Династия Елисеевых: как создать торговую империю

8 / 23    RU
Анастасия Кора-Белоусова лектор, искусствовед, лингвист-переводчик, гид-экскурсовод №1 по Санкт-Петербургу и пригородам (по версии международного туристического портала «Туристер.ру»)

В нашем журнале мы рассказываем о современных лидерах, но немало ценного для развития своего дела и личностных качеств можно подчерпнуть, оглянувшись назад. До революции в нашей стране было много успешных династий предпринимателей: купцы Морозовы, Мамонтовы, Рябушинские, Абрикосовы и т. д. Развитием дела занимались со всей душой, невероятным энтузиазмом и страстью, а верность семейному бизнесу, навыки и традиции передавались от поколения к поколению. Такой была и династия Елисеевых. О секретах успеха великих российских предпринимателей рассказала искусствовед из Санкт-Петербурга Анастасия Кора-Белоусова.

Из крестьян в купцы

История этого рода – наглядный показатель того, как, не имея начального капитала и связей, можно добиться невероятного успеха. Основателем знаменитой купеческой династии стал крестьянин Пётр Елисеевич Касаткин (в дальнейшем в честь своего отца он сменил фамилию на «Елисеев»). Есть легенда, что когда-то он был крепостным графа Шереметьева. Однажды зимой на обеде у графа подали свежую землянику, что поразило присутствующих. Граф позвал того, кто вырастил ягоду, и сгоряча пообещал выполнить любую его просьбу. Пётр и его брат попросили вольную и первоначальный капитал в 100 рублей — и получили желаемое.
В 1813 году из Ярославской губернии они перебрались в Петербург, начали скупать в его окрестностях яблоки и выгодно продавать их в городе. Затем предметом торговли стали экзотические фрукты, шампанские вина, специи и другие колониальные товары, купленные в Европе. Бывший крестьянин не знал иностранных языков, но желание встать на ноги было настолько сильным, что пробел в образовании не стал помехой на пути к заграничным закупкам. Пётр Елисеевич быстро смекнул, что минул 1812 год, закончилась Отечественная война, российские дворяне дошли до Франции и попробовали там шампанское, а значит, непременно захотят пить его и у себя дома. А он такую возможность им предоставит!

В центре жизни

Первая торговая лавка Петра Елисеевича появилась в 1813 году на пересечении Невского проспекта с Большой Морской улицей – в самом центре Санкт-Петербурга. Неподалёку располагалась кондитерская С. Вольфа и Т. Беранже, которую посещали известные писатели, поэты, музыканты (сегодня здесь работает «Литературное кафе»). Выходя из кондитерской, золотая молодёжь Петербурга заходила в магазин Петра Елисеева за шампанским, фруктами, сладостями. В правилах хозяина лавки было продавать исключительно свежие, качественные товары без всякого обмана. Доброе имя для Петра Елисеевича значило очень много!
Вскоре он открыл ещё несколько лавочек, а уже в 1819 году стал купцом третьей гильдии. После смерти Петра Елисеевича в 1825 году бразды правления компанией взяла его супруга Мария Гавриловна – одна из первых женщин России, занимавшихся предпринимательством. Ей помогали сыновья – Сергей, Григорий и Степан. Дела продолжали идти в гору: в 1839 году Елисеевы стали купцами первой гильдии и получили фамильный гербовый знак, иметь который не по рождению могли лишь особенно выдающиеся граждане, проявившие заботу о стране. К этому времени капитал Елисеевых насчитывал ~8 млн рублей, в пересчёте на сегодняшние реалии это соизмеримо с состоянием Романа Абрамовича. 

Невероятное трудолюбие, товары высочайшего качества, честность, смелость идти вперёд
и воплощать передовые идеи – всё это помогло знаменитой купеческой династии
добиться невероятного успеха и получить дворянский титул

После смерти Сергея и Степана Елисеевых семейным делом стал управлять их брат Григорий. У него было двое сыновей и пятеро дочерей. Девушек выдали замуж за представителей знатных семей. Старший брат Александр отказался продолжать вести семейное дело, это право досталось младшему сыну – Григорию Григорьевичу. Он постигал секреты виноделия, обучаясь за границей. При нём торговля и производство вин в компании «Братья Елисеевы» достигли невиданных масштабов.
Григорий Елисеев стал основателем большого магазина в Москве – первого супермаркета в России, совершившего революцию в торговой отрасли. Изобилие деликатесов, убранство залов, дегустации и учтивый персонал – такой подачи не было нигде!

