Время неординарных идей

6 / 23     RU
Время неординарных идей
Анатолий Васильевич Гуськов док. техн. наук, доцент, почетный работник высшего профессионального образования РФ, действительный член Академии военных наук, лауреат премии им. С. И. Мосина, заведующий кафедрой газодинамических импульсных устройств

Молодые люди, принадлежащие к цифровому поколению, значительно отличаются от своих предшественников особенностями восприятия, мышления и взглядами на жизнь. Мы побывали на легендарном факультете летательных аппаратов НГТУ и поговорили с будущими профессионалами оборонно-промышленного комплекса России об актуальных разработках и военно-научной этике.

LT: Почему вы выбрали такое редкое для профессионального развития направление — «Боеприпасы и взрыватели»Иван Гынгазов, студент 4-го курса факультета летательных аппаратов, кафедра газодинамических импульсных устройств, направление «Боеприпасы и взрыватели»ИВАН ГЫНГАЗОВ: Это интересная и востребованная специальность: оборонно-промышленному комплексу всегда нужны квалифицированные кадры. Мои родители работали в органах правопорядка, поэтому тема вооружения была мне интересна с детства. Мой старший брат первым поступил в НГТУ на специальность «Боеприпасы и взрыватели», он уже успешно окончил обучение и два года отслужил в научной роте, куда берут только выпускников с высоким средним баллом и наличием научных работ – публикаций, патентов.

Я тоже хочу построить карьеру в этом направлении — сейчас мне предлагают должности на различных военных предприятиях и в научных институтах. Поэтому я планирую устроиться на работу на Новосибирский патронный завод в качестве технолога и развивать интересные мне сферы. Я уже работал над видоизменением конструкции бронебойных подкалиберных снарядов, чтобы они лучше поражали тяжёлую танковую броню. Сейчас я занимаюсь совершенствованием дальности действия осколочно-фугасных снарядов. Поскольку, как показал опыт, дальность в наши дни многое решает.

Я уже работал над видоизменением конструкции бронебойных подкалиберных снарядов, чтобы они лучше поражали тяжёлую танковую броню. Сейчас я занимаюсь совершенствованием дальности действия осколочно-фугасных снарядов. Поскольку, как показал опыт, дальность в наши дни многое решает

Елена Потанина, учебный мастер кафедры газодинамических импульсных устройств, направление «Боеприпасы и взрыватели»ЕЛЕНА ПОТАНИНА: Я выбрала этот университет, потому что его закончил мой отец.
Меня сразу привлёк буклет кафедры ГДУ — он был самым ярким.
И мои ожидания подтвердились. Учиться на специальности «Боеприпасы и взрыватели» очень увлекательно, даже несмотря на то, что это, казалось бы, неженское направление.
Сейчас основной научно-технический интерес у меня вызывает кумулятивное струеобразование, а именно повышение эффективности кумулятивных зарядов.
У меня порядка 14 статей в различных научно-технических сборниках и журналах.
Дальше я планирую поступать в аспирантуру НГТУ и совмещать научную деятельность с преподавательской.
Мне хочется создать устойчивое сообщество студентов, которым будет интересно учиться, заниматься научной и общественной деятельностью и продолжать традиции научной преемственности, на которой стоит наша кафедра.

Не бывает ли у вас сомнений, связанных с этической стороной вашей специальности, ведь оружие создаётся, чтобы уничтожать людей?

ИВАН ГЫНГАЗОВ: Гениальный изобретатель и промышленник полковник Сэмюэл Кольт в своё время говорил, что убивает не оружие, а человек, который нажимает курок. Поэтому я не думаю, что уместно винить разработчика.

Не бывает ли у вас сомнений, связанных с этической стороной вашей специальности, ведь оружие создаётся, чтобы уничтожать людей?
«Есть такая известная фраза: Si vis pacem, para bellum — «Хочешь мира, готовься к войне». И я с ней согласна»

ЕЛЕНА ПОТАНИНА: На курсе философии нам тоже задавали подобные вопросы: действительно ли необходимо учёным продолжать свои исследования и разработки в какой-либо сфере, если они знают, что это может причинить человечеству вред, но в то же время принесёт научные открытия? Я думаю, единого ответа и уж тем более правильного здесь нет. Считаю, что надо опираться на опыт наших предшественников и прислушиваться к себе. Есть такая известная фраза: Si vis pacem, para bellum — «Хочешь мира, готовься к войне». И я с ней согласна.

Во многих социологических исследованиях говорится, что современная молодёжь неохотно выражает своё мнение публично. Согласны ли вы с этим?

ИВАН ГЫНГАЗОВ: Некоторые вещи нежелательно оглашать на публике – так было во все времена. А наша специальность непосредственно связана с государственной тайной, поэтому мы привыкаем поменьше трепаться.

