Картины, созданные нейросетью, набирают миллионы просмотров в сети. Нейронка рисует пейзажи, портреты и создаёт целые истории. Затмит ли она живое искусство?
LT: Искусственный интеллект может нарисовать любую картину, написать сценарий и даже уже создать полнометражный фильм. Интересно разобраться, как он работает.
ВИТАЛИЙ КИМ: Все думают, что нейросеть создаёт арты сама. Это далеко не так. Во-первых, искусственный интеллект смешивает всё, что придумал человек. Большинство идей уже воплощены мастодонтами своего дела, а он, как и большинство художников, перерабатывает их мысли и добавляет что-то своё. Во-вторых, для того, чтобы написать картину при помощи искусственного интеллекта, нужно задать ему детальные настройки, расставить метки, желательно ещё предоставить эскиз. У него нет своих идей. Нейросеть, как показывает моя практика, ограничена в своих возможностях и ещё не скоро затмит человека. Наш разум обширнее, чем то, что написала программа. Вот когда она выйдет за пределы кода и начнёт сама себя придумывать, тогда да – мы почувствуем себя неуютно.
А у вас был опыт работы с нейросетью?
Да, мы с друзьями рисовали ночной город. И делали это по ключевым словам: ночной город, остановка, звёздное небо и луна. После пары неудачных попыток мы расставили метки, описали нашу идею, но всё равно получилось не то, что мы хотели.
Пришлось согласиться с вариантом искусственного интеллекта. Нейросеть пока не читает мысли и не рисует авторский вариант картины. Ведь много художников рисуют ночной город, но каждый видит его по-своему. Нейросеть – это хороший инструмент, но не более.
И всё же вы приверженец цифровых технологий, работаете с ними много лет. Принимают ли компьютерную графику в мире большого искусства?
Диджитал всё же существует отдельно от классической живописи. Хотя это те же самые картины, но в современной интерпретации и в другом формате: они созданы на компьютере, а не красками на холсте. От этого их историческая ценность как бы расплывается, и стоят они дешевле. Традиционное искусство уже устоялось, у него есть свои каноны, а компьютерная графика постоянно меняется и пишется быстрее. Хотя я считаю, что идея и реализация ничуть не уступают концепциям друг друга.
Если цифровое искусство постоянно меняется, то как успевать за трендами?
Трендов и стилей очень много, за всем успеть невозможно. Я склоняюсь к тому, что нужно следовать своим чувствам и эмоциям. Но среди основных тенденций могу назвать минимализм и глобализацию. Художники пишут про проблемы всего мира, например, экологию и урбанизацию — рассуждают на тему общечеловеческих проблем, зачастую, опять же, используя для этого нейросеть. Я же отношу себя к художникам старой школы и являюсь приверженцем частных историй. Мне нравится наблюдать за своими и чужими эмоциями, и увлекателен для меня скорее сам процесс творчества, а не его коммерческая сторона. Я хочу, чтобы люди больше заглядывали внутрь и учились себя понимать.
Также могу выделить то, что дизайны стали лаконичнее и проще. Нет сложных форм и деталей. Недавно я сравнивал упаковки печенья и пришёл к выводу, что в них стало меньше кричащего и лишнего. Опять же, в разных сферах бизнеса одно упростилось, другое усложнилось. Но если не пытаться сесть на поезд глобальных трендов, а следовать своему стилю, то рано или поздно найдутся люди, которые по достоинству оценят ваш продукт и захотят его купить.
Если обратить внимание на выставки современного искусства в 2023 году, то там всё яркое и цветное. Можно ли сказать, что зрители и художники устали от мрачных красок?
Да, есть такие выставки, которые хотят приглушить человеческие переживания и тревоги, хотят помочь людям. Но я бы не назвал это повсеместной историей. Это делается для публики, которой нравится наслаждаться выставками — чтобы было красиво и приятно смотреть. Но также есть и экспозиции, которые намеренно погружают зрителя в проблемы. Это зависит от автора и вашей выборки. Я всё же считаю, что произведения, в которых выражена проблематика, даже частная — ярче и интереснее.
Откуда у вас появилась любовь к творчеству?
Мой интерес перешёл от мамы. Я долго развивался в этой сфере, пробовал разные стили, даже рисовал граффи́ти. Сейчас у меня проходит первая выставка «Бездна вдохновения» в арт-пространстве «Фактура», которая продлится примерно до 10 октября. Это авторский проект, где переданы мои взгляды на мир, опыт и переживания.
Выставка состоит из трёх блоков: личность, идея и муза. И да, это диджитал-картины, напечатанные на холстах. Как я уже говорил, я стараюсь не касаться мировых проблем — сюжеты моих работ направлены внутрь человека. В блоке «личность» например, основная идея в том, чтобы рассказать, как в человеке уживаются несколько субличностей. В блоке «идея» работы оставлены частично в виде эскиза. То есть половина картины проработана, раскрашена, а вторая часть — набросок, и это раскрывает природу творческого процесса. А «муза» — про влюблённость творца.
Вы также преподаёте детям диджитал-арт. Расскажи́те, о чём думает современная молодёжь? Нет ли у них страха, что с развитием искусственного интеллекта молодые художники будут не нужны?
Такого страха у них нет. У меня и коллег, с которыми я общаюсь, тоже. Детям, наоборот, интересна нейросеть, и они считают её отличным инструментом. Единственное, что я вижу — им, как и мне в своё время, непонятно, как должен продвигать себя современный художник. Я стараюсь дать им техническую базу и уверенность в себе. Машина никогда не будет ценнее человека, я в этом не сомневаюсь.