Высокая мода Ирины Аликовой

8 / 23     RU
Высокая мода Ирины Аликовой
Ирина Аликова выпускница Лаборатории Моды Вячеслава Зайцева, основатель и владелица международного бренда одежды L-Alix Collection

«Россия – икона стиля», – убеждена дизайнер Ирина Аликова. Её модели неизменно востребованы как европейскими домами моды, так и отечественными модницами, в числе которых – высокопоставленные персоны, звезды кино и театра, акционеры крупного бизнеса. О том, как одежда раскрывает женскую сущность и помогает добиваться побед на дипломатическом уровне и в обычной жизни, а также о новом расцвете российской моды мы поговорили с героиней сентябрьского номера Leaders Today.

LT: Ирина Валерьевна, с чего начался ваш путь в мир высокой моды?

ИРИНА АЛИКОВА: Наверное, с бумажных куколок, для которых я в детстве вырезала целые ворохи нарядов. Жаль, что коллекции те не сохранились, сейчас было бы интересно взглянуть на придуманные тогда фасоны. Вообще, увлечение моделированием и шитьём мне передалось по наследству от бабушки-искусницы, возглавлявшей мастерскую по пошиву сценических костюмов для труппы артистов новосибирского театра оперы и балета. К слову, она же была и первым моим наставником, строгим, но справедливым. Помню, как, глядя на мои рисунки, бабушка восклицала: «Откуда ты, Ирочка, только берёшь такие необычные идеи!» По моему эскизу мы с нею как-то сшили платье с вырезами на плечах, сначала из простыни, а потом и из шифона. И вот представьте: когда я, многим позже, оказавшись в Лондоне, купила журнал мод, то увидела там модель от Валентино точь-в-точь как у меня – с дырочками на плечах!

После бабушки большое влияние на вас оказал Вячеслав Зайцев, у которого вы учились в Лаборатории Моды. Расскажите о вашем знакомстве.

В Новосибирске я окончила технический вуз, но мода чрезвычайно меня интересовала. Оказавшись как-то в Москве на показе коллекции одежды Вячеслава Зайцева в его Доме моды, обомлела от увиденной там красоты: мне было достаточно одного мгновения, чтобы навсегда влюбиться в творчество Вячеслава Михайловича. В следующий приезд в столицу мне удалось встретиться с ним, правда, я всего-то успела представиться и показать свои эскизы.
Во вторую нашу встречу в Москве я подошла к нему уже как действующий дизайнер, успешно сотрудничающий с зарубежными брендами. В частности, я принимала участие в разработке моделей канадского бренда Joseph Ribkoff, одежда которого продавалась по всему миру, включая российские бутики. Он пригласил меня в свою Лабораторию Моды. Курс, к слову, уже был набран, шли занятия, но мастер сделал для меня исключение и принял в группу.

Что вам дало обучение у Зайцева?

Вячеслав Михайлович окружил себя невероятно талантливой и профессиональной командой, которая сумела ужать четырёхлетнюю программу текстильного института до одного года, оставив только всё самое важное для дизайнеров и модельеров. Особый акцент делался на составление композиции, построение костюма методом наколки ткани на манекене, что позволяло создать анатомически точные посадки при пошиве моделей. Мастер любил повторять, что молодому дизайнеру нужно сначала пройти через высокую моду, подурачиться, покуражится, поставить, как говорят музыканты, руку. Только так приходит понимание, что и для кого ты хочешь делать. Ставя потом себя в определённые рамки, ты уже осознаёшь, что возможности твои намного шире, и это становится твоим дополнительным конкурентным преимуществом.
Вячеслав Михайлович подобно отцу взял меня, тогда ещё юную девочку без нужного образования, под своё крыло. «Люблю самородков», — говорил он и создавал такие условия, при которых каждый ученик мог раскрыть свои таланты, почувствовать себя уникальным. Всё это, конечно, задавало деятельный настрой и заряжало такой мощной энергией, что хотелось горы свернуть! А ещё в лаборатории Зайцева я увидела пример человека, который жил в профессии, и, несмотря на свой возраст и звёздный статус, продолжал до последнего оставаться в гуще событий, вдохновлять других и вдохновляться сам, искренне радуясь успехам учеников и коллег по цеху.

Безусловно, Вячеслав Зайцев внёс большой вклад в развитие модной индустрии в России, но можем ли мы говорить, что за 30 лет у нас сложилось целое сообщество дизайнеров, задающее новые темпы и направления развития российской моды?

