В переменах появляется жизненный азарт

6 / 23     RU
В переменах появляется жизненный азарт
Сергей Афанасьев основатель и художественный руководитель Новосибирского городского драматического театра, заслуженный деятель искусств РФ

Новое здание – новая жизнь. Новосибирский городской драматический театр под руководством Сергея Афанасьева обрëл красивое ультрасовременное пространство, позволяющее расширить репертуар пьесами по произведениям Островского, Достоевского, Толстого и даже «замахнуться на Вильяма нашего Шекспира». Интервью из стен нового театра режиссёр дал журналу Leaders Today.

LT: Сергей Николаевич, наконец-то, спустя 35 лет, у НГДТ появился собственный долгожданный дом. Что вы сейчас чувствуете?

СЕРГЕЙ АФАНАСЬЕВ: Вот представьте себе: мечтаешь о чём-то тридцать с лишним лет, при этом много и усердно работаешь, выпускаешь спектакли в своём подвальчике, достойно представляешь город на фестивалях, воспитываешь молодых артистов, решаешь множество проблем, и вдруг перед тобой открываются двери нового пространства… По идее я должен был испытать шок и прослезиться, но я спокоен в своих эмоциях. Просто три последних года, как стало известно, что здание бывшего кинотеатра «Пионер» передают нам, я плотно занимаюсь этим проектом, доставившим много как радости, так и серьёзных хлопот.

Расскажите, каким получился новый театр Афанасьева?

Это здание, построенное в первой половине ХХ века, создало строителям немало проблем. Из-за ветхости конструкций пришлось восстанавливать растрескавшийся фундамент, укреплять внутри и снаружи стены, заново прокладывать системы вентиляции и гидроизоляции. Строительная компания РСУ-5 и лично её руководитель Михаил Голубев с первого же дня прониклись к проекту и с большим вниманием отнеслись к его задачам: все работы выполнены на совесть и теперь театр спокойно простоит ещё сто лет!
Подчиняясь строительным нормам и учитывая возможности существующих площадей, пришлось отказаться от второго зрительного зала, но зато кроме основного на 220 мест у нас появился ещё и репетиционный зал на 30-40 мест, отлично подходящий для небольших представлений. За два года строительства трижды менялась номенклатура оборудования, потому что на рынке выходили обновлённые версии светозвуковых и аудиосистем, и мы успели приобрести новейшие экземпляры. Зрители оценят климат-контроль во всех помещениях, а также современную акустическую установку, позволяющую даже с последнего ряда, услышать шёпот на сцене. Существенно расширились технические возможности главной сцены, оснащённой тремя рядами люков с плунжерными подъёмниками и накладным поворотным кругом. От этого старого театрального фокуса многие театры стремятся уйти, но мы-то знаем, что современного зрителя, избалованного гаджетами, уже не заставит трепетать ни один цифровой эффект, а вот магия, с которой в считанные секунды одна комната сменяет другую или лес оборачивается дворцом – действует безотказно. 

Вы принимали непосредственное участие и в разработке дизайна внутренних помещений театра. Как оцениваете результат?

Изначально дизайнеры-архитекторы предлагали оформить всё в стиле лофт, но я считаю, что люди устали от этих голых окон и кирпичей, которые мы видим повсеместно в ресторанах и кафе города. Мне же был нужен «мелкобуржуазный» интерьер, но без дурновкусия, чтобы посетители могли почувствовать себя в атмосфере праздника, прийти в красивых платьях или костюмах, переобуться в подходящую для случая обувь. Пространство театра разделено на зоны, и каждая имеет свой стиль: гардероб и зелёное фойе – это русский модерн, красное фойе – русский классицизм, зрительный зал – европейский лаконичный хайтек. Кстати, мы заранее продумали монтаж акустических панелей и освещения таким образом, чтобы ничего не отвлекло зрителя от сцены, поэтому – никаких громоздких конструкций под потолком, золочёных люстр и канделябров. 

А какие возможности в творческом плане открывает новая сцена, что хотели давно поставить, но ждали подходящего случая?

Уже очень давно хочу серьёзно заняться исследованием Шекспира, поставить самые популярные его пьесы «Гамлет», «Ромео и Джульетта», «Сон в летнюю ночь». Также меня интересует русская классика, и прежде всего – Александр Островский, его «Грозу» планирую представить зрителю к следующему театральному сезону, а возможно, и «Маленькие трагедии» Пушкина. Я считаю, что классическая литература не утратила своей актуальности, и дай нам Бог сегодня осмыслить и освоить хотя бы часть из того, что было создано сто или пятьсот лет назад, уважительно при этом относясь к текстам, не покушаясь на их целостность.

Как говорил Станиславский, если артист на сцене переживает, значит, зритель в зале сопереживает. На этом построен энергетический обмен театра, его тайна и загадка достоинства

Дай Бог понять наших драматургов советской эпохи – Арбузова, Вампилова, Рощина, которые, как мне кажется, писали не про политический строй, служивший антуражем времени, а о человеке, его душе как предмете исследования. Думаю, у современного зрителя должна быть возможность погрузиться в этот материал и многое переосмыслить.
      

Давние поклонники ценили подвальчик на Вокзальной магистрали за особенную камерность спектаклей, душевную теплоту обстановки. С переездом не потерялась та фирменная атмосфера, к которой так привык ваш зритель?

Дух театра – это не стены, а люди – артисты и зрители. Я рад, что благодаря нашему партнерству с банком «Акцепт» мне удалось, наконец, реализовать идею Фонда по поддержке проектов в сфере театрального искусства. Давно думал о том, что надо объединить неравнодушных людей, готовых участвовать в создании интересных проектов. А также поддержать студентов местного театрального института, чтобы юные таланты оставались в Сибири и играли в тех самых новых проектах. На такие серьёзные темы разговорились с представителями «Акцепта», когда я оформлял карту МИР СУПРИМ. Кстати, подчеркну, у меня самая первая МИР СУПРИМ от банка «Акцепт». Вот так, за обсуждением моих новых привилегий и подписанием документов, я поделился идеей создания фонда и получил горячую поддержку.   
Клиенты банка стали добрыми друзьями и первыми гостями, кто увидел наш новый дом изнутри. Мы уже провели несколько камерных  встреч, обсудили премьеру «Урок дочкам». Впрочем, фонд – открытая организация, ждём всех неравнодушных к искусству на наши закрытые клубные встречи!

контакты Фонда Сергея Афанасьева: +7(913)9303597, afanasev-fond.ru

Текст: Анастасия Куприянова
Фото: Антон Медведев