Менять, сохраняя традиции

6 / 23     RU
Менять, сохраняя традиции
Антонида Гореявчева директор театра «Красный факел»

Профессионализм, любовь к своему делу, ответственность и порядочность – качества, которые так ценит в своих сотрудниках Антонида Александровна, бесспорно, принадлежат и ей самой. 16 лет она возглавляла театр «Старый дом». С 2023 года Антонида Александровна руководит театром «Красный факел» – такие перемены стали для руководителя «возможностью расширить масштаб своих компетенций». В нашем интервью – о новых проектах и преобразовании репертуара одного из ведущих театров Сибири. 

LT: Антонида Александровна, как быстро вы нашли подход к сложившейся команде «Красного факела» и вошли в курс дел?

АНТОНИДА ГОРЕЯВЧЕВА: Театр – это живой, бесконечно изменяющийся вид искусства. Новые задачи, как творческие, так и организационные, возникают постоянно. Конечно, есть репертуарный план, который мы составили до 2026 года, но и он ещё будет корректироваться.
К моему приходу в «Красном факеле» уже был свой сложившийся коллектив, и первое время сотрудники и поклонники театра присматривались ко мне как к новому руководителю. Для меня это назначение также стало профессиональной проверкой: смогу ли я вместе с командой оправдать доверие и настроить творческий механизм таким образом, чтобы театр обрёл новое звучание и стал ещё более востребован? 
В целом я быстро вошла в курс дел, поскольку у меня за плечами немалый опыт в театральном менеджменте. И сейчас мои основные задачи – сохранить традиции «Красного факела», укомплектовать актёрский состав, организовать эффективную деятельность труппы и всего учреждения, привлечь новую публику на спектакли, но при этом не потерять внимание и интерес постоянных зрителей.  

Как вы планируете это осуществлять?

Мы будем создавать, и уже успешно реализуем это направление, разножанровые спектакли для зрителей всех возрастов и интересов. В целом репертуарный вектор сместится в сторону постановки классических произведений. Это не означает, что теперь в «Красном факеле» будут представлены только серьёзные интеллектуальные спектакли – найдут свое место и комедийные работы. Я убеждена, что на сцене можно поднимать любые темы, но нужно говорить со зрителем на языке искусства, с соблюдением морально-этических норм. Сохранится и богатая фестивальная традиция, заложенная в истории театра «Красный факел». Подробно об этом мы поговорим в следующем сезоне.
В конце нынешнего репертуарного года мы совместно с художественным советом, в состав которого входят ведущие актёры нашего театра, проведём творческую ревизию и решим, какие постановки нужно оставить в репертуаре, а какие уже исчерпали свой потенциал. Дело в том, что со временем некоторые спектакли начинают разваливаться и их художественный уровень перестаёт соответствовать высокой планке, которую должен держать академический театр.
Если говорить о новых спектаклях, то 15 июня у нас запланирована премьера драмы «Мещане» по пьесе Максима Горького в постановке известного российского режиссёра Семёна Серзина. Этой работой мы завершим 103-й театральный сезон. В сентябре главный режиссёр «Красного факела» Андрей Прикотенко представит спектакль «Мёртвые души». В декабре на Малой сцене состоится премьера спектакля в постановке Романа Габриа. В марте труппе предстоит новая встреча с Петром Шерешевским. Не будем раскрывать все карты дальше, но, поверьте, «Красный факел» ждёт знакомство с самыми востребованными на всероссийском театральном пространстве режиссёрами. Нам хочется в полной мере обеспечить всех артистов труппы работой, которую они всегда ждут, а также наполнить репертуар театра яркими постановками и свежими идеями. Я вижу большой потенциал у труппы «Красного факела» и рада, что со мной в команде работают талантливые люди – настоящие профессионалы, которые действительно горят своим делом и вкладывают в него свою душу. А значит, вместе у нас всё получится!

Как бы вы описали свой стиль руководства?

Я дипломат – всегда стараюсь решать вопросы путём мирных переговоров. Но при этом не могу сказать, что работать со мной легко: я требовательный руководитель. Для меня крайне важны такие качества, как компетентность, порядочность, ответственность и любовь к своему делу. 

Недавно вы посетили Балтийский культурный форум в Светлогорске – какие актуальные тенденции в театральной сфере взяли себе на заметку?