Я думаю, что Вячеслав Михайлович, благодаря преемственности поколений, заложил основы такого сообщества, формирование которого идёт до сих пор. Ведь большинство его учеников – это состоявшиеся в профессии мастера и талантливые педагоги. Такие, как знаменитый российский дизайнер Сергей Ефремов, как Людмила Александровна Давыдова, соосновательница и ведущий специалист Лаборатории Моды, преподающая сейчас в Институте бизнеса и дизайна.

Последняя неделя высокой моды в Москве
показала, что у нас очень много талантливых молодых дизайнеров

Великолепно владея навыками моделирования и посадки костюма, они передают свои знания молодым дизайнерам, и эта работа приносит результаты. Тот же РГУ им. А. Н. Косыгина готовит потрясающих специалистов с такой мощной базой, которой мы, может быть, учились всю жизнь, а студентам её дают в рамках образовательной программы. Последняя неделя высокой моды в Москве показала, что у нас очень много талантливых молодых дизайнеров, которым просто нужно помочь с самореализацией и производственной практикой. Этот вопрос я регулярно поднимаю на площадках Торговой палаты и Союза женщин России.

Если мы будем говорить о русском бренде в целом, то как бы вы могли его сформулировать?

Сейчас наступает время обращения к своим корням и традициям. Одним из таких символов русского стиля вновь становится кокошник, получивший новое прочтение в коллекциях российских дизайнеров. За границей, к слову, в этом видят такое новшество! Скажу больше: там сейчас обращают самое пристальное внимание на все области наших возможностей, и мода – одна из тем, дающих большой задел для российских мастеров, творчество которых как никогда востребовано на международном уровне.
Русский стиль, я считаю — это ещё и наша загадочная и широкая душа, которую мастер вкладывает в вещь как в своего ребёнка. Поэтому и одежда получается не только особенной в плане кроя и отделки, но и энергетически наполненной. У меня одна очень серьёзная клиентка, собираясь в командировку, набрала целый чемодан вещей и в довесок к собранному багажу купила платье. Вернувшись, она потом рассказывала, что надела это платье на первую же деловую встречу, которая по всем предпосылкам должна была пройти напряжённо, но вопреки ожиданиям всё обошлось как нельзя лучше.

Русский стиль, я считаю, это ещё и наша загадочная
и широкая душа

Представляете, эта дама так поверила в моё платье, что не снимала его все последующие три дня! Мне было неважно, говорила она, что коллеги видели меня в одном и том же наряде, ведь он стал для меня таким счастливым!

Ну, неспроста же платья от Аликовой вошли в сотню лучших моделей мира! Может быть, это потому, что одежда L-Alix Collection раскрывает в каждой женщине, независимо от статуса, её женскую сущность, активируя и другие сильные стороны и качества?

Одежда – это наше достоинство. В Лаборатории Моды нас учили нестандартному подходу в дизайне, поиску неординарных решений, которые помогут выделить в любой фигуре достоинства и скрыть недостатки. И мы так их умеем скрывать, применяя муляжный метод работы с тканью и используя оригинальные вытачки, что любые изъяны словно исчезают вовсе. Женщина, надев такую одежду, выходит в свет счастливая и довольная, потому что чувствует себя защищённой и привлекательной.

Одежда – это наше достоинство

Для меня непременно важно сохранить женское начало в образе, особенно в рамках жёсткого дресс-кода, где, казалось бы, у дам не так много вариантов для манёвра. Как показал личный опыт, если женщина появляется на переговорах в правильном костюме, то и разговор становится более дипломатичным — она одним своим присутствием смягчает эмоциональный фон и заставляет окружающих думать над тем, что и как они говорят, а значит, влияет и на конечный результат.

Расскажите, на чëм вы сейчас сосредоточены?

