Особенности меновой стоимости предметов искусства

9 / 23     RU
Особенности меновой стоимости предметов искусства
Александр Юрьевич Воронин почётный член Российской академии художеств (Москва)

Ключ для понимания меновой стоимости искусства как товара даёт трудовая теория стоимости: согласно ей стоимость создаётся исключительно трудом товаропроизводителя. Именно трудовая теория стоимости даёт ответы на вопросы, вытекающие как из общих моментов, объединяющих искусство с другими товарами, так и из тех, что связаны с особенностями искусства как товара и вытекающими отсюда особенностями его меновой стоимости. Разговор об этом мы продолжили с коллекционером, доктором экономических наук Александром Ворониным.

«Труд – источник всякого богатства», – отмечал Ф. Энгельс в «Диалектике природы». Первый вопрос, ответ на который, казалось бы, лежит на поверхности, звучит так: «А чьим трудом создаётся стоимость искусства?» По мнению подавляющего большинства, её создаёт художник, кто же, как не он? Это если и не ошибочное суждение, то далеко не полное.

Второй вопрос, ответ на который не лежит на поверхности, следующий: почему одно и то же произведение в случае подтверждённого авторства признанного мастера имеет одну меновую стоимость, а если автор неизвестен (так называемый н/х – неизвестный художник) либо менее известен – иную, зачастую в десятки и сотни раз меньше?

Третий вопрос можно сформулировать следующим образом: почему одно и то же произведение искусства на одном рынке может иметь одну меновую стоимость, а на другом абсолютно другую – с отклонением как в меньшую, так и большую сторону? Под рынком в данном случае понимается конкретное место совершения сделки купли-продажи: мастерская художника, галерея, аукционный дом, частная продажа коллекционера, и всё это, естественно, может происходить в разных странах.

Попытаемся ответить на эти вопросы.

Основной отличительной особенностью искусства как товара является его уникальность – каждое произведение существует в единственном экземпляре. Следствием этого является то, что отсутствует, говоря математическим языком, статистическая база, определяющая уровень общественно необходимых затрат на производство искусства. В силу этого может сложиться впечатление, что определение меновой стоимости каждого отдельного произведения искусства есть сверхсложная задача. Это не так.

Дело в том, что стоимость искусства, как и любого другого товара, представляет собой овеществленный абстрактный человеческий труд, в первую очередь, конечно же, художника. Определение величины общественно необходимых затрат труда художника на создание того или иного произведения, осуществляемое рынком, фиксирует количественную оценку труда этого художника. В силу относительной однородности труда каждого автора-товаропроизводителя рынок заранее имеет некие параметры, ориентиры для оценки. Рынку нет необходимости, как в первый раз, оценивать меновую стоимость каждого конкретного произведения искусства. При этом затраты труда на конкретное произведение, признаваемые обществом в качестве общественно необходимых, варьируются в ту или иную сторону в зависимости от качества той или иной работы либо иных обстоятельств, о которых мы поговорим позже.

Понимание того, что меновая стоимость искусства определяется затратами абстрактного труда конкретного художника, даёт ответ на второй вопрос. В условиях товарного производства абстрактный труд каждого товаропроизводителя, создающий меновую стоимость, оценивается рынком по-разному: натюрморт или пейзаж с доказанным авторством конкретного художника имеет одну меновую стоимость, а тот же самый натюрморт или пейзаж в случае, если он создан не им – другую.

Спрашивается, не противоречит ли наш пример одному из основных законов товарного производства, а именно – закону стоимости, согласно которому на рынке одна и та же потребительная стоимость независимо от индивидуальных затрат труда разных товаропроизводителей имеет одинаковую меновую стоимость? Нет, не противоречит, потому что, как это ни парадоксально, описанные в нашем примере натюрморт или пейзаж с одним авторством и тот же самый без такового – это разные потребительные стоимости. Особенностью искусства как товара является то, что его потребительная стоимость триедина: во-первых, удовлетворяется эстетическая потребность потребителя; во-вторых, она определяется модой, престижем, статусом и, в-третьих, представляет инвестиционную ценность. На практике, как правило, речь идёт о комбинации трёх вышеперечисленных аспектов. С точки зрения удовлетворения эстетической потребности не имеет никакого значения, принадлежит наш холст кисти известного художника или нет, но если второй и третий пункты не выполняются, то эта картина не может являться предметом гордости её обладателя и, тем более, представлять инвестиционную ценность. Следовательно, речь идёт просто о разных товарах.

Говоря о меновой стоимости искусства как товара, нужно понимать, что, как и меновая стоимость любого другого товара, она зависит от места и времени. Поясним это на примере.