Балтийский форум – это масштабная дискуссионная площадка, объединяющая деятелей искусств и представителей власти для обсуждения насущных вопросов в области культуры. Я уже не первый год представляю на форуме театры Новосибирска, и в этом году из сотни участников была единственным региональным спикером. Другие эксперты представляли московские и петербургские организации. Среди выступавших были министр культуры РФ Ольга Любимова, гендиректор Государственного Эрмитажа, президент Союза музеев России Михаил Пиотровский и т. д.
Я общаюсь с директорами всех театров нашего города и могу с уверенностью сказать, что новосибирские учреждения культуры достойно позиционируют себя во всероссийском контексте. Из всех обсуждаемых на форуме идей мне особенно понравилась концепция коллаборации театра с музеями. Думаю, мы попробуем воплотить в «Красном факеле» эту идею, тем более что в нашем городе есть прекрасные возможности для такого взаимодействия. 

Какие ещё новые проекты вы планируете реализовать в театре?

В этом году «Красный факел» в тандеме с Большим драматическим театром Тюмени стал участником федеральной программы «Большие гастроли». С 20 по 25 июня 2023 года тюменские артисты сыграют на сцене нашего театра четыре своих спектакля: «Тартюф» в постановке Александра Баргмана, «Восемь женщин» и «Новеченто (1900-й)» Сергея Захарина и спектакль «Каренин А.» Романа Габриа. Из Новосибирска в Тюмень отправятся «Тайм-аут» Петра Шерешевского, «Дело» Дмитрия Егорова, а также две работы Александра Зыкова ‒ «Поминальная молитва» и «Продавец дождя».
В мае в насыщенной программе Дней культуры Новосибирской области в Санкт-Петербурге, которая была реализована на паритетных началах правительством двух регионов, наш театр подписал соглашение об осуществлении совместных творческих проектов с Театром-фестивалем «Балтийский дом», крупнейшим театральным холдингом Северной столицы. Заключение такого соглашения — важное для «Красного факела» событие. Наши партнерские отношения только начинаются, но уже первая рабочая встреча показала: мы работаем в рамках единого культурного поля. Нашим командам как флагманам театральной жизни своих регионов и театрам – лидерам зрительского внимания есть что предложить друг другу, а значит, и жителям Новосибирска и Санкт-Петербурга. На 2024 год мы запланировали большие обменные гастроли, формированием программы которых займемся в самое ближайшее время. Но стартовый совместный проект будет реализован еще раньше: осенью артисты театра «Красный факел» представят одну из своих последних премьер в программе Международного театрального фестиваля «Балтийский дом». Это известный форум со своими традициями, миссией и культурными ценностями, и нам будет очень приятно оказаться на одной афише с ведущими театрами страны. Надеемся, наши будущие совместные проекты также станут знаковой площадкой для диалога театральных деятелей разных городов, продемонстрируют наш творческий потенциал и послужат весомым вкладом в укрепление дружественных и профессиональных отношений.

У «Красного факела» удивительная судьба и уникальная концепция – это интеллигентный академический театр
со своей публикой, атмосферой и, я уверена,
– прекрасным светлым будущим!

Со следующего сезона в труппе «Красного факела» появятся новые молодые актёры – в июне мы проводим кастинг, заявки на участие в котором приходят со всей России. А в сентябре в Новосибирском государственном театральном институте приступят к обучению будущие артисты драматического театра и кино, поступившие на курс, ориентированный на «Красный факел». Общее художественное руководство курсом осуществит главный режиссёр нашего театра Андрей Прикотенко, а мастером станет актёр, режиссёр и педагог Константин Телегин. Лучшие выпускники курса будут зачислены в труппу «Красного факела» – таким образом, через четыре года она пополнится талантливой молодёжью, выращенной нашими актёрами и впитавшей традиции ведущего театра Сибири. Кстати, история взаимодействия нашего учреждения с театральным институтом уходит корнями ещё в первую половину XX века, когда в начале 1930-х годов главный режиссёр «Красного факела», ученица К. С. Станиславского Вера Редлих организовала студию при театре и даже возглавила Новосибирское областное театральное училище, работавшее в нашем городе вплоть до начала войны.

Текст: Анастасия Михайлова
Фото: Антон Медведев