Я нахожусь на таком жизненном этапе, когда мой труд уже по достоинству оценён за рубежом. В качестве дизайнера я поработала с ведущими европейскими брендами уровня Kenzo, многократно участвовала в престижных выставках в Милане, Париже Дюссельдорфе как основательница собственного бренда одежды. Здесь стоит отметить, что тогда нашей стране не были нужны свои герои, и многие российские дизайнеры стремились самореализоваться на заграничных площадках. Но ситуация начала меняться, и сегодня я вижу, как в России появляются прекрасные условия для того, чтобы развивать здесь лёгкую промышленность на высоком мировом уровне. А для этого понадобятся специалисты, и я чувствую, что нужна здесь и сейчас. К тому же во мне проснулся дух учителя, который когда-то в меня вдохнул Вячеслав Зайцев, и я готова отдавать свои знания и наработки, охватывающие практически все стороны модной индустрии – от создания продукта до его реализации.
Периодически выходят и мои новые коллекции. При этом я не стремлюсь к массмаркету, предпочитая делать эксклюзивные вещи класса люкс, сохраняя индивидуальный подход и свою причастность к высокой моде.

Говоря о желании делиться опытом, что конкретно вы имеете в виду? Кажется, вы собирались открыть в Москве школу дизайнеров. 

Совместно с представительством ООН в РФ и Институтом инноваций был разработан проект Международного центра моды, который мне предложили возглавить. Вместе с командой мы разработали учебную программу для этого центра, основываясь на лучших отечественных и мировых практиках и собственных наработках. Уже найдена и площадка для реализации проекта, которая предусматривает производственные мощности для отработки практических навыков, проведены переговоры и с преподавательским составом. Для кого этот проект? Практически для всех, кто хотел бы создать свой бренд или прокачать уже готовую модель. Мы будем работать как с новичками – выпускниками, дизайнерами-самоучками, так и уже опытными специалистами и собственниками бизнеса. Обучение построено таким образом, чтобы человек мог не только решить задачу, с которой пришёл, но и раскрыть в себе скрытый потенциал или талант. По всем интересующим вопросам, связанным с центром, можно обращаться ко мне напрямую, написав на электронную почту irina_lalix@mail.ru.
Независимо от центра моды я также читаю лекции в университетах и как приглашённый спикер на частных мероприятиях, для меня это очень интересный опыт: люди приходят на такие встречи с большим удовольствием и даже приводят с собой детей. Мои лекции охватывают самые разные аспекты жизни, проявленные через призму модной индустрии – «Правила международного дресс-кода», «Политика плюс мода», «Экономика плюс мода», «Психология плюс мода»… Тема моды неисчерпаема, глубока и, как показывает время, всегда актуальна.

Ирина Валерьевна, вы говорите, что ситуация в стране начала меняться к лучшему.  Насколько, по-вашему, сейчас благоприятный момент для того, чтобы толчок получило производство, какие задачи сегодня стоят перед индустрией моды в России?

Условия уже создаются для поддержки талантливых дизайнеров, это хорошо показала столичная неделя моды в парке Зарядье, произведшая настоящий фурор! Всё чаще приходится слышать в своём окружении (а такого не было очень давно), что тот или иной российский бренд произвёл хорошее впечатление. Тенденцию возвращения российских марок на конкурентный рынок ещё несколько лет назад отметила и фэшн-директор ЦУМа, вице-президент компании Mercury Алла Вербер. Но она особо подчёркивала, что в полной мере этот процесс развернётся только тогда, когда дизайнеры осозна́ют, что вещь, произведённая ими, должна быть самой лучшей. А это и полноразмерная линейка с превосходной правильной посадкой, и грамотная подача, и упаковка бренда. Над этим сейчас нужно поработать, для чего я, например, и продвигаю проект Международного центра моды. Ведь в моде всё развивается по спирали и уже скоро на смену оверсайзу придут жакеты с широким плечами в стиле гранж — тогда-то и понадобится снова посадка по фигуре. По тому, насколько они окажутся хороши, мы будем судить о нашей школе в России.
Я считаю, что нет таких задач в лёгкой промышленности, которые Россия, с её ресурсным и кадровым потенциалом, не могла бы сейчас решить. Нужно только действовать сообща, в команде, активно привлекая к сотрудничеству наших ближайших соседей – страны СНГ, где производится большое количество «суровья», ткани с ткацкого станка без окраски и отделки. При дальнейшей обработке этого сырья с применением современных российских технологий мы можем получить высококачественную ткань для пошива любой одежды с маркировкой Made in Russia.
Мода и искусство, как говорил мой учитель Вячеслав Зайцев – это то единственное, что объединяет нас, связывает незримыми, но крепкими нитями, и наш общий долг – беречь и наращивать эти связи как внутри страны, так и на международной арене. Время пришло!






lalix.ru

lalix2016@mail.ru
@lalixcollections
+7 903 739 48 89

 

Текст: Анастасия Куприянова