На необитаемом острове оказались пассажиры с затонувшего корабля. Кто-то прихватил с собой на остров предметы первой необходимости, скажем, еду и одежду, а кто-то – золото. Не углубляясь в дискуссию о том, что представляет собой золото – «товар товаров», мировые деньги, средство накопления и т. д., отметим, что потребительная, а значит, и меновая стоимость золота на необитаемом острове равна нулю. Потому что тем, кто там оказался и понимает, что может задержаться, нужны еда и одежда, а никак не золото.

Между тем золото – это биржевой товар. Торгуется практически на всех крупнейших мировых биржах, цена за унцию (31,1 г) если и отличается на разных площадках, то ненамного. То есть в том, что его в любой момент времени можно как купить, так и продать, не надо убеждать никого, это факт неоспоримый. Означает ли это, что золото в нашем случае утратило свою ценность? На необитаемом острове – да, а вообще, конечно, нет. Просто его нужно переместить в пространстве в любую точку планеты, где есть цивилизация, и всё встанет на свои места.

Заменим в нашем примере золото на, скажем, «Чёрный квадрат» К. Малевича из Русского музея. На острове он, как и золото, никому не нужен, и тот, кто его спас с тонущего корабля, вряд ли долго протянет без пищи и других предметов первой необходимости. Однако в случае чудесного спасения эта картина, как и золото, немедленно найдёт своего покупателя на любой крупной мировой аукционной площадке. Потому что оценка абстрактного труда К. Малевича как художника общеизвестна, а «Чёрный квадрат» из Русского музея имеет идеальный провенанс, это гарантированно подлинная работа. Но если выставить эту работу на некрупной аукционной площадке, куда не заходят коллекционеры инвестиционного искусства, то результат торгов будет совершенно иным: работа окажется недооценённой рынком.

Если же заменить золото на картину художника, имеющего локальную известность, нет никакой уверенности в том, что за пределами нашего необитаемого острова, а также локальной территории известности художника, этой картиной вообще кто-то заинтересуется. Это обстоятельство предопределяет особенности определения меновой стоимости искусства, но никоим образом не отменяет сути происходящего – в случае продажи происходит обмен эквивалентов исходя из равенства заключенного в товарах (одним из которых является наша картина) количества общественно необходимого труда.

Так чьим же трудом, в конце концов, создаётся меновая стоимость искусства? Поскольку носителем меновой стоимости любого товара, в том числе и искусства, является потребительная стоимость, скажем, картина, то создателем меновой стоимости в первую очередь является создатель этой потребительной стоимости – художник. Это очевидно и бесспорно, именно автор произведения искусства является первым в числе создателей его меновой стоимости. Первым, но не единственным и не основным.

Как это ни обидно для художника, зачастую его роль
и, следовательно, доля участия в формировании уровня затрат на искусство, который рынок определит в качестве общественно необходимых, не просто ниже, а существенно ниже остальных создателей меновой стоимости искусства

Хотя на поверхности явления и создаётся впечатление, что меновая стоимость искусства – это результат случайной встречи художника и покупателя, в ходе которой они договорились о параметрах сделки купли-продажи и заключили её, факт обмена означает признание труда художника, во-первых, как общественно необходимого (качественная сторона), а, во-вторых, именно в этих параметрах (количественная сторона). Для того, чтобы сделка состоялась и искусство обрело своего ценителя, необходимы усилия целой группы лиц: искусствоведа, галериста, сотрудника аукционного дома, если работа выставлена на аукцион. Они наряду с художником являются создателями меновой стоимости искусства, раскрывая достоинства потребительной стоимости того или иного произведения: его художественную ценность, актуальность и популярность, инвестиционную привлекательность. И очень большой вопрос, в какой пропорции распределяется вклад каждого из создателей меновой стоимости искусства. Как это ни обидно для художника, зачастую его роль и, следовательно, доля участия в формировании уровня затрат на искусство, который рынок определит в качестве общественно необходимых, не просто ниже, а существенно ниже остальных создателей меновой стоимости искусства.

Таким образом, нами тезисно рассмотрены особенности меновой стоимости искусства как товара и, в частности, важнейшая из них: меновую стоимость этого особого товара наряду с художником создают те, кто раскрывает его смыслы, доносят до рынка значимость произведения, а по сути – формируют оценку затрат абстрактного труда того или иного художника как общественно необходимого. По сути речь идёт о сотворчестве, о чём более подробно мы погорим в следующий раз.

Предыдущие материалы Александра Воронина на нашем сайте:

В ожидании восстановления российского арт-рынка
Тонкости искусства продвижения
«Хочу стоить дорого» в контексте арт-рынка
Стоимость искусства
Изобразительное искусство и его потребительная стоимость
Изобразительное искусство и его меновая стоимость

Текст: Анастасия Михайлова