Роботы – новое лицо производства

7 / 23     RU
Роботы – новое лицо производства
Михаил Григорьев создатель компании GRINIK ROBOTICS

Первый и единственный в России серийный производитель и поставщик промышленных роботов-манипуляторов, новосибирская компания GRINIK ROBOTICS, с 2014 года создала более 200 роботизированных комплексов для заказчиков со всей России.
О своём пути первопроходца и актуальных задачах в отрасли робототехники Leaders Today рассказал Михаил Григорьев

LT: Михаил, «первое в России серийное производство промышленных роботов», безусловно, звучит гордо. Но неужели в стране нет отечественных наработок в этой сфере?

МИХАИЛ ГРИГОРЬЕВ: В 2000-е годы в нашей стране, ориентированной на куплю-продажу, мало что разрабатывалось и производилось, тем более – из высокотехнологичных изделий. Даже сегодня, например, в России практически не производятся контроллеры для высокоскоростных систем, не выпускаются необходимые для наукоёмких предприятий высокоточные сервоприводы и редукторы, а ведь их ежегодно нужно несколько десятков тысяч на страну! У нас же пока есть лишь единичные экземпляры, но и их качество не дотягивает до импортных аналогов.

То есть всё, что не производится в России для создания роботов, вы привозите из-за границы?

Да, я с 2005 года занимаюсь поставками промышленного оборудования из Китая, владею китайским языком на уровне научно-технической терминологии, поскольку с отличием окончил новосибирский университет по специальности «Лингвист китайского языка».
Да, можно организовать собственное производство сервоприводов, редукторов и контроллеров, но для этого требуются огромные вложения, исчисляемые миллиардами рублей. Это уже задача государственного уровня – создать кластеры, которые смогут производить три перечисленных вида устройств. Данная комплектация необходима не только для сборки роботов – она широко применяется в самом разном оборудовании. Конечно, сразу начать создавать продукцию более качественно и дёшево, чем в Китае, точно не получится. Но нам есть к чему стремиться! А пока мы покупаем эти важные элементы в Поднебесной, на своей производственной базе создаём конструктивы роботов и пишем собственное программное обеспечение.

А как вы вообще решили заняться созданием роботов?

Изначально оборудование, которое я привозил из Китая, не имело к этой идее никакого отношения. Но в 2014 году на фоне падения курса рубля и снижения спроса на китайское оборудование я предложил двум инженерам из своей команды попробовать создать робота.
– А что это вообще такое? – спросили они.
– Это такая штука, которая с высокой точностью и скоростью будет что-то брать из одного места и переносить в другое, – ответил я.   
– А где он может использоваться?..
Мы стали накидывать разные варианты применения робота. А затем начали с нуля собирать на столе небольшие модельки, которые через два года превратились в настоящих железных помощников промышленных предприятий. 

Удивительно, что вам удалось совершить такой прорыв без технического образования!

Да, помимо лингвистического образования я в 2006 году окончил СибАГС по экономической специальности. Но все свои знания в области мехатронных и роботизированных систем получил самостоятельно, опираясь на собственный опыт.

В каких сферах ваши роботы сегодня наиболее востребованы?

Во всех производственных отраслях: пищевой, деревообрабатывающей, упаковочной, мебельной, химической – в лабораториях учебных заведений, в научных институтах… Разве что в автомобилестроении наши роботы пока сваркой не занимаются.

Как осуществляется процесс их производства?

Получая заявку от клиента, сначала мы проверяем её на предмет возможности выполнения, создаём варианты решения поставленной задачи. После согласования с клиентом сроков и стоимости изготовления занимаемся детальной проработкой и запускаем модель в производство – у нас есть собственный конструкторский отдел и производственная база площадью 2500 м2.
Весь процесс занимает от двух до восьми месяцев, в зависимости от сложности заказа. Наша цель – создать механизм, который с первого раза будет работать точно и непрерывно. Есть и линейка серийных стандартных роботов, но они не всегда в полной мере могут закрыть потребности наших партнёров. Приходится либо усовершенствовать имеющиеся проекты, либо создавать с нуля. 

