ADA Aero: превосходство в небе

6 / 23     RU
ADA Aero: превосходство в небе
Александр Милевский сооснователь и руководитель компании ADA Aero (создана в 2015 году для разработки и производства высокотехнологичной промышленной продукции полного цикла в сфере беспилотных летательных аппаратов)

Они разработали и запатентовали в нескольких странах первый промышленный конвертоплан на трикоптерной схеме с собственной аэродинамической компоновкой, аналогов которому по дальности и эффективности полёта до сих пор нет.
В интервью Leaders Today Александр Милевский рассказал, на что способны новые конвертопланы ADA TR, а также поделился собственным взглядом на развитие отрасли БПЛА, в которой помимо поводов для гордости есть множество нерешённых системных проблем.

LT: Александр Владимирович, хотелось бы узнать о вашем образовании, и в особенности о сибирской инженерной школе – чем она отличается и почему вы выбрали именно её?

Александр Зонов, специальный корреспондент журнала Leaders Today в Москве, студент третьего курса первой в России программы обучения профессиональных критиков «Экспертная журналистика, критика и обозрение» РАНХиГСАЛЕКСАНДР МИЛЕВСКИЙ: Для меня поступление в НГТУ (бывший НЭТИ) было предопределено, так как я вырос в его стенах с совершенно уникальной атмосферой. Помимо профильных знаний и мощной базы здесь давали главное — системное мышление и инженерный подход, позволяющие решать любые задачи. А благодаря тому, что я попал в ЦИТ (Центр информационных технологий), у меня была возможность общаться с талантливыми специалистами, которые были гораздо старше, умнее и опытнее меня — это оказало сильное влияние на моё становление как личности. Новосибирск в плане людей вообще уникальный город — настоящая кузница талантов. И я искренне благодарен всем, кто так или иначе принял участие в моей жизни. Поэтому неудивительно, что сегодня часть нашей команды — это бывшие выпускники НГТУ и НГУ.

Вы руководите высокотехнологичным инновационным предприятием, расскажите о специализации ADA Aero, на чём вы сейчас сосредоточены?

Более десяти лет наша команда разрабатывает и создаёт передовые беспилотные авиационные комплексы. За это время мы реализовали более 40 уникальных решений, позволивших нам выпустить первый в мире промышленный конвертоплан вертикального взлёта и посадки на трикоптерной схеме, который не имеет аналогов по надёжности и дальности полёта. На сегодняшний день это самый энергоэффективный конвертоплан на мировом рынке беспилотников, заменяющий собой все классические типы дронов и при этом на 90% состоящий из узлов собственного и отечественного производства.

Конвертоплан ADA TR — это самый энергоэффективный
дрон вертикального взлёта и посадки на рынке беспилотников, состоящий на 90% из узлов отечественного производства
и заменяющий собой сразу все типы классических
дронов для открытого применения

Серьёзное преимущество наших аппаратов помимо универсальности заключается в том, что они могут быть модифицированы в соответствии с требованиями заказчика под любые задачи с учётом грузоподъёмности, размера, дальности и скорости полёта. А также способны работать в самых разных отраслях: мониторинге протяжённых объектов, доставке малогабаритных грузов массой от 4 кг (вплоть до 400 кг на будущих моделях), поиске и спасании людей, выполнении специфических работ в экстремальных климатических условиях и многих других.
Перейдём к цифрам. Модель нашего конвертоплана ADA TR 4 с размахом крыла всего 1,8 м способна летать на расстояние в 570 км только на аккумуляторах – это почти в четыре раза больше, чем у конкурентов. А та же версия, но с ДВС (двигатель внутреннего сгорания – прим. ред.) летает уже на 1 800 км. Никто в мире так не может. Для примера: конкуренты, которые около семи лет назад попытались украсть одну из первых версий нашей технологии, за это время так дальше 40 км и не улетели...

Каких компетенций требует это направление вашей деятельности, что более важно – инженерные навыки, знания из смежных областей или определённые черты характера?

