«Сибирский кутюрье»: в тренде народные традиции

9 / 23    RU

Масштабный, яркий, стильный международный конкурс дизайнеров одежды «Сибирский кутюрье» в 29-й раз прошёл в Новосибирске.
На подиуме в холле Государственного концертного зала им. А. М. Каца свои работы представили талантливые дизайнеры из Новосибирска, Омска, Барнаула, Алтая, Красноярского края, Якутии, Луганска и Витебска. В число участников вошли как профессиональные мастера, представляющие авторские ателье и дома мод, так и студенты профильных направлений.

Высокий тон праздничного мероприятия был задан сопрано Яны Мамоновой. Открыла показ внеконкурсная коллекция 1990 года от новосибирского модельера, члена Союза дизайнеров России Наталии Захаровой – дефиле приурочено к 75-летию Новосибирского дома моделей.

С началом демонстрации работ молодых авторов подиум захватила феерия красок, стилей, творческих миров… Коллекции удивляли смелыми, порой экстравагантными силуэтами, неординарным декором и сочетанием разнообразных материалов.

Задача конкурса – повысить мастерство дизайнеров и актуализировать народные традиции в коллекциях одежды. «Пока будущий дизайнер учится, у него гораздо больше возможностей креативно мыслить и творить, – отметил учредитель конкурса «Сибирский кутюрье», советник министра культуры НСО в области фэшн-индустрии Виктор Феоктистов. – Наш конкурс – это прекрасная возможность увидеть результат свободного творчества. В номинации «Эксперимент» есть неносибельные коллекции, но в каждой из них читается идея».

В номинации «Нарядная праздничная одежда» победителем стала Софья Агапкина (Новосибирск), Национальные традиции лучше всех представил Александр Пашков (Омск), городская одежда покорила судейство в коллекции Анастасии Зерновой (Омск), в номинации «Профи» первое место заняла Вероника Колегаева (Барнаул), эксперимент в одежде удался Софье Дариенко (Омск), в номинации «Мужская одежда» победу одержал Никита Захарчук (Витебск),  коллекция Анны Сурихиной (Красноярск) стала лучшей в номинации «Одежда класса De Luxe», спецприз достался Вере Красавиной (Новосибирск).

Арт-проект «Сибирский кутюрье» реализован при поддержке Правительства Новосибирской области, Национальной академии дизайна и Союза дизайнеров России.

Партнёры конкурса: центр международной косметологии Be Lucce, бутик итальянской одежды Luisa Spagnoli, бутик Nadine&Flamingo, журнал LeadersToday, компания «Русский ювелир», модельное агентство Model's Time, компания «Торговая площадь», птицефабрика «Октябрьская», кондитерская семьи Воробец, кондитерская Shoko_modern, компания «Автосити», отель Domina Novosibirsk.

По завершении гранд-дефиле «Сибирский кутюрье–2023» мы поговорили с членами конкурсного жюри и узнали актуальные подробности о тонкостях современной моды и русских модных традициях. 

Сила культурного наследия

Эмма Васильева, куратор профиля бакалавриата «Ивент-дизайн. Театр. Перформанс» в Школе дизайна НИУ ВШЭ (Москва), дизайнер костюма, член Союза дизайнеров России, идеолог и создатель Омской арт-резиденцииLT: Эмма, вы – одна из создателей мощного дизайнерского сообщества в Омске. Расскажите о нём подробнее.

