Изобразительное искусство и его меновая стоимость

8 / 23     RU
Изобразительное искусство и его меновая стоимость
Александр Воронин доктор экономических наук, коллекционер, почётный член Российской академии художеств (Москва)

Что такое меновая стоимость предметов живописи и из чего она складывается? Об этом рассказал Александр Воронин.

В условиях товарного производства искусство стало товаром – продуктом труда, имеющим потребительную стоимость (удовлетворение эстетической потребности, демонстрация своей приверженности к модному тренду или инвестиционного инструмента) и меновую стоимость. Меновая стоимость товара – это способность товара к обмену на другие товары, причём к обмену в определённых пропорциях. Возникает закономерный вопрос: а что лежит в основе этих пропорций?

Ещё Аристотель (384—322 гг. до н. э.) обратил внимание на то, что обмен невозможен без равенства, а равенство – без соизмеримости. Количественные соотношения различных товаров в процессе обмена (обмен благ, потребительные стоимости которых полностью совпадают, является бессмысленным) не могут определяться потребительными стоимостями этих товаров, так как качественно разные потребительные стоимости количественно несоизмеримы. Итальянский экономист Ф. Галиани (1728—1789) в XVIII в. считал, что пропорции, в которых один товар обменивается на другой, зависят от того, как участники обмена оценивают их полезность. Данный подход – одна из разновидностей теории предельной полезности, приверженцы которой анализируют не стоимость, а форму её проявления, денежное проявление стоимости — цену. Они считают, что стоимость (ценность) блага – категория лишь обмена (рынка). Но как могут меновые соотношения между разными товарами определяться степенью их полезности, если это тоже несопоставимые категории? Ответ на вопрос, что общего есть у абсолютно всех потребительных стоимостей, дал К. Маркс: «Если отвлечься от потребительной стоимости товарных тел, то у них остаётся лишь одно свойство, а именно то, что они — продукты труда». Именно это свойство выражается в меновой стоимости и лежит в основе взаимного обмена всех разнородных товаров.

Но ведь даже в одном узком сегменте, в нашем случае – области изобразительного искусства, есть существенные различия в характере труда товаропроизводителя. Так, труд живописца как художника двухмерного пространства и труд скульптора как художника пространства трёхмерного – это далеко не одно и то же; в свою очередь, труд скульптора-монументалиста невозможно сопоставить с трудом ювелира-камнереза. Как же их сравнивать, сопоставлять, если это совершенно разные виды трудовой деятельности?

Основой для сопоставления является то, что различные потребительные стоимости представляют собой результат так называемого «труда вообще», труда как затраты человеческой рабочей силы, вне зависимости от его конкретного вида. Этот кратко сформулированный тезис, как показывает педагогическая практика, достаточно сложен для понимания. Необходимо уяснить, что не имеет никакого значения, насколько труд тяжёл или лёгок физически, сопоставляется ли физический труд с трудом умственным. На рынке именно этот «труд вообще» выступает общим знаменателем для сопоставления различных потребительных стоимостей в процессе обмена. Таким образом, в основе меновой стоимости товаров находится затрачиваемый на их создание общественный труд, образующий стоимость товара.

Поскольку товар как продукт труда обладает двойственностью (потребительной стоимостью и способностью к обмену – меновой стоимостью), то и труд, его создающий, тоже должен иметь двойственный характер. Анализируя характер труда, создающего товар, Маркс показал, что этот труд действительно имеет две стороны или, другими словами, носит двойственный характер – он является одновременно и конкретным, и абстрактным трудом.

Поскольку товар как продукт труда обладает двойственностью (потребительной стоимостью и способностью к обмену – меновой стоимостью), то и труд, его создающий, тоже должен иметь двойственный характер

Конкретный труд – это полезный труд, затрачиваемый в какой-либо особой форме и качественно отличающийся от всех других видов. Он создаёт потребительную стоимость товара. В период обмена частный, конкретный труд производителя принимает форму общественного труда, а потребительная стоимость, созданная частным, конкретным трудом, принимает форму стоимости. Абстрактный труд — это труд, выступающий как затраты человеческой рабочей силы вообще, независимо от её конкретной формы. В момент же обмена товаров он проявляется в форме стоимости.

