Счастье — быть с природой

7 / 23     RU
Счастье — быть с природой
Дмитрий Шпиленок кинодокументалист, режиссёр, оператор и продюсер фильмов о дикой природе

Дмитрий Шпилено́к принадлежит к известной семье природоохранников и является автором фильмов «Медведи Камчатки. Начало жизни» и «Нерка. Рыба красная», получивших ряд престижных международных наград. Сейчас вместе со своей женой Анной он готовит к выходу документальный фильм о лисах, а также второй том фотокниги «Камчатка. Рассказ о лисах».
О сложностях, с которыми стакиваются кинодокументалисты и о том, как важно сохранить заповедные зоны — в нашем эксклюзивном материале.

LT: Фамилия Шпиленок уже прочно ассоциируется с охраной природы и заботой о животных России. Расскажите, пожалуйста, почему вы решили посвятить свою жизнь заповедникам?

Анна Шпиленок, продюсер, сценарист, директор киностудии «Шпиленок фильм»АННА ШПИЛЕНОК: С самых ранних лет я ощущала тесную связь с природой, именно в ней я всегда черпала силы и вдохновение. Я глубоко убеждена, что всё прекрасное, созданное человеком на протяжении веков, так или иначе подсмотрено у природы. Снимая фильмы о животных и заповедных уголках нашей планеты, я ощущаю себя счастливой. И я рада, что могу поделиться этим чувством через свои работы с другими людьми.

ДМИТРИЙ ШПИЛЕНОК: Согласен с Анной, дикая природа – это в первую очередь душевный ресурс, некая сила, которая напитывает нас важнейшими энергиями. Переселяясь в мегаполисы, человек отдаляется от природы. Он окружён бетонными джунглями, живёт не в соответствии с биологическими часами, засиживаясь на работе до ночи и просыпаясь намного позже рассвета. Поэтому любой выезд за город — это не только глоток свежего воздуха, но и спасение от стрессов и депрессий. Дикая природа заряжает нас энергией, дарит вдохновение и отдых, помогает обрести внутреннюю гармонию. С детства я много времени провожу в заповедных краях, напитываясь этой красотой и наблюдая за удивительными историями, которые могут поведать нам леса. И мне хочется, чтобы как можно больше людей смогли увидеть мир моими глазами, осознать, насколько ценно сохранить естественный ареал диких животных, ведь это и наш дом тоже.

С какими трудностями приходится сталкиваться современным документалистам?

АННА ШПИЛЕНОК:Если отвечать поверхностно, то первой приходит в голову мысль, что на документальный жанр выделяется традиционно мало бюджета. Но мне не хочется плакаться о таких очевидных вещах. Основная сложность для нас заключалась в том, что мы изначально поставили себе достаточно высокую планку: захотели выйти за рамки традиционных документальных картин и создать фильм о лисах по принципам, которые применяются в игровом кино. Мы решили снять и смонтировать фильм так, чтобы он смотрелся на одном дыхании. Хотелось, чтобы на экране звери проживали историю, наполненную чувствами, понятными людям. Но мы не могли заранее запланировать или нарисовать те драматургические моменты, которые нам были нужны, а вынуждены были их терпеливо ждать, наблюдая за животными.
Изначально мы амбициозно полагали, что снимем нашу историю за семь-девять месяцев, но на деле, чтобы собрать нужный материал, нам потребовалось целых три года. У лисиц размеренная жизнь, они не могут за полгода показать всё, что мы хотим отразить в фильме. Главная трудность была в поиске главного героя, поскольку пара лисиц, которую мы изначально выбрали, распалась по трагическим причинам. И ещё несколько раз природа вносила свои коррективы в съёмки. Нам оставалось с этим лишь смириться, запастись не только терпением, но и здоровьем. Состоялось три экспедиции,  во время которых мы полностью посвящали своё время лисам. Не скрою, в этих условиях было непросто жить: зимой спать в нескольких слоях одежды, добираться от одной локации до другой, сперва сплавляясь по горной реке, а обратно – пешком, волоча по снегу всё снаряжение и технику. Летом и весной приходилось проходить по болотам целые километры, остерегаясь медведей, которые были особенно активны во время нереста лосося и представляли опасность. Мы работали вдвоём с Дмитрием, поскольку не могли брать на заповедные территории  лишних людей. Дмитрий проводил аэросъемку и снимал с земли, используя разные камеры, чтобы была разноплановость, я писала звук. Но это всё для нас превратилось в рутинные рабочие моменты, ведь мы знали, на что идём. Не свернуть проект раньше срока нам помогла глубокая вера, что мы  справимся и сделаем всё так, как задумали. Мы хотели рассказать правдивую историю о лисёнке, который не должен был выжить, но вопреки всему преодолел трудности на пути к собственному счастью. Временами было сложно: мы видели драмы, смерти, не всегда своими глазами, но так или иначе понимали, что произошло. Мы погружались в судьбу наших героев, проживали вместе с ними радости и горести, привязываясь к ним всем сердцем. За время съёмок мы тоже изменились, осознав, что решить задачу поиска героя можно лишь проявив уважение к тому миру, в который ты вторгаешься, хоть и наблюдая со стороны. И только тогда, когда мы отказались от амбиций сделать фильм быстро, а решили пожертвовать столько лет, сколько будет необходимо, главный герой был найден.