ЭММА ВАСИЛЬЕВА: В Омске много творческих сообществ, которыми я вдохновлялась и с которыми активно сотрудничала – это художники, фотографы, архитекторы, экологи, и, конечно, дизайнеры, представляющие мощнейшую в Сибири школу моды. Мой активный социальный характер позволил за время работы в Омске провести большое количество лекций, мастер-классов, фестивалей, выставок, показов, перформативных спектаклей и создать при университете Омска арт-резиденцию, цель которой – менять мир через правильные культурные смыслы, ценность красоты, силу искусства и любовь к людям. Эта разноплановая задача реализуется благодаря проектам, которые были придуманы раньше и теперь органично отражают миссию арт-резиденции: фестиваль искусства и дизайна «Сибирская этника», театр моды «ОбраZ», Всероссийский конкурс бизнес-идей «Сделано!», медиа-фестиваль «Ширина», эковыставка «Русский квадрат» и многие другие. Кстати, на «Сибирской этнике» мы одни из первых в Сибири ввели экономинацию «Апсайклинг и ресайклинг», подразумевающую использование в коллекциях вторсырья из «бабушкиного сундука». Было очень приятно увидеть в Новосибирске на «Сибирском кутюрье» омских ребят с коллекциями по осознанному потреблению, призёров конкурса – Софью Даренко и Ирину Душкину. Я рада, что молодым дизайнерам созвучны идеи рационального отношения к природе и к жизни в целом. 

В качестве эксперта вы участвуете разработке локальных брендов и фэшн-конкурсах. По каким принципам, на ваш взгляд, сегодня должна развиваться мода нашей страны? 

В среде дизайнеров должно быть некое творческое переопыление – обмен опытом, взаимосвязи разных креативных сфер, создание коллабораций, путешествия по стране... Для меня важным принципом является понимание культурного наследия через собственные мысли, чувства, действия. Когда ты исследуешь себя в контексте своего окружения – социального, природного, архитектурного, появляется понимание ДНК собственного творчества и оригинальный почерк авторского дизайна. Нельзя забывать и о таких ценностях, как глобальность и своевременность, поскольку мы не можем рассматривать моду вне временно́го контекста. Несмотря на сложную ситуацию в мире, важно отслеживать глобальные тренды, но в то же время держать свой собственный стержень – изучать и отражать в моде локальные ценности, с которыми мы живём. И когда ты считываешь эти глобальные человеческие ценности и вкладываешь их в свои проекты, то они обретают особую силу, значимость, мощность для дальнейшего развития.  

Насколько дизайнерам конкурса «Сибирский кутюрье» удалось всё это воплотить в своих коллекциях?

Уже в самом названии конкурса задана высокая планка, ведь кутюрье может называться модельер, владеющий тонким мастерством качественных технологий, подбора материалов и создания высокохудожественных моделей одежды. Мне кажется, организатору конкурса – мэтру Виктору Феоктистову – удаётся держать эту планку. В этом году из 60 заявок на конкурс он выбрал всего 22 участника, которые прекрасно демонстрируют школы дизайна костюма разных городов. «Сибирский кутюрье» действительно отражает тренды моды, проявляющиеся в выборе цветосочетаний сезона, принтах, объёмных конструкциях силуэтов, экологичном подходе. Мой выбор коллекций, которым я бы отдала первые места в каждой номинации, полностью совпал с общим мнением нашего компетентного жюри. По работам победителей конкурса можно смело изучать актуальные тенденции сегодняшнего дня. 

Как вы в целом оцениваете перспективы российской фэшн-индустрии?

Основа модной индустрии – это производство сырья. Важнейшая задача в ближайшее время – усилить текстильную промышленность нашей страны, чтобы у дизайнеров была возможность использовать отечественные ткани и материалы. Сейчас они вынуждены приобретать их в Китае, Турции, Италии и других странах. В нашей стране такое производство понемногу начинается в Иванове – хочется верить, что эти инициативы будут поддержаны.
Что касается наших дизайнеров, то здесь у меня нет вопросов – они умеют создавать востребованные коллекции с переосмыслением богатого культурного наследия страны. Посмотри́те на таких флагманов индустрии моды, как Ульяна Сергиенко, Алёна Ахмадулина, Варвара Зенина – они грамотно, тонко и очень красиво используют русские орнаменты и колористику в создании актуальных коммерческих коллекций.
Важно прочувствовать силу через лучшие качества своего народа – только тогда мы сможем использовать культурный код в своём творчестве. А это действительно кладезь уникальных идей!

