Родина – это мы!

5 / 23    RU
Екатерина Ковалёва директор ГАУК НСО «СИБИРЬ-КОНЦЕРТ», заслуженный работник культуры России

«Жить вне страны можно, но вне Отечества – невозможно» — уверена Екатерина Ковалёва. О том, без чего не построить счастливой семьи и крепкого государства, о роли женщины в сохранении рода, а также о приобщении современного поколения к своим национальным культурным ценностям она рассказала в интервью Leaders Today.

LT: Екатерина Фёдоровна, вы как-то сказали, что ваше чувство принадлежности к Родине определяется так: «я с тобой, моё Отечество». В контексте текущих внешнеполитических событий как вы формулируете задачи русского традиционного искусства на культурном фронте?

ЕКАТЕРИНА КОВАЛЁВА: Сегодня наша культура, как и вся страна, существует в других реалиях – они очевидны, и мой постулат «я с тобой, моё Отечество» проистекает как раз из вековой гармонии смыслов русского традиционного искусства. Наша культура, и традиционная, и академическая — она о смыслах. В ней на генетическом уровне заложена нравственная суть существования и развития нации, её стабильность и сакральные ценности, понятные большей части населения нашей планеты. Почитай родителей, продолжай свой род, отвечай за детей и люби свою великую Родину – вот главная смыслообразующая задача нашей культуры, всечеловеческого масштаба. К слову, именно поэтому попытки отменить, исключить нашу культуру из мирового культурного пространства напоминают некую философию отчаяния. Это то же, что запретить небо или океан!

Вы сказали, что наша культура, и традиционная, и академическая, о смыслах, в ней заключена суть существования нации, но принято считать, что это полярные жанры...

Это действительно полярные жанры, но истоки академического симфонического и традиционного искусства – из недр национального творческого наследия нашего народа. Различия лишь в том, что традиционное искусство наиболее считываемо в части смыслов. Одним словом, традиционное искусство – о смыслах, академическое – о постижении смыслов, а объединяющая суть высоких смыслов – одна. Иного различия не вижу ещё и потому, что наблюдаю, как тему традиционного искусства продвигает наше чисто академическое творческое сообщество. В последние годы это стало почти хорошим тоном – знаковые музыкальные и театральные фестивали ставят в репертуар коллективы и исполнителей традиционного искусства.
Национальные коллективы, как правило, многочисленны – таковы особенности жанра. Они не всегда могут встать на нашей сцене, тогда концертная программа исполняется в других знаковых локациях. Это я считаю правильным и важным. Фестивальные аншлаги «СИБИРЬ-КОНЦЕРТА» объяснимы – концептуальное предназначение площадки, свой зритель и др. Зрительский ажиотаж в других статусных залах объясним тем, что наше движение «За русские традиционные ценности» стало духовной потребностью жителей области, и границы нашего движения расширяются.
И благодаря моим академическим музыкальным и театральным коллегам традиционное искусство заняло твёрдые, устойчивые позиции в общем контексте профессионального искусства. В части художественного содружества учреждений культуры по продвижению любого творческого аспекта формирования культурной среды наша область, по моему мнению, лидирует.

Семья и традиционные духовно-нравственные ценности, с момента подписания президентом Указа № 809 в ноябре 2022 года, находятся в нашей стране под особой защитой. А какие задачи, на ваш взгляд, стоят перед семьёй сегодня, чем в этом отношении может быть полезно обращение к традиционному культурному наследию?

Семейные ценности – это первооснова развития нации, так как именно благодаря семье осуществляется историческая связь поколений, цветёт древо жизни нашего государства, как любого другого. Это аксиома.
Русская, вернее будет сказать, российская семья ориентирована на национальные традиционные ценности, притом что однозначно обращена внутрь самой себя, с собственными законами, традициями, целеполаганием. Я очень часто наблюдаю семьи, где явно видно, как пара подошла к выбору второй половины – вопрос рода при сближении и создании семьи очевиден. Культура семьи считывается во всех возможных проявлениях – манера общения с детьми, визуально-гармоничный семейный «комплект». И сдержанная, но красноречивая психопластика – выбор сделан:  моя семья, моё завтра…
Смотришь, размышляя, с позиций своей профессиональной деятельности, и понимаешь – сохраняются, пусть на подсознательном уровне, но живут и передаются вековые генетические коды нации. Что может быть ценнее для страны?