Двойственный характер труда, воплощённого в товаре, выражает противоречие между частным и общественным трудом производителей. С одной стороны, конкретный труд отдельного производителя является его частным делом, поэтому труд в этих условиях носит частный характер. С другой стороны, общественное разделение труда объективно обусловливает экономические связи между производителями, каждый из них связан с другими. Труд производителей, таким образом, является одновременно и частным, и общественным. Но общественный характер их труда в процессе непосредственного производства остаётся скрытым, он проявляется лишь на рынке в момент купли-продажи товаров, когда и обнаруживается, является ли труд данного товаропроизводителя общественно полезным, признаётся ли он обществом (в лице потребителей данного товара). В нашем случае, если сделка состоялась, искусство продано, то это означает, что частный труд художника признан частью общественного труда, искусство из простого продукта труда превратилось в товар.

Следует отметить, что с определённого момента товарное производство приобрело всеобщий характер – всё, что производится, производится на продажу. Но и в условиях господства товарного производства встречается и достаточно распространено явление, когда художник по тем или иным причинам отказывается продавать результат своего труда. Если автор не уничтожил созданное им произведение, то, как правило, это означает, что результат труда как по содержанию, так и по форме исполнения соответствует тому, что изначально было им задумано. «Самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем построить ячейку из воска, он уже построил её в своей голове», – писал К. Маркс. Следовательно, как минимум собственную эстетическую потребность художник удовлетворил, увековечив в материале (на холсте, бумаге или в бронзе) свою идею. Как правило, художник создаёт всё же то, что интересует не только его. Если при этом он не желает расставаться со своим произведением, но потенциально может это сделать – это одна история, а вот если изначально ставилась цель продать то, что создано, но ни одного покупателя не нашлось – другая. В первом случае, несмотря на отсутствие реальной продажи как таковой, создан товар, то есть вещь, предназначенная для удовлетворения потребностей других людей, а во втором – просто продукт труда.

Вернёмся к меновой стоимости товара, то есть к его способности к обмену. Согласно трудовой теории стоимости, в условиях товарного производства обмен товаров осуществляется в соответствии с количеством общественно необходимого труда, затраченного на их производство.

Если бы мы имели дело с товаром, который массово встречается на рынке, определить общественно необходимое рабочее время (т. е. время, необходимое для производства товара при средних в данном обществе условиях производства, при средней степени интенсивности и умелости труда) не составило бы проблемы. В силу значительного количество товарообменных операций рынок бы чётко определил, какой именно уровень затрат рабочего времени является общественно необходимым. Понимая это, большинство товаропроизводителей поставляет на рынок товары массового спроса, ориентируясь на реальную потребность в чём-либо или на потребность прогнозируемую. Ошибки существуют и повторяются, что выливается в периодически возникающие кризисы перепроизводства, но в целом система работает уже не одно столетие.

Произведения искусства – это не массовый товар, каждое из них уникально, существует в единственном экземпляре. Между тем это обстоятельство не является сколь-либо существенным, чтобы привести к исключению формирования общественно необходимых затрат рабочего времени из общего правила товарообменных операций. Продукт труда превращается в товар в тот момент, когда на рынке произошёл его обмен на другой товар, то есть нашёлся хотя бы один потребитель произведённого продукта. Тем самым общество в лице пусть даже своего единственного представителя признало общественную значимость труда того, кто его произвёл, в величине затрат, соответствующей пропорции обмена.

Таким образом, мы показали, что изобразительное искусство, как любой товар, имеет меновую стоимость, способность к обмену на другие товары. Особенности меновой стоимости искусства в сравнении с другими товарами – тема следующего разговора.

Предыдущие материалы Александра Воронина на нашем сайте:

В ожидании восстановления российского арт-рынка
Тонкости искусства продвижения
«Хочу стоить дорого» в контексте арт-рынка
Стоимость искусства
Изобразительное искусство и его потребительная стоимость

Текст: Анастасия Михайлова