Распустившийся цветок души

9 / 23    RU
Олег Чернов член Санкт-Петербургского Творческого Союза художников России

Впервые в Новосибирске представлена выставка художника-экспрессиониста Олега Чернова из города Ессентуки: экспозиция «На южной стороне» открылась 25 октября в галерее «Частная коллекция» и продлится до 9 декабря этого года.
В нашем интервью Олег Иванович рассказал о пребывании в другом измерении, царапинах на душе и поделился мыслями о том, в чём заключается суть искусства.

 О. Чернов. Восхождение на холмах. Баннер, масло.

  • Окончил Ставропольское краевое художественное училище.
  • Участник более 85 групповых выставок.
  • Имеет следующие награды:
    2022 г. – диплом Союза Художников России «За вклад в отечественное изобразительное искусство»,
    2020 г. – грант президента Российской Федерации за проект «Мой Лермонтов», арт-центр «Борей», Санкт-Петербург,
    2018 г. –  диплом Союза художников России «За вклад в отечественное изобразительное искусство»,
    2012 г. – золотая медаль Санкт-Петербургского Союза художников в номинации «Живопись» за лучшую работу года.
  • Работы находятся в музее современного искусства «Эрарта» (Санкт-Петербург) и многих других музеях России, а также в частных коллекциях Германии, Канады, России, США, Украины, Франции, Швейцарии, Японии.

О. Чернов. В парке. Холст, смешанная техника. 2015 г.

LT: Олег Иванович, вы 14 лет прожили в Санкт-Петербурге, где у вас было несколько десятков персональных выставок. Расскажите об этом насыщенном творческом периоде.

ОЛЕГ ЧЕРНОВ: В 2002 году из Ставропольского края я поехал в Санкт-Петербург на выставку и… остался жить в этом городе. Здесь я вступил в Творческий союз художников на Невском проспекте, где стал регулярно показывать свои работы на выставках.
Город сразу захватил меня – такой большой, с разными мирами и творческими островами-пространствами. Я с лёгкостью поселил его в своё сердце и сроднился с ним.
Я стал понимать собственные приязни иначе, расширять свои провинциальные горизонты. И вместе с тем ощущал дискомфортное состояние – некое чувство неприкаянности. Как ни странно, оно скорее всего и порождает эту страсть к творчеству, весь этот сумасшедший бег в неизведанное. Словно ты в пустыне и тебя мучит жажда, а где-то вокруг скрываются родники.
Здесь я и нашёл то, что мы не теряем, но всегда обретаем – нового себя. Я встретил много хороших художников, которые повлияли своим творческим нарративом на меня. И вместе с тем я стал задаваться вопросом: «Зачем я и почему?»

О. Чернов. Пейзаж с буйволами. 40х70 см. Холст, масло. 2015 г.

Нашли ответ?

Ради искусства. Мне нравится им заниматься – в Санкт-Петербурге я с удовольствием писал портреты этого города. Самое главное – это успеть зафиксировать своё первое впечатление от увиденного, не анализируя его.
Через 14 лет я вернулся в Ессентуки, где и живу сейчас. Места здесь, казалось бы, родные, но уже воспринимаются мною иначе, поскольку изменился я сам. Часть моей души всё-таки осталась в Санкт-Петербурге. Но жизнь продолжается, и «покой нам только снится».

О. Чернов. Женщины на красном холме. Холст, акрил. 2015 г.

Что для вас есть искусство?

Это некая конфликтная ситуация, поиск диалога возникших противоречий между «я» внешним и «я» внутренним. Диалога, где душа обнажена: то смеётся, то плачет. Жаждет хотя бы на время или на краткий миг обрести некую истину, чтобы вновь подарить тебе крылья. В мои 25 лет  мечты были совсем иные, более прозаичные. Я даже представить не мог, что выберу путь художника. А в 27 лет я открыл для себя Ван Гога – с него-то всё и началось…

О. Чернов. Бабушкины гуси. Ткань, смешанная техника. 2017 г.

