Модная Россия: какое наше наследие?

9 / 23     RU
Модная Россия: какое наше наследие?
Ольга Сидоренко подаватель дизайна, исследователь моды

В России проживает более 190 национальностей, и у каждого народа есть культурные особенности и традиционные наряды. Leaders Today поговорил с Ольгой Сидоренко о российской моде, нашем культурном коде и разнообразии этнических стилей.

LT: Расскажите, откуда пошла русская мода как самостоятельное культурное явление?

ОЛЬГА СИДОРЕНКО: Русская мода — это понятие, известное в мировой индустрии как a la russe: расшитые платья, яркие и насыщенные цвета, вышивки, атлас, бархат и так далее. Формирование стиля началось в начале XX века, когда труппа Сергея Дягилева гастролировала в Париже с «Русскими сезонами». Как бы сказали сейчас, он сделал удачный маркетинговый ход: смешал исконно славянские традиции с образом русских в европейском представлении. Вообще же в России интересоваться модой начали после того, как Пётр I принудительно одел всех в немецкое платье. И теперь, с одной стороны, нам нужно было развивать национальную культуру, а с другой — конкурировать с Европой. Следующие два века после «переодевания» мы соревновались с лидером моды — Францией.

в России интересоваться модой начали после того,
как Пётр I принудительно одел всех в немецкое платье.
И теперь, с одной стороны, нам нужно было развивать национальную культуру, а с другой — конкурировать с Европой

Развитие интереса к отечественному стилю формировалось по схеме: крестьяне — дворяне — Запад. Элита российского общества начала следить за культурой бедных слоёв населения, позже стала заимствовать у них некие элементы, а затем показывала их в поездках за границей. Многие дворяне регулярно посещали Европу и, конечно, иностранные модники восхищались русским убранством.

В данном случае функция моды понятна – культурный обмен. А о чём нам рассказывает высокая мода?

У высокой моды есть важный аспект — это идея в материи. Сейчас это её единственная задача. Большинству людей на нашей планете нужна утилитарная и практичная одежда. А высокая мода — это абстракция в тканях, идеях. Таинство смыслов. Она не для всех. И не только потому, что очень дорогая, а потому, что не все могут её понять. После Недели моды в интернете всегда появляется много мемов про образы моделей на подиуме. Такие наряды иногда бывают, что не знаешь, о чём думал в этот момент дизайнер. (Смеётся.) Высокая мода — это поэзия. А стихотворения бывают разные. Иногда их тоже не поймёшь. Зато звучат красиво.

Какую идею несёт сегодня российская мода?

В контексте мировой индустрии наша мода занимает небольшую нишу. В основном это те же дягилевские мотивы и орнаментальность. Русские отвечают за яркость, декоративность, исторические и культурные отсылки, вышивки и шитьё. В этом деле мы – серьёзные конкуренты.
Внутри самой страны модный мир находится в состоянии разрозненности. Столицы не представляют, что происходит в регионах. Мало кто знает народные мотивы Алтая, Хакасии, Урала, регионов Кавказа. К тому же недавно закрыли крупную международную платформу Etsy, где наши ремесленники и мастера могли продавать свои работы. Это серьёзно ударило по ним, так как они лишились рынка сбыта, а в России большинство людей не покупает такие вещи за достойные цены. Поэтому именно сейчас, когда происходит переосмысление культурного кода, важно формировать базовый фундамент для работы с родными источниками, а не смотреть и тосковать по Западу.

Что вы имеете в виду?

У нас нет своего базового производства – сырья, тканей, фурнитуры, клеевых и других материалов, логистики, а ведь это — основа индустрии. Следовательно, все работают на заграничных материалах. Есть, конечно, энтузиасты, но мне, например, сложно представить (даже в обозримом будущем), как дизайнеры массово выбирают российские ткани взамен итальянских, турецких или китайских. Так что пока у нас не сформирована индустрия моды, и мы – не конкуренты на мировом рынке.

Россия — многонациональная страна. Насколько этнические наряды уникальны и определяют культурную идентичность каждого народа?

Когда работаешь с этникой, всегда можно найти похожие элементы в одежде других стран. Если брать ту же русскую рубаху, то это не только наша история — она так или иначе присутствует на всех континентах, где делали тканую одежду. Русский узор тоже во многом схож с другими орнаментами: во многих регионах мира есть похожие элементы, ритмика и колорит.