Сложно ли быть сторонним наблюдателем и не вмешиваться в естественную жизнь животных?

ДМИТРИЙ ШПИЛЕНОК: Невероятно сложно. Иногда мы сильно очеловечиваем животных. У нас был случай, когда медведица усыновила чужого медвежонка, мы долго за ним наблюдали, и на наших глазах его убили другие медведи. Это было настоящее испытание – не вмешаться, не остановить, не кинуться разнимать. И таких историй множество. Но природа мудра, в ней гораздо больше здравого смысла, чем порой может осмыслить человек. Я искренне восхищаюсь животными и их свободой, особенно лисами. Это удивительные, неповторимые создания. И мне хочется рассказать о них людям, но я порой беспокоюсь, что, посмотрев наш фильм или фотоработы, некоторые могут соблазниться держать у себя дома такое милое животное, как лисица, тем самым разрушая нашу идею восхищения их свободой. В дикой природе лисы проходят десятки километров, они живут в постоянном движении. И если заточить их в маленькую клетку или вольер, то звери будут страдать от человеческих недугов: ожирения, депрессии. Поэтому важно сохранить как можно больше заповедных мест, где животные будут свободны и избавлены от вмешательства людей.

Насколько остро стоит проблема браконьерства у нас в стране? И что может сделать каждый из нас, чтобы сохранить природное богатство родной земли?

ДМИТРИЙ ШПИЛЕНОК: Я несколько лет проработал в оперативной группе и понимаю, что проблема браконьерства — социальная. Часто мы задерживали одних и тех же людей, которые искренне не понимали, за что их ловят. Они воспринимали природу как кормушку. Например, что медведь – это отличная тушенка для собаки, красивая шкура для дома и полезный жир, чтобы внуки не кашляли. Бережное отношение к родной земле необходимо закладывать с раннего детства – через просмотр фильмов, фотографий, образовательные лекции и беседы, посещение национальных парков, чтобы следующее поколение смотрело на природу как на духовный ресурс, а не источник потребления. Чем больше вокруг национальных парков, нетронутых лесов, тем мы богаче и здоровее. Люди должны научиться жить в гармонии с природой и нести за неё ответственность.

АННА ШПИЛЕНОК: У меня сердце обливается кровью, когда я вижу, как бездумно человек тратит природные ресурсы и загрязняет окружающую среду. Эта проблема остро стои́т не только в нашей стране, но и во всём мире. В мировом океане уже огромное количество пластика, его даже выносит на побережье Кроноцкого заповедника, хотя это защищённая территория. И я стараюсь рассказывать об этом всем, например, отказываясь от пакетов в супермаркетах. Возможно, кто-то и прислушается ко мне, постарается уменьшить вред природе на бытовом уровне и будет приводить в порядок хотя бы землю вокруг себя.
Всё начинается с нас самих. Ни один выезд за город у меня не обходится без того, чтобы  я не взяла с собой мешки для мусора и перчатки. Недавно я была на родине у своих родителей в Брянской области. Мы выехали на озеро, и я ужаснулась, в каком плачевном состоянии там природа. В тот раз я захватила три больших мешка, и мне их не хватило. Конечно, я понимаю, что на следующий день приедут отдыхающие и нивелируют весь мой труд, всё станет как прежде. Но я не могу спокойно смотреть на мусор, это разрушает мой внутренний мир. Поэтому я стараюсь хотя бы в обозримом пространстве вокруг себя наводить порядок. И, конечно, через книги и фильмы мы продвигаем наши ценности. Искусство прокладывает путь к сердцам людей, показывая гармонию и красоту первозданной природы. Недавно мы получили грант Президентского фонда культурных инициатив и начали разработку второго тома фотокниги «Камчатка. Рассказ о лисах». Во второй книге мы поделимся своим опытом съёмок и поиска героя, к ней предусмотрено образовательное приложение, где в доступной форме будет представлена информация о лисах и заповедных территориях, в том числе о Кроноцком заповеднике, а также – о такой проблеме, как бешенство. Многие люди винят животных в распространении тех или иных заболеваний и предлагают отстрел. Но мы хотим показать, что истребление животных — это не выход. Раз человек умнее и считает себя вершиной эволюции, то именно он должен взять на себя ответственность и заботиться о дикой природе.

Планируете ли вы посетить наш город и познакомить новосибирцев со своим творчеством?

ДМИТРИЙ ШПИЛЕНОК: Новосибирск – чудесный город. На данный момент мы закончили чистовой монтаж фильма о лисах, его условное название пока «Камчатка. Рассказ о лисах», но, может быть, мы его ещё изменим. Также мы активно работаем над вторым томом фотокниги. Очень надеемся, что премьера истории о лисах состоится поздней осенью или ранней зимой — многое в этом процессе зависит от дистрибьюторов, порой пробиться в кинотеатры так же сложно, как создать фильм. Мы будем очень рады приехать в ваш город и лично представить наши работы. Надеемся на скорую встречу. А пока нас ждёт ещё одна поездка на Камчатку.

Текст: Александра Дегтярева