Легендарный храм еды

В Санкт-Петербурге центром притяжения жителей и гостей столицы в 1903 году стал магазин Елисеева на углу Невского проспекта и Малой Садовой улицы. Это здание в стиле купеческий модерн – одно из лучших произведений гениального архитектора Барановского. На первом этаже здесь расположились торговые прилавки, а посередине – большая инсталляция в виде ананаса, сохранившаяся до наших дней. Это был символ экзотических фруктов, на которых специализировался магазин Елисеевых. На втором этаже разместились театр «Невский фарс» (ныне – Театр комедии им. Н. П. Акимова) и помещения для сдачи в аренду, на третьем этаже – ресторан, а в подвалах находились лучшие в Европе холодильные установки. Таким образом, магазин стал первым торгово-развлекательным центром в России. Это был экономический прорыв.
Примечательно, что в ХIХ веке экзотические фрукты стоили дорого, и человек среднего достатка в России не мог позволить себе купить даже один мандарин. Елисеевы придумали выход из положения – они впервые стали продавать мандариновые, апельсиновые и ананасовые дольки, завернутые в фантики, как конфеты! Слух об этом распространился быстро, люди спешили попробовать незнакомые лакомства, а заодно приобретали и другие товары. Также Елисеевы открыли производство мармелада, варенья, цукатов.
Магазин стал воплощением многих новаторских идей, например, здесь использовались слайсеры для нарезки колбасных деликатесов – диковинка конца XIX века. Также продавали сопутствующие съестным товары – например, хрусталь баккара, которым можно было украсить стол.
Елисеевы работали не только сами, всей семьёй, включая детей — под их началом трудились семьи многих рабочих. Хозяева всячески заботились о сотрудниках, а также уделяли внимание благоустройству города – создавали больницы для бедных, дороги, красивые доходные дома, возле которых всегда была ухоженная территория. Кстати, в одном из таких домов в пять этажей был установлен первый в Санкт-Петербурге лифт. На зданиях, принадлежавших Елисеевым, размещался их семейный герб, что служило рекламой всего фамильного дела и самого рода.
За заслуги перед отечеством Елисеевым было пожаловано право на потомственное дворянство.

Крах империи и возрождение традиций

Во второй половине ХIХ века Елисеевы владели уже десятком магазинов в Санкт-Петербурге, десятком – в Москве, по одному – в Киеве, Ярославле и других городах мира, а также первым в стране автомобильным заводом, виноградниками в Крыму, кораблями для перевозки устриц и т. д. Качество товаров было настолько высоким, что компания получила почётное право стать поставщиком Двора Его Императорского Величества.
Магазины Елисеевых были на слуху: так, в книге Л. Н. Толстого «Анна Каренина» есть упоминание одного, в котором Стива Облонский брал свежие устрицы. В сборнике очерков «Москва и москвичи» В. А. Гиляровского также описывается одна из лавок знаменитых купцов.
После революции имущество Елисеевых национализировали. Глава семейства уехал во Францию. Двух его сыновей в 1937 году расстреляли, средний сын стал известным учёным-востоковедом, уехал в США и преподавал в Гарвардском университете. Один его брат работал биржевым журналистом в Париже, другой стал инженером в СССР, на родине осталась и их сестра.
В советское время в ленинградском магазине Елисеевых открылся «Гастроном №1», в котором, к слову, продавалось около 20 видов колбас. И когда тот или иной вид колбасы заканчивался, об этом тут же извещал красный цвет лампочки, чтобы покупатели не стояли в очереди зря. В начале 2000-х магазин практически не работал. Однако один петербургский предприниматель решил вложить около 1 млд рублей в сохранение истории уникального здания и в его реставрацию. И в 2011 году «Магазин купцов Елисеевых» открылся вновь.
Невероятное трудолюбие, товары высочайшего качества, честность, смелость идти вперёд и воплощать передовые идеи – всё это помогло знаменитой купеческой династии добиться невероятного успеха и получить дворянский титул. Сияющие отголоски этого времени и сегодня отражаются в продолжении истории. Такова сила бренда, созданного тремя поколениями петербургских купцов.

Благодарим галерею интерьеров «Неоклассик», Ингу Доронину и Ирину Чипугову за содействие в организации интервью

Текст: Анастасия Михайлова
Фото: Антон Медведев