Русский костюм невероятно крутой. Это «нефтяная скважина», откуда можно бесконечно качать творческие идеи

И в этом плане с этникой потрясающе работать! Понимаешь, как, например, финские традиционные наряды схожи с одеждой европейской части.
При этом русское традиционное убранство не становится менее интересным, наоборот, открывается бесконечное поле для исследований.
Русский костюм невероятно крутой. Это «нефтяная скважина», откуда можно бесконечно качать творческие идеи.

Этнические наряды можно отнести к модным?

Мода и этника не живут слаженным организмом. Большая мода — это тренды, которые и диктуют выбор творческих тем нынешних дизайнеров. А с этникой непросто работать. Большой фешн-бизнес даже пытается контролировать национальные моменты, всячески избегая апроприации (концепция, согласно которой заимствованная культура подвергается эксплуатации и угнетению со стороны перенимающей культуры. — Прим. ред.). С другой стороны, очень много локальных брендов, которые, конечно, не конкуренты корпорациям, но делают яркие и классные вещи. Я бы сказала так: в моде просто есть люди, которые работают с этническими темами.

Что с точки зрения моды заложено в русском культурном коде?

Как я уже сказала, в нас заложена декоративность. Россия – мастерица в ручных техниках: вышивка, роспись, кружева, лоскутное шитьё… Также наша сильная сторона — это цвет. Если смотреть костюмы наших предков, то там просто можно с ума сойти от красоты цветовых сочетаний. Наш крой вышел из крестьянских традиций и является плоскостным, то есть не создаёт сложных объёмов, как у западной одежды. Нет такого буйства форм, зато есть лаконичность и дорогая простота — именно это нам и нужно развивать.

Мы с вами беседуем в преддверии XXIX Международного конкурса дизайнеров «Сибирский кутюрье». Много ли в Сибири дизайнеров, которые играют в «высшей лиге»? Использует ли кто-то национальные мотивы
в своих коллекциях?

Тех, кого идентифицируют не только с Россией, но и с Сибирью — единицы. Я могу назвать Марию Казакову и её бренд Jahnkoy. Она выиграла престижный конкурс LVMH Prize, сотрудничала с брендом PUMA. И у неё именно этническая тема. Ей удалось встроить исключительно татарские традиции в контекст мировых трендов. Это большая редкость. Также есть Маша Андрианова, которая развивает плоскостные техники, изучает русскую рубаху, её крой, экспериментирует с дизайном. Чтобы таких имён становилось больше, нужно ещё много, целеустремлённо и сфокусированно работать, иметь гибкость и стрессоустойчивость. Ведь мы живём в такое время, когда буквально на наших глазах меняется парадигма жизни, в любой момент самородки отечественной моды могут оказаться в центре внимания. Кто знал, что якутские фильмы так выстрелят в мировом кинематографе? Никто. Возможно, и здесь случится что-то подобное.

Вы — преподаватель дизайна. Расскажите про ваш опыт работы с молодёжью, с детьми. Что им особенно близко в творчестве?

В 2022 году арт-студия «Крылья» пригласила меня преподавать детям и подросткам дизайн одежды. К летнему сезону нужно было подготовить две коллекции с русскими народными мотивами. Девочки младшей группы встретили эту тему на ура. Они восторгались и выдавали такие идеи, словно через них говорит кровь предков, хотя юные дизайнеры не изучали этнографические материалы. Подростки же вначале сочли традиционные образы скучными, старомодными и категорически не хотели с ними работать. В школах, в кино, в большом искусстве, действительно, не уделяется столько внимания русской культуре. Что говорить, я сама воспитывалась на зарубежных фильмах и в юности больше интересовалась иностранной культурой. Но даже те ученицы, которые сопротивлялись, в результате открыли для себя много нового. Когда работа над проектами завершилась, мы отправили заявку на участие в крупнейшем фестивале этнической моды Санкт-Петербурга «Этномода» и получили особый отклик жюри. Мы создали коллекцию, которую девочки просили себе, чтобы носить в жизни.
Я считаю, что нам удалось объяснить наши ценности и показать, что русский костюм до сих пор актуален. 

Благодарим за помощь в организации фотосессии интерьерный бутик GardaDecorMelnicaloft

Курс лекций Ольги Сидоренко
«Код российской моды» организован при участии лектория
и онлайн-галереи ГВОЗДЬ
gvozd.gallery
@gvozdgallery
VK

Текст: Анастасия Балацкая
Фото: Наталья Головинская