Я всегда испытываю чувство признательности зрителю, когда мои работы находят отклик в его сердце, ведь это значит, человек смог тебя прочитать и прочувствовать... А ещё бывает – кто-то собирает твои работы в коллекцию, а ты об этом узнаёшь спустя много времени. Для меня очень важна эта близость с человеком через живопись. Я даже как-то хотел сделать выставку без названия, чтобы зрители были более свободны в трактовке увиденного. Восприятие картины – это сотворчество, я бы даже сказал – царапание по душе. Когда визуальный ряд откликается внутри нас, мы задерживаем своё внимание и пытаемся осмыслить увиденное. И это осмысление вовсе не обязательно должно совпадать с той мыслью, которую хотел передать автор в своей работе.
В искусстве есть лишь одна правда – чтобы в зрителе распустился цветок под названием душа. Это может случиться с одним человеком или с десятью… Их не бывает слишком много, поскольку предметы искусства – продукт эксклюзивный. 

О. Чернов. Первый снег. Холст, смешанная техника. 2017 г.

А лично у вас меняется восприятие вашей же работы спустя время?

Конечно. Я как фанатичный художник всё время что-то крашу, поэтому бывает, что краски каких-то цветов заканчиваются, и я продолжаю работать тем, что есть. А потом появляются нужные оттенки, я смотрю на работу и вдруг понимаю, каких акцентов в ней не хватало. Наношу два-три цветовых удара, и пазл складывается.
Живопись для меня ассоциируется с театром – когда я пишу, то будто пребываю в другом измерении. Знаю, что я дома, и что кроме меня здесь находятся жена и сын, но я не вижу их. Иногда я вообще теряю ощущение реальности, переносясь в то пространство, которое закрашиваю.

О. Чернов. Белые стволы. Холст, смешанная техника. 2020 г.

Теперь возможность познакомиться с вашими мирами появится и у жителей Новосибирска.

Да, это неожиданное и волнующее для меня событие. Я был в этом городе ещё в детстве, проездом. Мы ехали с мамой и братом на поезде и в Новосибирске вышли на станции – город показался мне очень красивым. Ещё запомнил, как мы немного отъехали от мегаполиса, и начались леса. Не в силах оторвать взгляд от этого бесконечного вида сосен и берёз, мы с братом ощущали себя героями рассказа Гайдара «Чук и Гек».
К сожалению, у меня не получится приехать на открытие выставки в Новосибирске, но буду надеяться, что ещё представится такая возможность. Я благодарен Ирине Юдашкиной, владелице галереи «Частная коллекция», за организацию выставки. В марте этого года, увидев экспозицию моих работ, она позвонила мне и предложила провести персональную выставку в в Новосибирске. Я познакомился с галереей «Частная коллекция» по фотографиям и видео – мне пришлось по душе это уникальное место.
Для выставки мы отобрали работы небольшого формата, но потом добавили и несколько масштабных картин. Думаю, все они прекрасно впишутся в красивый интерьер галереи и подарят сибирякам удовольствие от нашего знакомства.

О. Чернов. Первый снег в ноябре. Баннер, смешанная техника. 2022 г.

Ирина Юдашкина, владелица галереи «Частная коллекция»:
Будучи в Кисловодске, я посетила спектакль в местном камерном драматическом театре, расположенном в красивом историческом здании 1895 года.
В фойе театра меня удивила потрясающая выставка картин Олега Чернова. Яркие пастозные работы в стиле импрессионизма излучали особенную мощную энергию – чувствовалось влияние гор и природы Северного Кавказа. И хотя сам автор родился и вырос в Красноярске, его картины нетипичны для сибирских широт. Всматриваясь в них, ещё глубже понимаешь смысл простых и радостных минут бытия – тех, что, возможно вспомнятся в конце жизни, – время «здесь и сейчас»... Конечно, мне захотелось показать картины Олега Чернова в Новосибирске. Через организатора экспозиции в театре мы связались с художником и договорились – выставке быть!
Картины для экспозиции в Новосибирске выбраны интуитивно. Моей задачей было через живопись раскрыть яркую и глубокую суть мастера. Итак, мы выбирали сюжеты, близкие по тематике: горные и городские пейзажи, люди и животные, растворившиеся в них, совместные моменты жизни – эти работы хорошо отражают взгляд художника на мир. К тому же картины наполнены яркой энергией южного солнца, по которому мы все так скучаем долгой сибирской зимой.

 О. Чернов. Натюрморт с белым кувшином. Баннер, масло. 2023 г.

Текст: Анастасия Михайлова
Фото: Антон Медведев (портрет Ирины Юдашкиной, репродукции картин)