Каждый из нас по-своему Лёнька

5 / 23     RU
Каждый из нас по-своему Лёнька
Денис Малютин актёр, режиссёр

Мечта как путь избавления от страха и спасения души – режиссёр Денис Малютин представляет премьерный спектакль «Спасите Лёньку!» История главного героя, попавшего в сложные жизненные обстоятельства, разворачивается в блокадном Ленинграде. 

Справка: в год 80-летия со дня прорыва блокадного кольца вокруг Ленинграда Новосибирский академический молодёжный театр «Глобус» обращается к пьесе «Спасите Леньку!» Главный герой, девятилетний Лёня Шапиро, благодаря фантазиям и вере в чудо доходит до обитателей волшебной страны Африки. А дальше закручивается целая приключенческая история спасения мальчика. Премьерные показы состоялись 4 и 5 мая.

LT: Денис, вы ставите много спектаклей для детей и молодёжи. Трудно ли сегодня удивить юного зрителя, быть с ним на одной волне?

ДЕНИС МАЛЮТИН: А у меня особенные обстоятельства, которые помогают быть в теме, консолидироваться с этой аудиторией, я же папа 16-летней дочери! Она помогает мне понять их мир, порой направляет к той или иной теме, которую можно было бы раскрыть на сцене, является моим первым и строжайшим критиком, обязательно посещает все премьеры. Кстати, и на спектакль «Спасите Лёньку!» тоже собиралась приехать.
Конечно, ставить для современной молодой аудитории сложно, потому что поколение детей совершенно иное, живущее другими энергиями, чем были у нас. Но это думающий, сомневающийся, открытый к диалогу зритель, которому не нужны готовые ответы, назидания и поучения, а вот дружеский подход с позиции равного, но старшего товарища они хорошо понимают и принимают. Но чем сложнее задача, тем интереснее в нашей профессии, и каждый раз для меня это новое приключение.  

Автор пьесы — драматург Малика Икрамова, приходилось ли вам раньше работать этим автором?

Постановки по пьесам Малики идут во многих театрах Москвы, Волгограда, Астрахани и других городов. Любопытен тот факт, что у неё математическое образование и большой опыт работы в сфере фондового рынка. При этом Малика – победитель множества драматургических конкурсов. Ну а мне в её творчестве понравились прямота, честность, открытость и вместе с тем некая детская непосредственность, с которой она пишет, используя понятный язык общения, интересный нашему зрителю.
Чем вас заинтересовала история, рассказанная в этой пьесе?

Наверное, какой-то своей нелинейностью и странным, на первый взгляд, расстоянием между главным героем и другими персонажами. Ведь действие одновременно происходит в блокадном Ленинграде и в Африке. Представьте: ребёнок мёрзнет и, чтобы, как-то отвлечься от реальности, мечтает об этой далёкой и жаркой стране: он пишет про неё стихи и сочиняет рассказы, совершая настоящее приключение в пространстве своего воображения. Лёнька, по сути, как и многие современные дети, ведёт дневник, описывая в нём свою историю. Это обстоятельство чрезвычайно сближает зрителя с главным героем, и мне хотелось, чтобы мальчишки и девчонки, которые придут на спектакль, увидели, как стремление к мечте может победить всё – страх и перед обстоятельствами, и перед нынешним положением, в котором находится Лёнька.

Одна из проблем современных пьес и фильмов, переосмысляющих период Великой Отечественной войны – это историческая и атрибутивная достоверность. Как вы решали эту задачу при постановке спектакля?

На первый план в этой истории выходит личная история мальчика и его души, а пострадавший от бомбёжек, но несломленный город-герой Ленинград выступает острым предлагаемым обстоятельством всей ситуации. Мы не будем описывать чудовищность условий жизни, в которых люди находились во время блокады или акцентировать внимание на безусловном героизме наших военных, но зрители смогут считать эту информацию из контекста пьесы и общей атмосферы спектакля.

Нельзя нарочито менторски показывать
детям историю: считаю, что театр должен заниматься
не этим, а анализом и поиском души человеческой

Тема Великой Отечественной войны, действительно, сложная и болезненная: у меня не такой большой опыт, чтобы выступать с позиции эксперта в плане подачи информации, её переосмысления. Но по моим ощущениям нельзя нарочито менторски показывать детям историю: театр должен заниматься не этим, а анализом и поиском души человеческой.

«Спасите Лёньку!» – шестой спектакль, который вы ставите в родном театре, где до этого 14 лет играли на сцене. С каким чувством вы берётесь за новую работу на старом знакомом месте?

Для меня это большая ответственность, которая растёт от спектакля к спектаклю, я чувствую не только доверие со стороны руководства тетра, но и большую поддержку и помощь коллег, что очень важно для меня. В этот приезд я собрал прекрасную постановочную команду из художника по свету, художника по костюмам и декорациям, которые наполнили спектакль своими оригинальными решениями. А ещё приобрёл прекрасный опыт работы с новосибирским композитором Андреем Кротовым, который создал удивительную музыку к пьесе, передающую дух и атмосферу произведения. Уверен, она тронет не только детскую душу, но отзовётся и в сердцах у взрослых. Приходите на спектакль всей семьёй!

Ближайший показ: 17 июня. Подробнее: globus-nsk.ru

Текст: Анастасия Куприянова