Искусственный интеллект нам не соперник!

9 / 23    RU
Виталий Ким дизайнер и диджитал-художник, преподаватель компьютерной графики

Картины, созданные нейросетью, набирают миллионы просмотров в сети. Нейронка рисует пейзажи, портреты и создаёт целые истории. Затмит ли она живое искусство?

LT: Искусственный интеллект может нарисовать любую картину, написать сценарий и даже уже создать полнометражный фильм. Интересно разобраться, как он работает.

ВИТАЛИЙ КИМ: Все думают, что нейросеть создаёт арты сама. Это далеко не так. Во-первых, искусственный интеллект смешивает всё, что придумал человек. Большинство идей уже воплощены мастодонтами своего дела, а он, как и большинство художников, перерабатывает их мысли и добавляет что-то своё. Во-вторых, для того, чтобы написать картину при помощи искусственного интеллекта, нужно задать ему детальные настройки, расставить метки, желательно ещё предоставить эскиз. У него нет своих идей. Нейросеть, как показывает моя практика, ограничена в своих возможностях и ещё не скоро затмит человека. Наш разум обширнее, чем то, что написала программа. Вот когда она выйдет за пределы кода и начнёт сама себя придумывать, тогда да – мы почувствуем себя неуютно.

Авторские нуарные картины, в которых большую роль играет проработка лайн-арта (контура рисунка и мелких деталей)

А у вас был опыт работы с нейросетью?

Да, мы с друзьями рисовали ночной город. И делали это по ключевым словам: ночной город, остановка, звёздное небо и луна. После пары неудачных попыток мы расставили метки, описали нашу идею, но всё равно получилось не то, что мы хотели.

чтобы написать картину при помощи искусственного интеллекта, нужно задать ему детальные настройки,
расставить метки, желательно ещё предоставить
эскиз. У него нет своих идей

Пришлось согласиться с вариантом искусственного интеллекта. Нейросеть пока не читает мысли и не рисует авторский вариант картины. Ведь много художников рисуют ночной город, но каждый видит его по-своему. Нейросеть – это хороший инструмент, но не более.

И всё же вы приверженец цифровых технологий, работаете с ними много лет. Принимают ли компьютерную графику в мире большого искусства?

Диджитал всё же существует отдельно от классической живописи. Хотя это те же самые картины, но в современной интерпретации и в другом формате: они созданы на компьютере, а не красками на холсте. От этого их историческая ценность как бы расплывается, и стоят они дешевле. Традиционное искусство уже устоялось, у него есть свои каноны, а компьютерная графика постоянно меняется и пишется быстрее. Хотя я считаю, что идея и реализация ничуть не уступают концепциям друг друга.
Авторские нуарные картины, в которых большую роль играет проработка лайн-арта (контура рисунка и мелких деталей)

Если цифровое искусство постоянно меняется, то как успевать за трендами?

Трендов и стилей очень много, за всем успеть невозможно. Я склоняюсь к тому, что нужно следовать своим чувствам и эмоциям. Но среди основных тенденций могу назвать минимализм и глобализацию. Художники пишут про проблемы всего мира, например, экологию и урбанизацию — рассуждают на тему общечеловеческих проблем, зачастую, опять же, используя для этого нейросеть. Я же отношу себя к художникам старой школы и являюсь приверженцем частных историй. Мне нравится наблюдать за своими и чужими эмоциями, и увлекателен для меня скорее сам процесс творчества, а не его коммерческая сторона. Я хочу, чтобы люди больше заглядывали внутрь и учились себя понимать.
Также могу выделить то, что дизайны стали лаконичнее и проще. Нет сложных форм и деталей. Недавно я сравнивал упаковки печенья и пришёл к выводу, что в них стало меньше кричащего и лишнего. Опять же, в разных сферах бизнеса одно упростилось, другое усложнилось. Но если не пытаться сесть на поезд глобальных трендов, а следовать своему стилю, то рано или поздно найдутся люди, которые по достоинству оценят ваш продукт и захотят его купить.

Если обратить внимание на выставки современного искусства в 2023 году, то там всё яркое и цветное. Можно ли сказать, что зрители и художники устали от мрачных красок?

Да, есть такие выставки, которые хотят приглушить человеческие переживания и тревоги, хотят помочь людям. Но я бы не назвал это повсеместной историей. Это делается для публики, которой нравится наслаждаться выставками — чтобы было красиво и приятно смотреть. Но также есть и экспозиции, которые намеренно погружают зрителя в проблемы. Это зависит от автора и вашей выборки. Я всё же считаю, что произведения, в которых выражена проблематика, даже частная — ярче и интереснее.
Серия артов, посвященных разработке персонажей для игры

Откуда у вас появилась любовь к творчеству?

Мой интерес перешёл от мамы. Я долго развивался в этой сфере, пробовал разные стили, даже рисовал граффи́ти. Сейчас у меня проходит первая выставка «Бездна вдохновения» в арт-пространстве «Фактура», которая продлится примерно до 10 октября. Это авторский проект, где переданы мои взгляды на мир, опыт и переживания.

дизайны стали лаконичнее и проще. Нет сложных форм
и деталей. Недавно я сравнивал упаковки печенья и пришёл
к выводу, что в них стало меньше кричащего и лишнего

Выставка состоит из трёх блоков: личность, идея и муза. И да, это диджитал-картины, напечатанные на холстах. Как я уже говорил, я стараюсь не касаться мировых проблем — сюжеты моих работ направлены внутрь человека. В блоке «личность» например, основная идея в том, чтобы рассказать, как в человеке уживаются несколько субличностей. В блоке «идея» работы оставлены частично в виде эскиза. То есть половина картины проработана, раскрашена, а вторая часть — набросок, и это раскрывает природу творческого процесса. А «муза» — про влюблённость творца.

Вы также преподаёте детям диджитал-арт. Расскажи́те, о чём думает современная молодёжь? Нет ли у них страха, что с развитием искусственного интеллекта молодые художники будут не нужны?

Такого страха у них нет. У меня и коллег, с которыми я общаюсь, тоже. Детям, наоборот, интересна нейросеть, и они считают её отличным инструментом. Единственное, что я вижу — им, как и мне в своё время, непонятно, как должен продвигать себя современный художник. Я стараюсь дать им техническую базу и уверенность в себе. Машина никогда не будет ценнее человека, я в этом не сомневаюсь.

Серия артов, посвященных разработке персонажей для игры

Четыре художника,  на которые нужно обратить внимание, по мнению Виталия:
Костя Шварц, российский диджитал-арт-художник
Мария Протас, российская диджитал-художница, выпускает свою линию комиксов
Bran, зарубежный 3D-художник, создаёт персонажей с помощью программы Blender 
Brother Baston, финский концепт-художник, создаёт свои миры и работает в основном с арт-персонажами

Текст: Анастасия Балацкая
Фото: Антон Медведев