Импортозамещение начинается с развития технологий, для сибирского флагмана индустрии красоты, компании «Микро́лиз», это – аксиома. С 2014 года здесь разрабатывают и запускают в производство уникальную косметику на основе природных компонентов. Герои сентябрьской обложки Ляна и Дмитрий Исачкины раскрывают секреты высокотехнологичного семейного бизнеса, приносящего здоровье, счастье и красоту тысячам женщин в России и за её пределами.
LT: Дмитрий, Ляна, по данным аналитических источников, российский рынок натуральной косметики за последние два года показывает небывалый рост. На этом фоне складывается впечатление, что продукция «Микролиза», появившаяся почти десять лет назад, во многом опередила своё время. А вы как считаете?
ДМИТРИЙ ИСАЧКИН: Действительно, десять лет назад рынок российской натуральной косметики только зарождался и отечественные производства можно было пересчитать по пальцам. Мировые исследования же показывали, что будущее за препаратами на основе натуральных ингредиентов, а именно – лизатов пробиотических культур, поскольку они способствуют естественной защите, восстановлению и здоровью кожи. Но тогда мало кто из местных производителей понимал, как вообще с этим работать. Меня же чрезвычайно интересовала темавлияния лизатов на микробиом. Я стал собирать и штудировать специальную литературу, почти всё, что находил, было на французском языке, и приходилось делать переводы. Мне хотелось создать по-настоящему инновационный продукт, а для этого нужно было досконально изучить выбранное направление.
ЛЯНА ИСАЧКИНА: Как первопроходцы мы, конечно же, рисковали, запуская десять лет назад линейку кремов, состав которых у потребителей зачастую вызывал удивление, ведь косметика с пробиотиками для многих была в новинку. Да и технологии производства тканевых масок в России тогда только начали осваиваться, и мы были одними из первых, кто проложил свой путь в этом направлении и создал линейку инновационных продуктов. Постепенно продукция «Микролиза» заняла свою нишу и обрела устойчивый спрос благодаря особенным, работающим составам, не уступающим по своим характеристикам и свойствам разработкам ведущих европейских и корейских брендов.
А что всё-таки подвигло вас запустить собственное производство, ведь можно было пойти менее рискованным путём – заказывать готовую продукцию на стороне под собственной торговой маркой?
Д. И.: Такой вариант даже не рассматривался, потому что я хотел сделать свой продукт от начала и до конца. Двигаясь к цели, мы как пазл собирали необходимые элементы – актуальную научную базу, прогрессивные технологии, поставщиков сырья. Не хватало в этой цепочке только основы, на которой выстраивались бы комбинации питательных составов – лизатов бифидо- и лактобактерий. Примечательно, что решение оказалось под боком – искомые пробиотики, пригодные для космецевтического производства, разработал один из институтов наукограда Кольцово. Мы предложили сотрудничество, и в результате этого взаимодействия появилась первая, а потом и последующие линейки продуктов «Микролиза».
Л. И.: Собственное производство отличается от контрактного ещё и тем, что ты вкладываешь в продукт свою энергию, душу и любовь, потому что вникаешь во все нюансы и сам воплощаешь задуманные идеи. Это невероятно творческий и вдохновляющий процесс! Ну и, конечно же, затратный в плане финансов. В запуск производственной площадки полного цикла мы вложили собственные накопления, на которые приобрели необходимое оборудование и наняли персонал. Чем глубже погружались в вопросы производства, тем больше узнавали нового, приходилось многому учиться, на лету схватывать информацию, но зато теперь мы знаем о натуральной косметике, кажется, всё! Хотя каждый год появляются новые данные о компонентах и технологиях, и надо всё время держать руку на пульсе.
Как происходит создание нового продукта? Что первично – идея или запрос?
Д. И.: Эстетическая косметология – одна из бурно развивающихся отраслей, где каждый год происходят какие-то открытия и технологические прорывы. Например, в Америке, Европе и Корее среди частных лабораторий, специализирующихся на создании новых компонентов для натуральной косметики, проводятся специальные конкурсы. По итогам таких состязаний производители получают инновационные технологии и компоненты. Мы же пристально следим за всеми достижениями в индустрии красоты, посещаем выставки и стараемся идти в ногу со временем, перенося современные технологии в реалии российского производства, стеснённого сегодня санкциями. Приходится выкручиваться и с логистикой, и с оборудованием, применять сибирскую хватку и смекалку, чтобы что-то усовершенствовать, адаптировать к нашим условиям и возможностям. Поэтому в создании продукта первичен постоянный поиск идеи и примеров её воплощения, когда ты можешь взять нечто за основу и сделать своё, только лучше! (Улыбается.)
Л. И.: Чтобы оставаться в этой нише конкурентоспособной компанией, мы должны постоянно придумывать что-то новое, при этом держать качество всей линейки продуктов, следить за эффективностью рабочих формул. Ведь на смену одному поколению компонентов приходят другие, более совершенные, и выпускать устаревший продукт просто нецелесообразно. А бывает, что идеи приходят спонтанно: просто ты видишь оригинальное решение, которое можно взять на вооружение, хватаешь и делаешь! Так было, например, с оборудованием, разливающим крем мини-порциями по 5-7 граммов в специальные пластиковые ложки. Нам так понравилась эта идея, что сразу же родился проект «Ложка красоты», который уже скоро смогут оценить наши покупатели.
На выпуске, каких косметических средств вы сосредоточены сейчас и что, на ваш взгляд, будет востребовано через пять-десять лет?
