Школа для главных врачей

5 / 23     RU
Школа для главных врачей
Любовь Веселова терапевт, пульмонолог, главный врачо медицинского центра «Практика ОбьГЭС»

О возрождении наставничества и о важнейшем социальном проекте в системе здравоохранения, который способен изменить подход к управлению медицинскими учреждениями, мы поговорили с инициатором проекта Любовью Веселовой.

LT: Мы готовили материал о медицинском центре «Практика ОбьГЭС» около года назад, какие изменения произошли с тех пор?

ЛЮБОВЬ ВЕСЕЛОВА: Мы продолжаем работать над созданием комфортной среды для сотрудников и пациентов. В нашем центре теперь принимает замечательный хирург – Андрей Владимирович Галаев. Мы предоставляем широкий спектр услуг по различным медицинским направлениям и, как обычно, максимально помогаем людям улучшить состояние здоровья. Понятно, что врачи не всесильны, но наши замечательные специалисты непрерывно учатся и, опираясь на доказательную медицину, стараются повысить качество жизни пациентов настолько, насколько это возможно в современных условиях. Мы активно работаем над внутренними процессами и стремимся создать доверительную, доброжелательную атмосферу в клинике. Пациенты чувствуют нашу заботу и отвечают нам тем же: в этом году в преддверии восьмого марта наш центр буквально утопал в тюльпанах — пациенты несли цветы врачам, медсёстрам, администраторам, говорили тёплые слова, благодарили. И такое внимание — высшая оценка нашей работы: значит, мы всё делаем правильно.

Этот год объявлен годом наставничества в России, важно ли поддерживать традицию передачи знаний от одного поколения другому?

Безусловно! Очень сложно стать компетентным врачом без наставника, поскольку ни одна книга не сможет передать то, чему научит работа рука об руку с опытным профессионалом. Это особенно важно там, где ценятся не только знания, но и умения — например, в хирургии и гинекологии лишь давно практикующий врач может рассказать обо всех нюансах и тонкостях специальности. Но для того, чтобы наставничество развивалось, необходимо правильно выстроить процесс и наладить диалог между поколениями, чтобы опытный врач желал делиться своими знаниями, а молодой был готов его слушать. Разные поколения мыслят по-разному, и на этой почве могут возникать конфликты. Когда начинающий специалист выходит на работу, то зачастую думает, что уже всё знает и умеет, но реальная практика сбивает с него розовые очки, ведь одно дело – лечить воображаемых больных и совсем другое – настоящих. В этот момент ему надо грамотно помочь, чтобы он, во-первых, не навредил пациенту, а, во-вторых, не разочаровался в профессии, столкнувшись с первыми трудностями. Конечно, у врачей есть замечательная платформа — доказательная медицина, но ценность опыта предыдущих поколений медработников исключительно важна. На мой взгляд, современное наставничество должно перестроиться и перейти в систему коучинга, когда старший товарищ не указывает молодому коллеге, что и как надо делать, а смотрит и вмешивается только в критических случаях. Ученик тоже может многое дать наставнику – помочь уйти от зашоренности, позволить взглянуть на задачу под другим углом. Например, специалист привык лечить пациентов определённым образом и следует этому протоколу много лет подряд, а мир не стои́т на месте, каждый год появляются более эффективные методы, превентивные технологии, которые легко перенимает молодёжь и уже в свою очередь может научить этому своих наставников. Эффективную систему передачи знаний и навыков надо настраивать, запуская её через руководителей медучреждений — главных врачей. И здесь мы сталкиваемся с другой проблемой — у многих главных врачей может не быть для этого необходимых компетенций.

А как тогда можно заполнить эти пробелы?

Раньше главный врач выращивался в своей организации, постепенно поднимаясь по ступеням от рядового специалиста до заведующего отделением и так далее. Сейчас же руководить медицинским учреждением имеет право любой специалист, получивший сертификат по организации здравоохранения. Но при этом он может совершенно не понимать процессы, происходящие внутри клиники и не уметь грамотно управлять врачами и младшим персоналом. Поэтому мы с Ириной Овдиной, директором маркетингового агентства «Мёд», в конце мая запускаем «Школу главных врачей», куда приглашаем всех, желающих побольше узнать о тонкостях этой профессии. Занятия совершенно бесплатные, достаточно зарегистрироваться на портале «Наука. Медицина. Инновации». Мы хотим наладить продуктивный диалог между руководителями как частных клиник, так и государственных учреждений.  На наших встречах мы будем говорить о юридическом и профессиональном стандарте главного врача: из чего он складывается и как привести его к соответствию госстандартам, об управлении финансами и бережливых технологиях, а также о том, какие функции на себя должен взять руководитель, а что он может передать своим заместителям.

мы с Ириной Овдиной, директором маркетингового
агентства «Мёд», в конце мая запускаем «Школу главных врачей», куда приглашаем всех, желающих побольше узнать
о тонкостях этой профессии

Кроме того, мы глубоко коснёмся такой актуальной темы, как клинические рекомендации и системы их внедрения, а также перехода на электронный документооборот. Самое главное — обеспечить пространство, где главные врачи смогут делаться опытом и знаниями, ведь мы все делаем одно важное общее дело — заботимся о здоровье и спасаем жизни людей. И наши медицинские учреждения развиваются, только если их руководители не стоят на месте.

А какие качества необходимы для того, чтобы стать успешным главным врачом?

Формально руководителем может стать каждый, имея определённое образование и навыки, но, чтобы быть действительно хорошим главным врачом, надо обладать лидерскими качествами. Много говорят о том, что лидерами не рождаются, но я думаю, необходимые черты характера формируются в первые десять лет, и уже в подростковом возрасте ясно, кто может вести за собой людей, а кто нет. Основной критерий лидера — способность взять на себя ответственность не только за собственные поступки, но и за решения других людей, в том числе за их ошибки. А если человек не готов держать ответ за сотрудников, то ему будет крайне тяжело, поскольку спрашивают всегда с руководителя. И только от качеств лидера зависит то, какой будет организация и на какие ценности она будет опираться. Если руководитель поощряет своих подчинённых скрывать и замалчивать до последнего свои ошибки, то это негативно скажется на рабочих процессах, в том числе на той помощи, которую получит пациент. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. А человек, избегающий неудач, будет лишь создавать видимость работы. Настоящий лидер должен не искать виноватых и наказывать, а выявлять причины ошибок и устранять их. Этому мы также будем учить в «Школе главных врачей». Я надеюсь, что наша инициатива найдёт соответствующий отклик, и мы сможем улучшить качество врачебной помощи, и как следствие – повысить уровень здоровья людей.





г. Новосибирск,
ул. Энгельса, 12,
ООО «МЕДцентр ПРАКТИКА ОбьГЭС»,
8 (383) 336 91 31,
8 913 925 07 71,
medprak.ru

Текст: Александра Дегтярева
Фото: Владас Рачкаускас
О возможных противопоказаниях проконсультируйтесь со специалистом!