Как изменится система школьного образования в будущем, какие навыки помогут детям достичь высоких результатов в карьере и как в этом поможет система обучения частной школы «София»? На эти и другие вопросы отвечает Елена Чекалина.
LT: Елена Анатольевна, последнее время всё чаще звучат призывы к реформированию российской системы образования, которая якобы не отвечает современным вызовам. Как вы считаете, какие задачи стоят перед школой сейчас и что мешает их выполнению?
ЕЛЕНА ЧЕКАЛИНА: Существенным недостатком современной системы образования, в моём понимании, является то, что она тормозит развитие ребёнка, более того – порождает у учащихся боязнь каких-либо самостоятельных действий в этом направлении. Все процессы в школе направлены на формирование исключительно жёстких, ограничивающих ученика навыков, из-за которых дети, а потом и выросшие из них взрослые, вынуждены топтаться на одном месте. В результате страна получает армию «узких перфекционистов», которым очень удобно и безопасно заниматься чем-то одним, что они уже умеют делать, не имея никакого желания расти и развиваться в своей профессии или в смежных областях.
Эту ситуацию вряд ли исправят какие-либо точечные меры или избыточные финансовые вливания. Тут дело в глобальном понимании смысла системы образования, заключающегося в формировании образа будущего выпускника. Уже с первого класса мы должны думать о том, каким он выйдет из школы, причём учитывать и годы будущего обучения в вузе или колледже, чтобы вырастить самостоятельную, сильную и инициативную личность. А для этого необходимо научить ребёнка не бояться сделать ошибку, и это одна из главных задач, стоящих перед школой сейчас, ведь только из сомневающихся и постоянно ищущих людей получаются те новаторы и лидеры, которые поведут страну к новым вершинам.
А что, по вашему мнению, ожидает школу в условиях ускоренной цифровизации и внедрения технологий искусственного интеллекта?
Школа уже является частью процесса цифровой трансформации, и технологии будут глубже проникать в сферу образования, оптимизируя её. Но здесь мы снова сталкиваемся с той же проблемой смыслов и целеполагания: никто не понимает, к чему всё это приведёт в глобальном масштабе. Одно дело, если ИИ только лишь избавит людей от ненужной работы и совсем другое — если освободит от мыслительной деятельности.
Жизнь человека – это неизбежный путь к цели, и надо понимать, что если мы не будем формулировать цели сами, то кто-то сделает это за нас. Мне бы очень хотелось, чтобы дальнейшее развитие цифровизации учитывало этическую составляющую, прежде всего – духовность как высшую цель существования человека. Значит, искусственный разум должен понимать, на каком уровне духовности находится человек, в какой системе смыслов существует общество. Только так ИИ сможет помочь человеку максимально раскрыть его потенциал и превратить идеи в готовые решения. Вот в том умении соединить возможности ИИ и мышления человека видится мне главное предназначение цифровизации.
Расскажите об опыте школы «София», как вы адаптируетесь к задачам нового времени?
Наша система обучения и взаимодействия с учащимися строится на нескольких принципах. Первый из них – это формирование у детей такого понятия, как масштаб личности. Получая в школе и в вузе только жёсткие навыки, в будущем вполне возможно стать одним из рядовых специалистов, а вот чтобы сделать своё имя, стать лидером в профессии, нужно знать сверх того, что даётся. Поэтому мы с первого класса закладываем в учениках понимание, что для достижения неординарных результатов необходимо постоянное развитие и обучение новому и создаём для этого соответствующие условия.
Второе, о чём мы говорим с ребятами, это необходимость соблюдения баланса картины мира. Одним людям в жизни важнее духовное, другим материальное, мы же объясняем, что важно найти некое равновесие в этой дилемме и для наглядности приводим примеры выдающихся исторических личностей, сумевших достичь высокого материального достатка и сохранить в себе чувство высокой социальной ответственности. Благотворительность для них является тем самым балансом, создающим правильную картину мира. Ярмарки, которые проводятся в нашей школе, служат той же цели – через них дети учатся создавать нечто своими руками, зарабатывать на этом деньги и жертвовать их на благое дело.
Следующий принцип, на котором стоит школа «София», связан с идеей стратегического развития. Чтобы достичь какого-либо результата, нужно уметь ставить цели и мыслить стратегически, а идея – это ключевая, стартовая точка. Изучая предмет на уроках, а потом реализуя собственный проект на выбранную тему, дети учатся проходить все этапы целеполагания.
Если мы говорим сегодня о формировании авторской позиции ребёнка на уроках, то автоматически подразумеваем под этим и высокий уровень ответственности, ведь автор, предлагающий свою точку зрения, должен быть готов принять ответственность как за свои действия, так и за наступающие последствия. Завершающим фактором формирования полноценной личности, но не последним по значимости, в нашей школе является мотивация. Сейчас часто упрекают молодое поколение в низкой мотивации, при этом старшие не понимают, что заинтересовать личным примером (родителей, бабушек, учителей) крайне сложно. Нужно создавать условия для самомотивации, такие, чтобы ребёнку самому захотелось сделать что-то классное и превзойти в этом своих сверстников.
Елена Анатольевна, подели́тесь планами на этот учебный год, что ждёт впереди «софийцев»?
Отмечу, что этот год стал для «Софии» юбилейным, мы отметили своё 30-летие! Торжественное событие стало поводом не только для подведения важных итогов образовательной детальности, но и для построения больших планов на будущее. Мы решили глобализировать опыт «Софии» и всерьёз заняться его распространением на разных уровнях, для чего готовится специальная концепция. А недавно у нас появился ещё один повод для гордости – наша школа вошла в топ-30 лучших образовательных учреждений Новосибирской области по результатам экзаменов 2023 года. В рейтинге, составленном специалистами министерства образования НСО, «София» заняла 16-е место, что стало для нас не только радостным событием, но и большим достижением!
7 / 24
Задача школы – воспитание культурного человека, который способен рефлексировать над собственными действиями и опытом предков.
6 / 24
С какими потерями мы вышли из болонской модели и почему живое слово сильнее тестов?
5 / 24
Сегодня РАНХиГС объединяет 275 000 студентов, это самое масштабное на евразийском континенте образовательное учреждение высшей школы.
4 / 24
Где найти надёжную опору в воспитании детей?
4 / 24
О том, как работает ЧОУ «София», рассказывают его креативные преподаватели, умеющие влюблять в английский язык любого ребёнка.
11 / 23
Качественное интеллектуальное, эмоциональное и физическое развитие детей, талантливые воспитатели и педагоги, комфорт и забота – всё это составляет основу образовательного пространства «ЭЛИТ».