Открывая сердца людей

6 / 23     RU
Открывая сердца людей
Алла Литвинова директор и основатель HR-центра Аллы Литвиновой (Новосибирск)

Как найти себя в любимом деле или набрать команду профессионалов и единомышленников? Основатель HR-центра Алла Литвинова почти десять лет помогает людям обрести профессию, наполняющую удовлетворением от самореализации.
Более 5 000 лично проведённых интервью, 250 обученных рекрутёров, создание мощной команды на рынке HR – и это только начало…  

LT: Алла Юрьевна, почему именно HR-сфера покорила ваше сердце?
АЛЛА ЛИТВИНОВА:Люди – их характеры, поведение, способности  – это то, что мне интересно ещё со школьных времён. Я всегда чувствую человека и уже с первых минут общения могу сказать, какие у него наклонности и сильные стороны. Помню, я даже играла в такую игру – интуитивно определяла качества человека по его фотографии. Мне было любопытно, насколько точно мой ответ совпадёт с действительностью. Потом я решила пойти дальше и уже на профессиональном уровне разобраться в социологии и психологии. Окончив с красным дипломом СГУПС по специальности «Управление персоналом», я стала применять эти знания в своей деятельности HR-специалиста. Набравшись профессионального опыта в работе по найму, открыла собственную компанию.

по статистике 80% сотрудников отзываются
о своей работе, как о нелюбимой

Мне нравится помогать людям находить среди множества предложений на рынке труда именно ту сферу деятельности, которая действительно будет подходить и нравиться. Ведь только представьте – по статистике 80% сотрудников отзываются о своей работе как о нелюбимой. Одна из причин этого в том, что людям просто никто не подсказал верный путь, ведь в школах, как правило, сегодня не уделяется внимание профориентации выпускников.
По сути я как HR-специалист экономлю время человека на поиски своего призвания и тем самым помогаю ему быть счастливым. Это и есть моя большая социальная миссия. Бывает, я смотрю на соискателя и понимаю, что ему точно нельзя быть менеджером по продажам, иначе его съедят в этом деле. Он не сможет чувствовать себя комфортно на этой должности и будет постоянно терзаться мыслью: «Что со мной не так? Почему у меня не получается достигать нужного результата?» А в действительности с человеком «всё так». Он просто не на своём месте. Возможно, ему нужно работать с детьми аниматором или спокойно заниматься аналитикой и при этом не общаться постоянно с людьми. У одного сильная сторона – системное мышление, а у другого – ораторские способности и т. д. Нет плохих и хороших кандидатов. Есть подходящие и неподходящие на ту или иную вакансию. 

И всё же, как именно вам удаётся определить компетенции и таланты соискателя?

Я прокачала себя до уровня HR-шпиона (смеётся) – мне уже можно работать в разведке, поскольку за первые пять минут общения с человеком мне понятно какой у него психотип личности, насколько он уверен в себе, предрасположен ли к обману, подойдёт на ту или иную позицию или нет… Чтобы избежать погрешностей, я всегда интервьюирую соискателя на предмет определения его компетенций, уровня проактивности и т. д. Также я использую инструменты считывания невербальных сигналов (жестов, мимики, позы, взгляда, внешнего вида).
Несмотря на свой большой опыт и, без скромности, высокий уровень профессионализма, я знаю, как можно делать ещё круче и не перестаю развивать свои компетенции, ведь наука также не стоит на месте. 

Вы не только применяете свои знания на практике, но и обучаете этому других людей?

Да, в нашем HR-центре есть обучающие курсы, основной из которых – «HR-экспресс». На нём мы с нуля учим, как стать востребованным специалистом, закрепляя полученные знания выполнением домашних заданий и практикой. Курс проходит в онлайн-формате и длится два с половиной месяца. За это время мы изучаем много полезной информации, начиная от методик проведения собеседований и заканчивая алгоритмом построения HR-бизнес-процессов в компании.

я как HR-специалист экономлю время человека на поиски своего призвания и тем самым помогаю ему быть счастливым

Также у нас есть курс «Школа продаж», на котором мы обучаем современным технологиям переговоров, коммуникации в соответствии с психотипом клиента и т. д. На курсе «Школа тренеров» мы учим навыкам ораторского искусства и тому, как удерживать внимание аудитории. Для руководителей и тех, кто желает в будущем занять руководящую позицию, в нашем центре есть курс «Академия управления». 

