Принципы эффективного руководства

5 / 23     RU
Принципы эффективного руководства
Алла Литвинова директор и основатель HR-центра Аллы Литвиновой (Новосибирск)

«Идеальных руководителей не существует», – утверждает мировой эксперт в развитии бизнеса Ицхак Адизес. Но отшлифовать грани своей личной эффективности может (и даже должен!) каждый управленец. О том, как это сделать, рассказала Алла Литвинова, основатель одноимённого HR-центра.

Личность руководителя имеет огромное значение для всей команды в компании. Это подтверждают не только сотрудники, но и кандидаты на разные вакансии. Кто является «капитаном корабля»? Насколько этот человек близок мне по ценностным ориентирам? Какой стиль управления он использует? От ответов на эти вопросы часто зависит, захочет ли претендент на должность пойти за руководителем и принять рабочее предложение. Соискатели идут за личностью, хотя у многих управленцев есть убеждение, что крутые специалисты предпочитают крупные брендовые компании – федеральные или международные. Но на самом деле бренд далеко не всегда определяет выбор профессионала. В малом и среднем бизнесе также есть много компетентных, сильных ребят, которые когда-то просто поверили в корпоративную идею руководителя и захотели разделить эту миссию с ним.

Базовые компетенции успешного руководителя на основе индикаторов поведения можно условно разделить на:

  • ВДОХНОВЛЯЮЩЕЕ ЛИДЕРСТВО, присущее руководителю, который умеет правильно продавать идеи, мотивировать команду, направляя её в нужном векторе. При этом сотрудники чувствуют искренний интерес к поставленным задачам и уверенность в стратегических идеях руководства.  
  • УБЕДИТЕЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ – искусство переговоров, которое руководитель умело применяет в общении с сотрудниками и клиентами компании. Большое значение имеет то, насколько эффективно предприниматель отстаивает интересы своего бизнеса, приводит убедительные контраргументы и ведёт переговоры в формате «выиграл/выиграл», когда сотрудничество кажется выгодным обеим сторонам. Навыки убедительной коммуникации руководителя укрепляют его авторитет и лидерскую позицию в глазах сотрудников компании.
  • ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ – умение считывать эмоциональное состояние собеседника и подбирать соответствующие слова и выражения, которые сделают коммуникацию максимально эффективной для достижения поставленной цели. Это одна из ключевых компетенций, которая сегодня крайне востребована в федеральных компаниях. Эмоциональный интеллект сложно развить, если он изначально отсутствует у человека. И всё же руководство крупных компаний вкладывает немалые средства в обучение своих топ-менеджеров этому навыку, поскольку от него зависит в среднем 80 % успеха в деловых переговорах.
  • САМООБЛАДАНИЕ – руководитель должен быть уверен в себе, уметь совладать со своими эмоциями и держать марку, никогда не срываясь на крик и ругань и не переходя на личность подчинённого. 
  • ОСОЗНАННОЕ ДЕЛЕГИРОВАНИЕ как способ руководителя избавить себя от рутины и уделять больше внимания стратегически важным задачам. Ошибка многих управленцев – считать, что только они могут сделать так, как им надо. Другая крайность – делегировать подчинённым всё подряд. Например, отправлять на важные переговоры с ВИП-клиентом менеджера по продажам, а не ехать самому. В итоге клиент может отказаться от сотрудничества, а репутация компании окажется под ударом.
  • СТРАТЕГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – в нынешнее нестабильное время особенно важно планировать работу на несколько шагов вперёд, предусматривая возможность развития любых событий, – например, стоит формировать резервный фонд компании, как финансовый, так и кадровый.
  • ГИБКОСТЬ МЫШЛЕНИЯ проявляется в адаптивности к текущим изменениям. Например, раньше, чтобы закрыть вакансию, можно было просто выложить соответствующее объявление и ждать откликов. Сейчас уже этого недостаточно – нужно как минимум делать холодный прозвон потенциальных кандидатов.

Фраза, которая способна убить любой бизнес, звучит так: «Мы всегда так делали, и дальше будем продолжать делать так же». Меняются времена, люди, потребности, а значит, важно постоянно держать руку на пульсе, внедряя новые услуги, продукты и способы работы. К примеру, с поколением Z, которое сегодня уже приходит на работу, неэффективны прежние инструменты работы. Для него актуальны геймификация, наставничество, быстрое вовлечение в рабочий процесс и т. д.

Ещё одно консервативное убеждение руководителей: «Я, когда начинал работать, сам всего добивался, а не ждал, когда мне что-то поднесут на блюдечке с голубой каёмочкой. Пусть и сотрудники тоже проявляют активность». Но далеко не у всех людей есть врождённые настойчивость, целеустремлённость и чувство ответственности. А те, у кого они есть, как правило, становятся такими же собственниками компании, поэтому не стоит пренебрегать этапами адаптации стажёра, его обучением и т. д. По статистике, лишь 20 % людей могут сами себя «вырастить» в компании. 

HR-центром Аллы Литвиновой закрыто более 1500 вакансий, проведено порядка 200 тренингов. Подробно о том, как правильно проводить собеседования с кандидатами на должность топ-менеджера или руководителя, мы рассказываем на вебинарах и тренингах в нашем HR-центре. Повышайте уровень компетенций вместе с экспертами рынка! 

Благодарим бутик MarinaRinaldi за предоставленную одежду. Fashiongallery, Вокзальная магистраль, 19

+7-913-901-88-77
ул. Линейная, 28, офис 203
Allalitvinova.ru

Текст: Анастасия Михайлова
Фото: Антон Медведев