену с понятным налогообложением. Поэтому рыбные ОПГ категорически против прозрачных электронных торгов, где будет отражаться каждая сделка купли-продажи, прямые и аукционные контракты, как по внешнему, так и по внутреннему рынку.
Согласно официальным данным налоговой службы, в бюджет региона в качестве налогов от рыбопромышленников поступает свыше 12 миллиардов рублей. В случае организации биржевого обращения морепродуктов Камчатского края налоговые поступления в региональный бюджет могут возрасти в 1,75-2 раза! То есть дополнительно ещё 10-12 миллиардов! Считаю, что учредителем биржи должно являться правительство Камчатского края, чтобы доход за услуги биржи оставался в региональном бюджете. Сегодня необходимо решать этот вопрос на самом высоком уровне. Уверен, что идею контроля процессов добычи и реализации морепродукции посредством рыбной биржи по достоинству оценит председатель Правительства Российской Федерации, Михаил Владимирович Мишустин.
Добавлю, что через биржевые инструменты возможно также формирование фьючерсного рынка морепродуктов, что несёт стабильность и предсказуемость уровня цен. А главное, фьючерсный рынок является великолепнейшим инструментом привлечения инвестиций, столь необходимых рыбным компаниям перед путиной, и открывает дополнительные возможности для бизнес-партнёров из других регионов страны.

Текст: Анастасия Куприянова