И всё-таки многим людям до сих пор кажется, что роботы – это какая-то другая реальность...

На самом деле роботом можно назвать всё, что угодно, – это всего лишь надстройка над механическим устройством для выполнения какой-либо функции. По сути, даже смартфон в наших руках – это мозг для робота. Стоит добавить механики в виде исполнительных устройств и научить выполнять необходимые действия – вот вам и роботизированная система! Другое дело, что с механикой в России дела обстоят пока неважно.

Как же вам удаётся находить специалистов для своей команды?

Нам не нужен большой штат робототехников – достаточно двух-трёх человек, умеющих программировать и знающих, какие задачи должен выполнять робот.
Остальная часть команды – это люди с руками, которые умеют качественно делать своё дело – слесари, фрезеровщики, токари. А вот здесь и начинаются сложности. Буквально на днях в поиске токаря для нашей компании мы проехались по предприятиям и даже по гаражам. Оказалось, что эта профессия на грани вымирания – средний возраст токарей на заводах 55+. Сегодня практически нет молодых кадров с этой специальностью. И заметьте, мы ищем не узкого суперпрофессионала-мехатроника, а обычного токаря для изготовления деталей!

Как меняется подход к жизни и бизнесу у клиентов, которые уже внедрили у себя на предприятии ваши технологии?

Главный бич производства, как я уже сказал, – нехватка рабочих кадров. Сложно найти даже тех людей, которые просто перекладывают готовую продукцию на конечном звене конвейера. С внедрением робота ситуация кардинально меняется, ведь один оператор может управлять целым комплексом, состоящим из пяти роботов. Достаточно обеспечить три рабочих смены, чтобы процесс производства шёл круглосуточно. Оператору нужно лишь иногда что-то поправить, подтолкнуть или нажать кнопку, поскольку качество материалов, с которыми работает робот, иногда плавает, поэтому может потребоваться элементарная корректировка процесса. В итоге – продукции производится больше, а расходов на это – меньше. Механизм выполняет рутинную задачу быстрее и качественнее человека, причём сутки напролёт, даже при выключенном свете. Сотрудников, освободившихся от прежних обязанностей, как правило, переучивают и переводят на другую должность, закрывая вакансии.
И всё же поначалу люди боятся брать роботов – приобретают на пробу одного. Но когда управленец понимает, насколько новый механизм увеличивает производительность и при этом бережёт его нервы, то заказывает их ещё четыре, а потом ещё 18... Все наши роботы, созданные за девять лет, до сих пор исправно работают. Мы сами обеспечиваем их техобслуживание, но первая необходимость ремонта появляется не раньше, чем через пять-шесть лет работы системы – как правило, требуется замена подшипников, которые несут на себе максимальную нагрузку при ежедневной работе. 

Сегодня робототехнику изучают в школах и даже детских садах. Значит ли это, что скоро придёт в отрасль новое поколение и совершит технический прорыв?

Действительно, становится всё больше ребят, которые схватывают на лету робототехнические тонкости. В этом году НГУ впервые выпустил специалистов (пока всего шесть человек) по направлению «Мехатроника» – по сути, это спецназ среди инженеров, поскольку данная профессия объединяет в себе сразу несколько инженерных направлений: электронику, механику, программирование и т. д. Одного из этих выпускников я уже принял на работу, но это специалист, который совершенно не знаком с производством. А без практических навыков сложно создавать что-то материальное.
На мой взгляд, одна из важнейших задач в России – поднять рабочие профессии на качественно новый уровень. И только тогда мы можем рассуждать о техническом прорыве в нашей стране. 

Новосибирск,
ул. Планетная 30,
корпус 12
+7 (383) 354 22 45
www.grinik.ru

 

Текст: Анастасия Михайлова
Фото: Владас Рачкаускас