Путь художника

8 / 23    RU
выставка Н. С. Давыдова (на фото – второй справа) в Новосибирском государственном художественном музее

Творчество как естественный ход жизни и, наоборот, жизнь как проекция созидательного потенциала человека, а может быть, и целого края, и государства — об этом размышляет заслуженный художник России, действительный член Российской академии художеств Николай Сергеевич Давыдов, вдохновлённый поездкой по культурным центрам Сибири.

Возвращение к истокам

Каждого художника в течение жизни терзает неудовлетворенность, может, она необходима как толчок к переосмыслению того, что уже сделано или хотелось бы сделать, создать, а может, это поиск своего эго? Вопрос о смысле жизни — один и тот же во все века, и ответ на него связан с проблемой выбора пути человека: подняться над собой или упасть в бездну. Всё в этом мире видоизменяется, диалектика – основа в движении всего земного. Процесс развития искусства закономерен, ибо оно – часть земного бытия, но не всегда движется по восходящей, от низшего к высшему. И всё же развитие искусства неизбежно, как неизбежно поступательное движение истории человечества. Пришло время и для меня сделать отчёт о своём творчестве на моей малой родине в Сибири, там, где прошли мои самые яркие годы жизни. Детство, юность, первые уроки рисования, Суриковское училище, институт и дальнейшее становление как художника.
Сибирь встретила меня добротой и сибирским теплом. Я и раньше бывал здесь неоднократно, но одно дело быть в творческих поездках, в гостях и совсем другое — привезти себя на суд мирской, где твои вчерашние друзья – это уже зрители, а те, с кем учился — твои конкуренты. Как они тебя воспримут? Тем более в наше время – время кризиса в искусстве, где порой потеряны ориентиры прекрасного. И так хочется верить, что пройдёт это смутное время и народ потянется к светлому, доброму, духовному. Православие и вера людей — вот тот стержень, который должен сохранить и сохранит нашу самобытность, нацию в целом. И, наблюдая Сибирь творческую, нельзя не заметить те новые ростки духовности, которые пробивают себе дорогу.
Двор в соборном дворище. Церковь митрополита Алексея. В. Устюг. Холст, масло. 65х81. 2020 г.

Сибирь впечатляющая

Идет ротация директоров культурных заведений, музеев, картинных галерей — причём не только в столице Сибири, и это даёт первые результаты. Так, в Кемерове строится целый кластер культурных объектов. Новый губернатор и его команда с пониманием относятся к роли и значению искусства, в таком промышленном районе как Кузбасс, и несомненно это даст свои результаты. Кузбасс с точки зрения художественного наследия очень молод, областному центру только что исполнилось 100 лет. О каком культурном наследии может быть речь? В советское время предпринимались значительные усилия для поднятия культуры в Кузбассе, выпускники лучших художественных вузов страны целенаправленно направлялись в Сибирь. Яркий пример — Новокузнецк, где выпускники Репинского института создали мощный задел в изобразительном искусстве. Художник Алексей Гландин оставил в музее эпохальное полотно «Люди Кузбасса», которое выставлялось к 300-летию региона. А в Алтайском крае в этом году проходит грандиозная региональная выставка. Вызвавшая огромный интерес не только ценителей и любителей искусства, но и простых зрителей. К чести стоит отметить ту помощь, которая была оказана руководством края. Поддержка искусства практикуется постоянно. Это закупки работ у членов Союза художников, помощь в выделении мастерских и т. д.
Не могу в своей статье не отметить столицу Сибири – город Новосибирск, где также прошла моя персональная выставка «Дорога за горизонт». Проведя более 40 персональных выставок, такого приёма и организации я прежде не встречал. И в этом – огромная заслуга Екатерины Валентиновны Болдыревой, директора Художественного музея, почетного члена Российской академии художеств. Хочется сказать слова благодарности в её адрес и пожелать всем её сотрудникам долгие лета в их благом деле.
Катунь у посëлка Иня. Алтай. Холст, масло. 41х51. 2013 г.

Зёрна и плевелы

Интересный факт: в нынешних музеях сохранились работы сибирских художников старшего поколения, так называемых землепроходцев в искусстве Сибири. Но это – лишь благодаря тем меценатам, собирателям и ценителям прекрасного, которые в своё время, приобретя эти работы, сохранили их для будущих поколений. Яркий пример этого явления — алтайский художник Чорос Гуркин, чьи работы были приобретены ими, а теперь его полотна украшают экспозиции всех крупнейших музеев Сибири. В настоящее время появился класс достаточно богатых людей, но тяга к прекрасному у них часто отсутствует. Интересуясь у сотрудников музеев и галерей, были ли случаи покупки работ с выставок, получаешь отрицательный ответ.
В советское время формированием коллекций в музеях занималось государство, и это приносило огромные результаты. Выделялись средства из госбюджета, были закупочные комиссии и т. д. И в наше время есть замечательные художники, которые пишут, выставляются, но в музеях их почему-то нет. Засилье псевдоискусства, подмена бездуховностью, отсутствие профессионализма — это видно из тех закупок, которые происходят сегодня. А это – наша духовная история, наш живописный генофонд.
Период застоя, время пустых слов и обещаний уже прошло, Россия на пороге больших свершений. И лишь культурная, грамотная нация может преодолеть все трудности развития роста. Великая страна должна иметь великую культуру, а великая культура опирается на духовность и православие. Время, когда дурачили зрителей, проходит, нация самоочищается. И те руководители, что закупали эти псевдохудожественные произведения, тоже уходят в небытие. Из чувства такта не хочется называть их имена и фамилии. Но факт заключается в том, что огромное количество низкохудожественных работ было приобретено в музеи и галереи. А ведь по тому, что мы оставим нашим потомкам, будут судить о нашем времени.
Надвратная церковь Никитского монастыря. Переславль. Холст, масло. 51х66. 2021 г.

С благодарностью и надеждой

Сегодня ключевым вектором духовности, мастерства, образовательного процесса стала Российская академия художеств, которая также курирует и ведущие художественные заведения, организовывает и проводит большую выставочную деятельность. Всё это дает свои результаты: В стране созданы отделения художеств, одно из крупнейших — Сибирское отделение, возглавляемое академиком РАХ Михаилом Юрьевичем Шишиным, и хочется верить и надеяться, что с его приходом произойдут позитивные перемены. А наличие в Красноярске высшего художественного учебного заведения под кураторством академии художеств вселяет надежду на создание школы мастерства и традиций национальной живописи. И всё это возникло на родине великого русского художника Василия Ивановича Сурикова. Не промысел ли Божий в этом?..
В завершение маленького моего путешествия по Сибири так и хочется заметить, что настоящий художник ищет и находит не видимость, а сокровенную сущность. А чтобы проникнуть до сущности, надо смотреть вглубь, туда, где пребывает живая тайна мироздания — творчески задуманная Господом и заданная нам для творческого же исследования. Настоящий художник касается этой тайны всегда с благоговением и, коснувшись, очень скоро убеждается в том, что умственное восприятие мироздания незаметно приводит человека к созерцанию Божества.

Текст: Анастасия Куприянова