Молодые люди, принадлежащие к цифровому поколению, значительно отличаются от своих предшественников особенностями восприятия, мышления и взглядами на жизнь. Мы побывали на легендарном факультете летательных аппаратов НГТУ и поговорили с будущими профессионалами оборонно-промышленного комплекса России об актуальных разработках и военно-научной этике.
LT: Почему вы выбрали такое редкое для профессионального развития направление — «Боеприпасы и взрыватели»ИВАН ГЫНГАЗОВ: Это интересная и востребованная специальность: оборонно-промышленному комплексу всегда нужны квалифицированные кадры. Мои родители работали в органах правопорядка, поэтому тема вооружения была мне интересна с детства. Мой старший брат первым поступил в НГТУ на специальность «Боеприпасы и взрыватели», он уже успешно окончил обучение и два года отслужил в научной роте, куда берут только выпускников с высоким средним баллом и наличием научных работ – публикаций, патентов.
Я тоже хочу построить карьеру в этом направлении — сейчас мне предлагают должности на различных военных предприятиях и в научных институтах. Поэтому я планирую устроиться на работу на Новосибирский патронный завод в качестве технолога и развивать интересные мне сферы. Я уже работал над видоизменением конструкции бронебойных подкалиберных снарядов, чтобы они лучше поражали тяжёлую танковую броню. Сейчас я занимаюсь совершенствованием дальности действия осколочно-фугасных снарядов. Поскольку, как показал опыт, дальность в наши дни многое решает.
ЕЛЕНА ПОТАНИНА: Я выбрала этот университет, потому что его закончил мой отец.
Меня сразу привлёк буклет кафедры ГДУ — он был самым ярким.
И мои ожидания подтвердились. Учиться на специальности «Боеприпасы и взрыватели» очень увлекательно, даже несмотря на то, что это, казалось бы, неженское направление.
Сейчас основной научно-технический интерес у меня вызывает кумулятивное струеобразование, а именно повышение эффективности кумулятивных зарядов.
У меня порядка 14 статей в различных научно-технических сборниках и журналах.
Дальше я планирую поступать в аспирантуру НГТУ и совмещать научную деятельность с преподавательской.
Мне хочется создать устойчивое сообщество студентов, которым будет интересно учиться, заниматься научной и общественной деятельностью и продолжать традиции научной преемственности, на которой стоит наша кафедра.
Не бывает ли у вас сомнений, связанных с этической стороной вашей специальности, ведь оружие создаётся, чтобы уничтожать людей?
ИВАН ГЫНГАЗОВ: Гениальный изобретатель и промышленник полковник Сэмюэл Кольт в своё время говорил, что убивает не оружие, а человек, который нажимает курок. Поэтому я не думаю, что уместно винить разработчика.
ЕЛЕНА ПОТАНИНА: На курсе философии нам тоже задавали подобные вопросы: действительно ли необходимо учёным продолжать свои исследования и разработки в какой-либо сфере, если они знают, что это может причинить человечеству вред, но в то же время принесёт научные открытия? Я думаю, единого ответа и уж тем более правильного здесь нет. Считаю, что надо опираться на опыт наших предшественников и прислушиваться к себе. Есть такая известная фраза: Si vis pacem, para bellum — «Хочешь мира, готовься к войне». И я с ней согласна.
Во многих социологических исследованиях говорится, что современная молодёжь неохотно выражает своё мнение публично. Согласны ли вы с этим?
ИВАН ГЫНГАЗОВ: Некоторые вещи нежелательно оглашать на публике – так было во все времена. А наша специальность непосредственно связана с государственной тайной, поэтому мы привыкаем поменьше трепаться.
ЕЛЕНА ПОТАНИНА: Я считаю, что если личное мнение взвешенно, то его вполне можно высказать. Но слова, сказанные публично, должны идти на пользу обществу. Ведь одно дело — озвучивать идеи и мысли, от которых кому-то станет легче и совсем другое — высказываться, чтобы кого-то обидеть или подвергнуть манипуляции. В последнем случае лучше, конечно, промолчать.