Д. И.: У «Микролиза» широкий ассортимент уходовых средств за кожей в виде различных сывороток и кремов, но изначально концепция бренда выстраивалась вокруг разработки отдельных линеек тканевых масок и гидрогелевых патчей. Поскольку именно эти формы являются наиболее эффективными в плане усвояемости питательных компонентов благодаря их длительному применению и плотному прилеганию к поверхности кожи. На сегодняшний день у нас разработано порядка 40 косметических масок, и есть основания полагать, что для российской компании это – рекордный ассортимент. Но мы не собираемся на этом останавливаться и продолжаем работать над новыми составами. Если говорить о перспективах, то не думаю, что в ближайшее десятилетие произойдёт невероятный скачок в косметической индустрии. Безусловно, будут развиваться исследования, направленные на изучение свойств клеток кожи и их способности к регенерации. Южная Корея сейчас впереди планеты всей по изучению и созданию так называемых факторов роста – натуральных белков, которые влияют на процессы в коже, стимулируя или замедляя выработку определённых веществ. Считается, что, восполнив содержание факторов роста, свойственных молодой коже, мы переводим её в более молодое состояние. У нас в России пока не занимаются этим перспективным направлением, но я потихоньку думаю о нём, собираю информацию.
Л. И.: Разработка нового продукта и вывод его на рынок сопряжены с множеством трудностей, и весь процесс занимает порой от нескольких месяцев до года. Если коротко описать алгоритм, то на первых этапах, когда уже определились с идеей и есть чёткое понимание, что мы хотим производить, начинается плотная работа с нашими научными институтами: смотрим, чьи возможности позволяют воплотить задуманный продукт в жизнь. Как только технология получена, начинается её отработка на производственной площадке, в лаборатории проверяем качество сырья, проводим тестирование полученных рецептур. Специальная фокус-группа из работников предприятия проверяет пилотный продукт, отмечая его свойства, ну а мы анализируем эту информацию, чтобы улучшить итоговую премьерную версию.
А как в семейной компании вы распределили функции между собой?
Д. И.: Я – генерирую идеи!
Л. И.: А я – воплощаю их в жизнь! (Смеются.)
Д. И.: Преимущество семейного бизнеса, наверное, в том, что ты с партнёром всё время на одной волне, вас волнуют одни и те же вопросы, и вы готовы обсуждать и думать над ними в режиме 24/7. Потому что это – ваша жизнь, ваше детище, скрепляющее и объединяющее усилия.
Л. И.: Если нам нужно сменить обстановку, перезагрузиться, мы летим… Нет, не на море, а на какую-нибудь выставку по нашей теме: этого обычно достаточно, чтобы отдохнуть и почерпнуть свежие впечатления.
Какой образ, на ваш взгляд, сложился у компании «Микролиз» за эти почти десять лет? Вы, например, практически не вкладываетесь в рекламу, в раскрутку бренда. Это принципиальная позиция?
Д. И.: Все эти годы мы стремились поддерживать имидж отечественного производителя качественной, конкурентоспособной косметики по доступным ценам. Как показала история, если ты делаешь хороший продукт, то ему не нужны специальные рекламные костыли. Рекомендации потребителей, по достоинству оценивших твой труд, работают намного эффективнее. Да и некогда нам, откровенно говоря, заниматься пиаром, потому что есть задачи важнее, связанные с поиском новых решений, технологий и компонентов.
Л. И.:Отмечу, чтомы осознанно сократили расходы на рекламу и особенно упаковку (она у нас самая бюджетная), чтобы высвободившиеся деньги вложить в разработку эффективных составов косметических средств. Ведь наша миссия – сделать женщин красивыми и счастливыми, а для этого необходимо, чтобы натуральная косметика была доступна всем. Это принципиальная позиция, которой мы намерены придерживаться и впредь.
Насколько компания готова масштабироваться и выходить на новые рынки сбыта?
Д. И.: Объёмы производства мы наращиваем по мере своих возможностей, сегодня продукцию «Микролиза» можно приобрести во всех регионах России, например, через площадки популярных маркетплейсов. Также мы поставляем косметику в Беларусь и Казахстан.
Л. И.:Сейчас «Микролиз» развивается в комфортном для компании темпе, позволяющем сосредоточится на исследовательской деятельности и совершенствовании освоенных технологий. Мы не стремимся к быстрому наращиванию оборотов, ведь тогда намного сложнее контролировать качество продукции, а для нас это непреложная ценность.
Возвращаясь к тренду на натуральную косметику и буму отечественного производства, как вы думаете, что необходимо для того, чтобы российские марки стали восприниматься нашим потребителем так же благосклонно, как и многие раскрученные иностранные бренды?
Д. И.: Я думаю, это вопрос времени. Большинству флагманов мировой косметической индустрии – по 30, 50 и более лет. Технологически ëмкий российский рынок ещё молод, но даже несмотря на сложную экономическую ситуацию, имеет все ресурсы для того, чтобы занять свою нишу и производить инновационные продукты, конкурирующие с западными. Опыт компании «Микролиз» в этом смысле показателен.
Л. И.: Ну а что касается потребительского восприятия, то и здесь следует проявить терпение и дать людям возможность самим во всём разобраться и сделать выбор. Тем более что условия для этого сегодня самые благоприятные!
Благодарим за помощь в организации фотосъёмки цветочный салон AstraFlo
Благодарим за помощь в создании образа бутик итальянской одежды Luisa Spagnoli