грузовой конвертоплан ADA TR 100Для нас с Андреем (Андрей Сабадаш, деловой партнёр и сооснователь ADA Aero)
в первую очередь важна команда — люди, которые помимо человеческих качеств объединяют в себе множество компетенций из смежных областей, так как мы заняты наукоёмким производством на стыке технологий. Подчас наши решения со стороны, для неискушенного обывателя, выглядят как магия, но за всем этим кроется долгая кропотливая работа — множество проб и ошибок, ведь все ключевые узлы наших дронов мы разрабатываем и делаем полностью сами.
Главное – это верить в свои силы и идти к мечте, несмотря ни на что. Именно так мы когда-то ввязались небольшим коллективом с ограниченным бюджетом в достаточно сложную историю, и вот что из этого получилось.

А как бы вы оценили уровень российских технических специалистов в целом?

За меня оценку уже дала история, которая знает огромное количество величайших русских умов. Но чтобы они могли реализовать свой потенциал, необходимы целевое финансирование и полная поддержка государства. Поэтому нужно расширять существующие меры поддержки, делать их комплексными и не мешать талантам работать. Но это тема для отдельного разговора, выходящего далеко за рамки данной беседы.

Получается, что современная интеллигенция вновь столкнулась с той же проблемой, как некогда в Российской империи – большое количество образованных, мотивированных, желающих работать на благо своей страны людей оказались не востребованы?

Хорошие специалисты всегда востребованы. Но нужно понимать, что любая большая система по мере роста рискует стать неповоротливой, особенно если часть процессов излишне бюрократизирована. Взять хотя бы процедуру сертификации: её же практически невозможно пройти даже производящим беспилотники небольшим компаниям, у которых есть необходимые рынку решения. Я уже не говорю про неоправданно высокий ценник. А тестовые полёты? Сейчас почти всё небо закрыто. И это лишь малая часть проблем, которые предстоит решить в ближайшее время.
При этом мы со всех сторон слышим о том, что отрасль необходимо развивать ускоренными темпами, и вот получается, что, с одной стороны, «нужно», а с другой – «нельзя». И пока мы эти внутренние противоречия не преодолеем, хороших результатов добиться будет сложно.

Если мы говорим о специалистах, занятых в стратегическом производстве, то как вы думаете, необходима ли им особая патриотическая закалка?

Это касается не только специалистов. России вообще нужна мощная национальная идея, вокруг которой и будет выстроено всё остальное. Сейчас же мы имеем разрыв поколений, когда молодые специалисты выросли на чуждой идеологии, где зачастую отсутствовало понятие Родины. Это настолько серьёзная проблема, что просто так, «косметически» её не решить. И уж тем более не решить при помощи пропаганды, которая на таких людей производит обратный эффект.

России нужна мощная национальная идея, вокруг
которой и будет выстроено всё остальное. Сейчас же мы имеем разрыв поколений, когда молодые специалисты выросли
на чуждой идеологии, где зачастую
отсутствовало понятие Родины

Здесь нужно действовать тоньше — не словами, а делом: аргументировать системно, обеспечивать людям достойные условия жизни и труда, гарантировать социальную защищённость, развивать наукограды и совместные интеллектуальные пространства и так далее. Это не только позволит удержать часть молодых специалистов и снизить утечку мозгов, но и продемонстрирует готовность государства предпринимать серьёзные шаги.

Есть ли пределы, до которых компания может совмещать работу на благо своей Родины с международным сотрудничеством?

Здесь очень тонкая грань, особенно в текущих нестабильных геополитических условиях. Следует очень тщательно выбирать партнёров и целевые рынки, руководствуясь не сиюминутными порывами, основанными на эмоциях и спекуляциях СМИ, а опираясь на всесторонний анализ исторических и международных процессов.
Поставка или релокация любой чувствительной технологии в недружественные страны может легко обернуться её потерей для фаундеров под тем или иным предлогом. И как показала практика, там запросто пренебрегают нормами международного права в собственных интересах. Поэтому давайте без иллюзий.

Государство заявляет, что все вышеупомянутые проблемы, включая дефицит кадров, недофинансирование наукоёмких отраслей, изношенность технопарка, в принципе возможно решить за три-пять лет…

Чтобы решить такой серьёзный набор фундаментальных проблем, нужно полностью реформировать систему образования, сбалансировать социальные механизмы, обеспечить достойный уровень жизни. В моём представлении — это десятилетия. Но с чего-то нужно начинать.
Поэтому России уже вчера нужны реформаторы уровня П. А. Столыпина — умные и жёсткие, но объективные и честные управленцы. Другой вопрос: где их искать?

Текст: Александр Зонов
Фото: Антон Медведев (портрет Александра Милевского)