Родина – это мы с вами и у каждого из нас есть своя
история, свой защитник, которому мы обязаны
по определению. Это процесс взаимного долга,
вписанный в философию русского народа

В обществе, где к семье особое отношение, дети живут и развиваются в парадигме ответственно-нравственных ценностей. Если в ребёнке заложен стержень ответственности, то по определению семья для него – это и есть Родина, и защищать её – священный долг. Все национальные коллективы, выступающие на наших площадках, декларируют тему своих этнических ценностей, и везде семья во главе угла. Различаться может внутрисемейная иерархия, но принцип подхода совпадает с нашей русской ментальностью. Например, мать священна не только потому, что родила, но и потому, что в трудные для семьи и страны времена берёт на себя всеобъемлющую ответственность. Так, казачки, когда их мужья уходили на фронт, в случае угрозы брали в руки ружья и стояли насмерть за свой дом, за свой очаг, за своих детей — за то, чтобы мужу было куда вернуться. Потому что очаг – территория ответственности женщины, мужчина – это семья и Родина. А Родина – это мы с вами, и у каждого из нас есть своя история, свой защитник, которому мы обязаны по определению. Это процесс взаимного долга, вписанный в философию русского народа.

Но определяющая роль женщины всё-таки «хранительница семейного очага»?

Женщина всегда в долгу — прежде всего, перед ребёнком, которого девять месяцев носит под сердцем. Она по природе ответственна за продолжение рода, за его сохранность. Мы просто обязаны быть мужчине защитой и опорой, принимать его, слушать и прощать, утешать и возвеличивать, так, как это делала его мать. Только тогда он будет соответствовать твоему уровню ожиданий и женских амбиций. Здесь начинает работать закон доказательности успешности мужчины в достижениях перед женщиной. Ведь его связь с матерью вечна и нерушима, поэтому, исходя из представлений, заложенных в детстве, он и проецирует восхищение или негодование матери на супругу.

Мы просто обязаны вдохновлять мужчину, обозначать
его ценность, демонстрируя ему это через всю гамму
чувств, поданных с высоты нашей женской мудрости

Нам нужно понять, что мы просто обязаны вдохновлять мужчину, обозначать его ценность, демонстрируя ему это через всю гамму чувств, поданных с высоты нашей женской мудрости. Эти простые истины вписаны в традиционное русское искусство, нужно только транслировать их в общество, причём искать те способы, которые услышат, считают наши будущие жёны и матери.

Все сегодня говорят о необходимости работы с молодёжью, но как подобрать ключи к современному поколению тиктокеров?

Я точно знаю, что нет никаких специальных ключей и методов воспитания, нужно просто разговаривать с молодыми людьми на их языке. Не поучать, не выстраивать, не создавать мнимых ориентиров, в которые мы сами не верим, ведь они это чувствуют. Мы сами должны быть наполнены и направлены на праведность, созидание, справедливость поступков и честность с самим собой. На пустом месте дети не вырастают.

Екатерина Фёдоровна, расскажите о творческих планах ГАУК «СИБИРЬ-КОНЦЕРТ», какие события ждут нас в этом году?

Важное событие, в котором «СИБИРЬ-КОНЦЕРТ» примет участие – это дни культуры Новосибирской области в Санкт-Петербурге в рамках программы наших городов «900 дней братства» и Дня города на Неве. Программа пройдёт в концертном зале и дворах Академической капеллы. Сибирский хор открывает это событие, а симфонический оркестр закрывает, вместе со знаменитым нашим земляком Вадимом Репиным.
Концепция мероприятия отражена в его слогане – «Сибирь здесь». Уникальная культура Сибирского региона будет широко представлена ведущими учреждениями культуры области – музыкальными и театральными коллективами, покорившими лучшие сцены мира, современными выставочными проектами с применением технологий виртуальной и дополненной реальности, научным и индустриальным кино. Специально для Дней культуры подготовлен выставочный проект «900 дней братства» – об исторической и культурной связи Новосибирска и Санкт-Петербурга, возникшей в годы Великой Отечественной войны. Центральный экспонат выставки – мемориальная скульптура «900 дней братства» новосибирского мастера Павла Маркова – будет передана в Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда. Вся программа будет разделена на три тематических трека – искусство, наука и человек, – для более объёмного представления о культуре Новосибирской области как территории науки, культуры и инноваций.
Ещё одно крупное событие – в сентябре мы планируем провести в Новосибирске Первый Всероссийский фестиваль традиционного вокально-хореографического и театрального исполнительства «Место притяжения – Сибирь» при поддержке Правительства НСО и Министерства культуры Новосибирской области. Мероприятия пройдут под брендом Государственного академического Сибирского русского народного хора. В этот период пройдут концертно-театральные программы и танцевальные спектакли профессиональных творческих коллективов со всей России, культурно-просветительские мероприятия, а также конкурс-показ традиционного сценического костюма. Это первый, не имеющий в стране аналогов по художественному замыслу, проект, который представит новые грани традиционного искусства.
Добавлю, что в этом году у нас также запланированы зарубежные гастроли и выступления по городам России.

Текст: Анастасия Куприянова