Как бы вы сформулировали основную отличительную особенность вашего поколения?
ИВАН ГЫНГАЗОВ:Мы родились во времена, когда современные технологии прочно проникли во все жизненные сферы. Поэтому наше поколение быстрее и в больших объёмах воспринимает информацию. Мы привыкли, что сто́ит лишь вбить в поисковике ключевую фразу, как интернет выдаст огромное количество материалов, необходимых как в учебной, так и в научной деятельности. Не выходя из дома, мы имеем доступ ко всему опыту предыдущих поколений. Но кроме того, мы понимаем ценность личного общения и стараемся прислушиваться к советам преподавателей.
ЕЛЕНА ПОТАНИНА: Мы также понимаем важность софт скилз, гибких навыков, которые будут всегда востребованы, независимо от экономических и технологических изменений в обществе — это умение работать в команде, учиться, подстраиваться к требованиям и генерировать идеи. Но даже прочитав множество книг и изучив материалы в интернете, ты только в общих чертах сможешь понять, как надо общаться с руководством и презентовать свои проекты. И только опытный наставник, прошедший похожий путь, сможет рассказать обо всех тонкостях, которые несомненно есть в каждой специальности. Поэтому, как и говорил Иван, мы восприимчивы к рекомендациям старшего поколения.
А у вас всегда есть возможность обратиться за помощью к преподавателям?
ЕЛЕНА ПОТАНИНА: Конечно, преподаватели всегда идут нам навстречу. Я не помню случая, чтобы мне отказали. Наоборот, я призываю всех студентов не стесняться задавать любые вопросы, даже те, что кажутся глупыми. Чем больше ты интересуешься и спрашиваешь, тем больше знаний и навыков получишь. Если ты с первого курса проявляешь инициативу, предлагаешь проекты, стараешься углубиться в тему, то это всегда будет только приветствоваться.
ИВАН ГЫНГАЗОВ: Кроме того, в НГТУ действует система кураторства – за каждой группой первокурсников закрепляются один-два студента старших курсов, которые помогают с вопросами, касающимися как учёбы, так и социальной жизни университета. Многие младшекурсники, начиная делать первые шаги в научной деятельности, активно консультируются не только с преподавателями, но и с кураторами. Мы все стараемся помогать друг другу. Конечно, есть такая проблема, что студенты из страха ошибиться избегают сложных проектов и не проявляют себя. Но на ошибках учатся. Если ты действительно хочешь чего-то добиться в жизни, то должен уметь брать ответственность и не пасовать перед трудностями.
Анатолий Васильевич, а как бы вы охарактеризовали своих студентов — за что их можно похвалить или над чем ещё им надо поработать?
АНАТОЛИЙ ГУСЬКОВ: Студенты радуют преподавателей улыбками и знаниями, а также попытками подняться выше своих учителей. Но иной раз создаётся впечатление, что молодые люди не ощущают быстротечности времени, многое переносят на завтра. Молодость кажется им бесконечной. А мы, глядя с высоты прожитых лет, понимаем, как легко упустить возможности и как сложно их потом наверстать. И иногда приходится подгонять, подталкивать. Цель наших преподавателей — научить студентов нестандартно мыслить, соединять несоединимые вещи, находить возможности и уметь доказывать состоятельность своих идей. Поэтому начиная с третьего курса многие студенты нашей кафедры оформляют результаты интеллектуальной деятельности: патенты на промышленные образцы, полезные модели и изобретения. Это очень ответственная, серьёзная работа, ведь одно дело придумать, и совсем другое — правильно сформулировать и изложить свои мысли на бумаге, а также получить подтверждение интеллектуальной собственности. Наступает эпоха неординарных идей, ведь со всем остальным уже легко справляются нейросети. И мы учим наших студентов свободно мыслить, отходить от шаблонов и умело сочетать знания, опыт и созидание. Наши студенты и выпускники уже предоставили множество актуальных разработок, среди которых, например, вариант конструкции, способной поймать беспилотный летательный аппарат. Я верю, что научные труды наших студентов внесут значительный вклад в оборонную промышленность нашей страны.