Какие ценностные ориентиры лежат в основе вашего подхода к работе?

Первый наш принцип, как у врача – не навреди! Если в компании заказчика уже есть эффективные отлаженные инструменты работы, мы ни в коем случае не перекраиваем их на свой лад, а лишь добавляем к ним то, что сможет усилить результат.
Также я всегда стремлюсь к справедливости, пусть даже в ущерб прибыли. Например, я могу отказать клиенту в услугах нашей компании, если вижу, что он относится к нам не как к команде экспертов, а как к обслуживающему персоналу. В таких случаях сотрудничество может оказаться достаточно сложным, поэтому я не трачу зря время – как наше, так и заказчика.
Ещё одна из моих важных ценностей в работе – это высокий уровень сервиса. Я люблю его как получать, так и давать своим клиентам, поэтому максимально вкладываюсь в обучение своих сотрудников, чтобы они могли в максимально короткие сроки качественно закрывать вакансии заказчика. Специалисты нашего центра предоставляют ежедневную подробную отчётность о проделанной работе и 24/7 готовы отвечать на вопросы клиентов.

Можно ли утверждать, что вы придерживаетесь демократического стиля управления?

Я использую ситуационный принцип руководства, которому училась на курсе Сергея Меликсетяна – эксперта международного уровня. Ситуационная модель лидерства разработана Полом Херси и Кеннетом Бланшаром, которые провели анализ взаимоотношений ведущих мировых руководителей с их сотрудниками и пришли к мнению, что не существует одной лучшей модели – она должна определяться задачей, которую необходимо выполнить, и уровнем профессионализма команды. Например, если я понимаю, что стажёр ещё пока недостаточно компетентен, не лоялен и не замотивирован на работу, то я применяю в отношении к нему систему чёткой директивы с пошаговым алгоритмом действий: постановка задач, обозначение сроков выполнения, контроль результата. С появлением лояльности у сотрудника я поощряю его даже за мелкие профессиональные победы. Когда специалист уже и лоялен, и компетентен, то он сам составляет для себя алгоритм действий, а также может взять на себя выполнение дополнительных задач, например, мы можем назначить его наставником для коллег либо тренером.    

Алла Юрьевна, ваша компания за три с половиной  года достигла удивительных успехов – подели́тесь результатами работы.

Когда я только открыла компанию, у меня в команде было лишь два рекрутёра. Сейчас – более сорока сотрудников в разных отделах: массового найма, административно-управленческих вакансий, в центре карьеры, в котором проводится обучение, и в центре оценки, где специалисты осуществляют анализ профессиональных и личностных качеств сотрудников в компаниях заказчика. Также у нас есть уникальный отдел HR-проектов, созданный для того, чтобы наши специалисты могли на определённый период стать частью команды компании клиента, найти и обучить для неё HR-сотрудника и выйти из команды. Такой практики «сотрудник в аренду» больше нет нигде, хотя это очень эффективный метод. Иногда его путают сконсалтингом, который, по сути, является лишь консультацией с рекомендациями для руководителя или управленца. А мы не просто говорим, что плохо, а что хорошо в компании, но и сами изнутри выстраиваем эффективную систему. На это обычно требуется от шести месяцев (в идеале – восемь).
Также нашим центром закрыто более 1500 вакансий риелтора, хотя сегодня не так-то просто найти подходящую кандидатуру на эту должность. Но я как раз и начинала HR-бизнес именно с подбора риелторов. Мы закрыли и более 500 административно-управленческих вакансий в самых разных отраслях: агропромышленном комплексе, IT-сфере, маркетинге и т. д. Ещё одно наше большое достижение – открытие филиала HR-центра Аллы Литвиновой в Новороссийске.

Как при таком насыщенном ритме работы вам удаётся находить время на отдых, семью и хобби?

Конечно, работа занимает большую часть времени, но это не значит, что нужно забыть про всё остальное. Главное – придерживаться тайм-менеджмента, как в работе, так и в личных делах. К примеру, у меня по расписанию в электронном ежедневнике по понедельникам – занятия вокалом. Это моя отдушина и вдохновение! Также в моём календаре отведено время на посещение салона красоты, театра, клиники, поход с сыном в аквапарк … А то, что не записано в ежедневнике – скорее всего, и не будет выполнено.  

То есть вы не забываете восполнять свой личный ресурс?

