Будущее – в наших руках

7 / 23     RU
Будущее – в наших руках
Татьяна Кныш психолог, профориентолог, карьерный консультант

Как остаться мыслящим человеком в эпоху цифрового упрощения, чем искусственный интеллект грозит семье и какой должна быть политика государства в отношении воспитания детей? Об этом и не только рассуждает Татьяна Кныш.

«Ибо всякому имеющему дастся и приумножится,
а у неимеющего отнимется и то, что имеет».

Мф. 25:29

Мир утратил свой стержень

Несколько лет назад меня возмутили и встревожили слова одного высокопоставленного менеджера из банковской сферы о том, что для экономики страны достаточно всего 5-7% высокоинтеллектуальных людей, а, значит, нет необходимости держать столько институтов, выпускающих огромное количество белых воротничков. Но теперь я вижу, что слова эти были пророческими. Ускорившиеся с тех пор технологии искусственного интеллекта создают такую воронку цифрового отбора, преодолеть которую сможет лишь креативный, способный к системному мышлению, умеющий достигать результата человек. А ведь для этого нужны не только хорошее образование, но и поддержка семьи, однако, такая модель не вписывается в цифровое будущее, которое нам готовят.

Сохраним мораль – сохраним себя

Мне как-то попалась история одного российского учёного, прошедшего в детстве через жернова репрессий. Он запомнил на всю жизнь, как вместе с мамой и братом ехал в вагоне для скота в Казахстан. Мать – интеллигентная женщина, успела захватить с собой сменную одежду, тарелки и столовые приборы. Люди, ехавшие в вагонах, находились в жёстких условиях – спали на полу, здесь же ели баланду, а за шторой в углу справляли естественные потребности. Однако мать каждый день заставляла мальчиков переодеваться перед приёмом пищи и запрещала вылизывать тарелки после скудной еды. Окружающие над ними посмеивались, а кто-то и осуждал, но, как признаётся сам учёный, только благодаря несломленному морально-этическому стержню матери, проявившей человеческое достоинство даже в этих чудовищных обстоятельствах, он сформировался как личность.
Если мы хотим вырастить здоровое, мыслящее и благодарное поколение, то каждый родитель должен мысленно поставить себя на место этой женщины и сказать: а что я могу изменить в себе, чтобы это благотворно повлияло на моих детей? Ведь начать можно с малого. Следите за своей речью, если этого же требуете от ребёнка; то же самое – в отношении культуры, спорта, здорового образа жизни. Всё начинается с вас и продолжается в детях! 

Нужна новая формация семьи

С младенчества и в начальных классах ребёнок только впитывает информацию, а анализировать начинает с 10 лет, и до 21 года активно идёт созревание подкорковых структур головного мозга. Именно в этот период молодые люди, ищущие своё место в социуме, больше всего нуждаются во внимании, поддержке и уважении взрослых. Но мы зачастую заняты решением вопросов своих потребностей, исключающих воспитание как рудимент. В советское время эту миссию семья разделяла с государством, где была выстроена продуманная система работы с дошкольниками, школьниками и студентами. Сейчас же нет ни идеологии, ни массового вовлечения детей в продуктивную деятельность.
Безусловно, воспитанием должна заниматься семья, но для этого необходимо создавать благоприятные условия. Нужна не только материальная поддержка родителей, чтобы кто-то из них мог меньше работать и больше уделять внимания детям, но и новая инфраструктура и идеологическая работа с молодёжью, направленная на раскрытие интеллектуального потенциала, творческих, спортивных и иных способностей подрастающего поколения.   

 

+7 913 916 20 30
@ psycholog_knysh_tatiana
@ proforientacia_knysh

Текст: Анастасия Куприянова