ЕЛЕНА ПОТАНИНА: Я считаю, что если личное мнение взвешенно, то его вполне можно высказать. Но слова, сказанные публично, должны идти на пользу обществу. Ведь одно дело — озвучивать идеи и мысли, от которых кому-то станет легче и совсем другое — высказываться, чтобы кого-то обидеть или подвергнуть манипуляции. В последнем случае лучше, конечно, промолчать.

Как бы вы сформулировали основную отличительную особенность вашего поколения?

ИВАН ГЫНГАЗОВ:Мы родились во времена, когда современные технологии прочно проникли во все жизненные сферы. Поэтому наше поколение быстрее и в больших объёмах воспринимает информацию. Мы привыкли, что сто́ит лишь вбить в поисковике ключевую фразу, как интернет выдаст огромное количество материалов, необходимых как в учебной, так и в научной деятельности. Не выходя из дома, мы имеем доступ ко всему опыту предыдущих поколений. Но кроме того, мы понимаем ценность личного общения и стараемся прислушиваться к советам преподавателей.

ЕЛЕНА ПОТАНИНА: Мы также понимаем важность софт скилз, гибких навыков, которые будут всегда востребованы, независимо от экономических и технологических изменений в обществе — это умение работать в команде, учиться, подстраиваться к требованиям и генерировать идеи. Но даже прочитав множество книг и изучив материалы в интернете, ты только в общих чертах сможешь понять, как надо общаться с руководством и презентовать свои проекты. И только опытный наставник, прошедший похожий путь, сможет рассказать обо всех тонкостях, которые несомненно есть в каждой специальности. Поэтому, как и говорил Иван, мы восприимчивы к рекомендациям старшего поколения.

А у вас всегда есть возможность обратиться за помощью к преподавателям?

ЕЛЕНА ПОТАНИНА: Конечно, преподаватели всегда идут нам навстречу. Я не помню случая, чтобы мне отказали. Наоборот, я призываю всех студентов не стесняться задавать любые вопросы, даже те, что кажутся глупыми. Чем больше ты интересуешься и спрашиваешь, тем больше знаний и навыков получишь. Если ты с первого курса проявляешь инициативу, предлагаешь проекты, стараешься углубиться в тему, то это всегда будет только приветствоваться.

ИВАН ГЫНГАЗОВ: Кроме того, в НГТУ действует система кураторства – за каждой группой первокурсников закрепляются один-два студента старших курсов, которые помогают с вопросами, касающимися как учёбы, так и социальной жизни университета. Многие младшекурсники, начиная делать первые шаги в научной деятельности, активно консультируются не только с преподавателями, но и с кураторами. Мы все стараемся помогать друг другу. Конечно, есть такая проблема, что студенты из страха ошибиться избегают сложных проектов и не проявляют себя. Но на ошибках учатся. Если ты действительно хочешь чего-то добиться в жизни, то должен уметь брать ответственность и не пасовать перед трудностями.

Если ты действительно хочешь чего-то добиться
в жизни, то должен уметь брать ответственность
и не пасовать перед трудностями

Анатолий Васильевич, а как бы вы охарактеризовали своих студентов — за что их можно похвалить или над чем ещё им надо поработать?

АНАТОЛИЙ ГУСЬКОВ: Студенты радуют преподавателей улыбками и знаниями, а также попытками подняться выше своих учителей. Но иной раз создаётся впечатление, что молодые люди не ощущают быстротечности времени, многое переносят на завтра. Молодость кажется им бесконечной. А мы, глядя с высоты прожитых лет, понимаем, как легко упустить возможности и как сложно их потом наверстать. И иногда приходится подгонять, подталкивать. Цель наших преподавателей — научить студентов нестандартно мыслить, соединять несоединимые вещи, находить возможности и уметь доказывать состоятельность своих идей. Поэтому начиная с третьего курса многие студенты нашей кафедры оформляют результаты интеллектуальной деятельности: патенты на промышленные образцы, полезные модели и изобретения. Это очень ответственная, серьёзная работа, ведь одно дело придумать, и совсем другое — правильно сформулировать и изложить свои мысли на бумаге, а также получить подтверждение интеллектуальной собственности. Наступает эпоха неординарных идей, ведь со всем остальным уже легко справляются нейросети. И мы учим наших студентов свободно мыслить, отходить от шаблонов и умело сочетать знания, опыт и созидание. Наши студенты и выпускники уже предоставили множество актуальных разработок, среди которых, например, вариант конструкции, способной поймать беспилотный летательный аппарат. Я верю, что научные труды наших студентов внесут значительный вклад в оборонную промышленность нашей страны.

Мы учим наших студентов свободно мыслить,
отходить от шаблонов и умело сочетать
знания, опыт и созидание

Текст: Александра Дегтярева
Фото: Антон Медведев