Время менять правила

7 / 23     RU
Время менять правила
Юлия Сырова заместитель министра строительства Новосибирской области

Минстрой России выходит на новый уровень цифрового развития, делая государственную систему строительства более прозрачной, понятной и эффективной. Какие для этого используются современные инструменты, в интервью Leaders Today рассказала заместитель Юлия Сырова.

LT: Юлия Викторовна, с этого года Минстрой переходит на новую Информационную систему управления проектами. Напомните, для чего это делается и какова конечная цель?

ЮЛИЯ СЫРОВА: Кроме Новосибирской области в пилотном проекте участвует порядка 40 субъектов, сейчас мы получили лицензионный доступ к системе и начинаем постепенно наполнять её данными. Задача новой системы, аналогов которой пока нет ни в одной из отраслей, – выстроить единую и прозрачную цифровую вертикаль между выше- и нижестоящим бюджетом, чтобы не только отслеживать движение денег, но и осуществлять мониторинг всех этапов строительства, от проектирования до сдачи объекта в эксплуатацию. Благодаря облачному хранению данных мы можем загружать большие объёмы информации и в любой момент запрашивать необходимые сведения. Всё это должно существенно ускорить принятие управленческих и технических решений, как в вышестоящих организациях, так и на местах в регионах.

Минстрой НСО первым в стране освоил в этом году и ресурсно-индексный метод определения сметной стоимости для объектов капитального строительства. Расскажите, в чём, выражаясь молодёжным языком, крутость этого события? 

До появления этого метода расчёт стоимости объектов, возводимых по госпрограммам, осуществлялся базисно-индексным методом: базисная сметная стоимость переводится в текущий уровень цен индексами по видам объектов капитального строительства. Минусом такой модели является некорректное (с перекосом) формирование сметной стоимости по отдельным видам строительно-монтажных работ, то есть верно можно оценить только итоговую стоимость всего объекта в целом. Случай же расторжения контракта или необходимость выполнения по одному объекту строительно-монтажных работ несколькими подрядчиками приводит к существенному искажению стоимости отдельных видов работ. Условно говоря, если смотреть отдельно на стоимость кирпича, то она будет порядка 4500 рублей за 1000 штук, тогда как на рынке она начинается от 9000 рублей за тот же объём. При этом, например, заложенная в смете стоимость окон – выше рыночной и, таким образом, компенсируется ценовое искажение кирпича. При этом, повторюсь, стоимость строительства объекта при использовании базисно-индексного метода в целом соответствует рыночной стоимости.
Ресурсно-индексный же метод исключает данные проблемы формирования сметной стоимости на корню, плюс существенно облегчает труд заказчиков по формированию проектов смет государственных контрактов.
Для внедрения ресурсно-индексного метода определения сметной стоимости, разработанного Минстроем РФ, у нас был открыт Центр ценообразования, который аккумулирует данные от крупных поставщиков по текущей стоимости строительных материалов и агрегирует актуальные сведения на единую цифровую платформу. Соответственно, министерство-заказчик при формировании заявки на строительство того или иного объекта ориентируется на проверенные цифры. Примечательно, что директор «Регионального центра мониторинга цен строительных ресурсов» Ксения Олеговна Шрайбер не только вывела нашу область в передовики по использованию нового метода, но и активно теперь делится опытом с другими регионами.

Сейчас новый импульс развития получило государственно-частное партнёрство. Минстрой напрямую не занимается этой формой взаимодействия с инвесторами, но имеет свои инструменты взаимовыгодного сотрудничества. Например, вы предлагаете застройщикам инфраструктурные бюджетные кредиты, расскажите подробнее, как это работает?

Этот инструмент позволяет обеспечить инфраструктурой новые территории комплексного развития. Проще говоря, мы за бюджетные деньги обеспечиваем комплексные площадки возможностью подключения к тепло-, водо-, электроснабжению и подводим сети до точек подключения, а инвестор обязуется в оговоренные сроки за собственные средства построить на этой площадке новый жилой микрорайон. В результате такого взаимовыгодного сотрудничества мы получаем доступные квадратные метры жилья для граждан, а бюджет – налоговые отчисления от бизнеса, который откроется на новом жилмассиве. Так выглядит вклад основного капитала в инвестиции и наглядное развитие экономики, когда на пустом месте появляются жилые дома, рождаются новые люди и всё начинает работать! Определённо – толковый и своевременный инструмент для развития.

Текст: Анастасия Куприянова
Фото: Антон Медведев