Культура – лучший цензор моды

Светлана Санатова, доцент кафедры дизайна Амурского государственного университета, член Союза дизайнеров России, победитель чемпионата рабочих профессий WorldSkills Russia в категории «Навыки мудрых»LT: Светлана Виленовна, какие ценностные ориентиры, на ваш взгляд, должна отражать российская мода?

СВЕТЛАНА САНАТОВА: Мы не можем диктовать фэшн-индустрии, каким путём ей развиваться. Российским дизайнерам я могу лишь рекомендовать в качестве ориентира использовать традиции русского кроя – сегодня их применяют не только отечественные мастера, но и дизайнеры других стран, поскольку мир, несмотря на все ограничения, остаётся интернациональным. В женской одежде стоит обратить особое внимание на сарафан – хотя он сегодня используется в гардеробе современного человека, но, к сожалению, пока не настолько популярен, как брючные комплекты.
Если говорить о том, чему точно не должно быть места на российских подиумах, то это гендерное смешение, когда парни демонстрируют женскую одежду. Мужчины должны оставаться мужчинами. Да, женщины сегодня тоже используют элементы мужской одежды, но, я считаю, что все мы должны стремиться к тому, чтобы не стирать, а сохранять гендерные отличия в одежде.
Отличный цензор моды – это внутренняя культура потребителя, которая подсказывает ему, что стоит носить, а что лучше обходить стороной. К примеру, всех будущих дизайнеров в специализированных учебных заведениях обучают крою русского народного костюма, но в дальнейшем мы не можем заставлять студентов и выпускников использовать этот опыт в разработках своих коллекций. Здесь должен быть комплексный подход, основанный на правильном воспитании молодого поколения. Дизайнер, который чтит традиции своей страны и умеет отражать их в стилистике своих изделий, – это настоящая драгоценность для любого государства.

Насколько объективно конкурсные коллекции, представленные на «Сибирском кутюрье», отражают тренды российской моды среди молодых дизайнеров?

Все конкурсанты преследовали разные цели – кто-то создал костюмы, ориентированные на массовое производство и продажи, а кто-то в поиске себя придумал эксклюзивные фантазийные образы, которые вовсе не обязаны совпадать с тенденциями моды. Конечно, молодые дизайнеры отслеживают тренды, но могут применять их опосредованно или вовсе создать нечто своё. Ведь каждый дизайнер – это ещё и художник! Так когда же ему экспериментировать, как не в студенческие годы!? Особенно мне понравились на «Сибирском кутюрье» эксперименты с тканями, открывающие новые возможности материалов. Было всё – и творчество, и смелость, и оригинальность!
Хочу отметить роскошную жёлто-оранжевую коллекцию с элементами русского костюма Татьяны Ильенковой из Барнаула (номинация «Национальные традиции»), а также работу Софьи Дариенко  из Омска (номинация «Эксперимент») – она создала великолепное пальто из ватина и буквально бросовых материалов. Также мне понравилась коллекция Никиты Захарчука из Витебска – он сам придумывает принты для ткани и создаёт одежду, которая уже пользуется спросом, особенно среди молодёжи. По итогам голосования Никите досталась наивысшая награда конкурса – почётный знак за развитие дизайна «Серебряный манекен».
Очень близкой мне по духу оказалась коллекция, созданная коллаборацией Александра Пашкова из Омска и Ольги Зиновьевой с Алтая. Новые формы, необычные рисунки, смешение фактур – и всё это в моей любимой русской традиционной стилистике. 

Как вы в целом оцениваете перспективны молодых дизайнеров в нашей стране?

Могу уверенно сказать, что у российских мастеров однозначно есть своё будущее!
Недавно из жизни ушли Вячеслав Зайцев и Валентин Юдашкин – два легендарных дизайнера-модельера, благодаря которым появился термин российская мода. Быть первыми всегда сложно, но теперь у наших дизайнеров есть проторённая дорога!

Текст: Анастасия Михайлова
Фото: Антон Медведев