Конечно, я нахожу время и для семейных поездок на Алтай, который для меня действительно является местом силы. И, конечно, меня вдохновляют результаты моей профессиональной деятельности – хочется и дальше достигать всё новых и новых вершин!
Помимо руководства  HR-центрами, я возглавляю комитет по развитию персонала в Новосибирском областном отделении Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России». Моя задача – развивать HR-отрасль, придавая ей новые смыслы, поскольку это стратегически важное направление для бизнеса. В рамках работы комитета мы прописали план мероприятий, на которых будем проводить для предпринимателей полезный ликбез по HR. Это поможет руководителям определять уровень компетенций каждого соискателя и понимать, подойдёт ли этот человек для вакантной должности, а должность – для него.

Какие наиболее сложные рабочие задачи вам сегодня приходится решать?

Одна из них – это преодоление негативного впечатления о HR, образовавшегося у людей в результате сотрудничества с другими кадровыми агентствами. Я не хочу осуждать работу своих коллег по отрасли, ведь среди них есть и сильные специалисты. Но сегодня к нам действительно обращается много клиентов, разочарованных в предыдущем опыте общения с HR-специалистами: мол, за несколько месяцев им так и не закрыли вакансию или нашли неподходящего сотрудника. Благо, что мой бренд уже работает сам на себя – многие люди приходят к нам по рекомендации друзей или партнёров.
Ещё одна наша актуальная задача – обоснование стоимости услуг нашего центра. Мы придерживаемся политики фиксированных цен, поэтому не делаем скидок – качественная работа не может стоить копейки.
Также я на протяжении девяти лет практики постоянно сталкиваюсь с тем, что большинство соискателей, которые прошли предварительное собеседование, в итоге не приходят на следующий этап: в среднем из десятка кандидатов придут лишь три человека. Эта конверсия особо не меняется годами – соискателя могут перехватить другие рекрутёры, он может передумать или просто пройти собеседование ради интереса. Но мы умеем работать с данной конверсией и находим лучшие кадры в максимально быстрое время.   

Как бы вы описали бренд «Алла Литвинова»?

Это слаженная команда сильнейших экспертов в области подбора персонала и в целом в HR-сфере. Наши клиенты знают, что даже когда с ними работаю не лично я, а мои сотрудники, результат будет столь же высоким, поскольку вся команда обучена по единым лекалам работы.

Какой вы видите компанию будущего? Как в ней выстроены бизнес-процессы?

Это так называемые бирюзовые организации, в которых движущей силой является самоуправление, самоорганизация сотрудников, уважение личности человека и служение общим ценностям. В чистом виде таких компаний не существует, но к ним можно стремиться.

хочу, чтобы наш бренд стал № 1 среди
кадровых агентств России

Например, в нашем центре специалисты не привязаны к жёсткому рабочему графику, но при этом демонстрируют высокую результативность. Это достигается такими методами, как анализ деятельности сотрудников в цифровых показателях, проведение планёрок, личных встреч, организация мозговых штурмов при появлении проблемных ситуаций, обучение персонала, формирование кадрового резерва и систем HR-планирования, преемственности, материальной и нематериальной мотивации, аттестации сотрудников и т. д.

Много ли подобных компаний в России?

Немного, но они есть: около 10-15 процентов. Это, как правило, известные организации с сильным HR-брендом. Давая много бонусов своим сотрудникам, такие компании могут себе позволить более жёсткую систему отбора соискателей. А вот в организациях, где человека на рабочем месте ждёт лишь стол, стул  и средняя по рынку зарплата, не стоит ждать потока кандидатов, тем более – экспертов.

Алла Юрьевна, и напоследок – поделитесь вашими планами и перспективами развития на ближайшие годы.

Я планирую в будущем открыть ещё филиалы нашего центра – возможно, на Дальнем Востоке, а также хочу, чтобы наш бренд стал № 1 среди кадровых агентств России! Кроме того, я надеюсь стать лауреатом крупной международной бизнес-премии WOW!HR.
Наш центр Аллы Литвиновой уже знают во многих городах страны, и мы активно развиваем эту тенденцию и дальше, укрепляя позиции на рынке. Уверена, с такой командой, как в HR-центре Аллы Литвиновой, все вершины нам по плечу!

8 952 936 58 27
Линейная 28, офис 203
Allalitvinova.ru

Текст: Анастасия Михайлова
Фото: Евгения Бурило