«София»: территория осознанного родительства

9 / 23     RU
«София»: территория осознанного родительства
Елена Чекалина директор частного общеобразовательного учреждения «София», кандидат педагогических наук

Родительство меняет жизнь человека, наполняя её не только новыми смыслами, но и задачами, решить которые без поддержки извне бывает сложно. Как не раздражаться по пустякам и побороть внутреннюю тревогу, знает опытная мама и педагог с 30-летним стажем Елена Чекалина. О том, почему осознанное родительство по силам каждому, она рассказала в интервью Leaders Today.

LT: Елена Анатольевна, как вы понимаете словосочетание осознанное родительство и почему это понятие сегодня так популярно? Разве раньше родительство было каким-то другим?

ЕЛЕНА ЧЕКАЛИНА:Для меня осознанное, или продуманное родительство – это нечто среднее между профессиональным хобби и наукой. Ведь и то, и другое требует от тебя большого внимания, постоянного обучения и самоотдачи, чтобы можно было улучшать свои навыки и двигаться к цели, у которой нет верхнего предела.Во все времена родительство имело свои особенности. Например, до эпохи интернета оно опиралось на общепринятые культурные и нравственные нормы, а также семейные правила и традиции. С появлением социальных сетей границы восприятия информации значительно расширились. Да, к её качеству есть вопросы, но благодаря широкой трансляции чужого опыта, как положительного, так и отрицательного, сформировался тренд на осознанный подход к воспитанию детей и желание родителей становится лучше. Вместе с запросом появились и соответствующие инструменты его решения, пришедшие в семейную психологию из коучинга и медиации.

Какие принципы осознанного родительства вы могли бы выделить?

Осознанность начинается с отношения к ребёнку как полноценному члену семьи, причём с самого его рождения. Быть осознанным родителем – это значит:

  • внимательно относиться к своему ребёнку: какими цветами он раскрашивает рисунок, почему капризничает или хитрит – всё имеет значение, и если вникать в подобные вещи, то можно многое понять про своего ребёнка;
  • уметь наблюдать за собой и своими ресурсами: не переносить своё раздражение на ребёнка, а находить способы безопасной разрядки и сохранения баланса сил;
  • предоставлять ребёнку самостоятельность выбора во всём – от того в какую руку он берёт ложку и до отношения к домашнему заданию: пусть он ошибается, но сам учится исправлять ошибки без вашей помощи;
  • развивать эмоциональный интеллект, ведь он отвечает за творческую составляющую, формирует эмпатию, отзывчивость, умение общаться и чувствовать людей – важнейшие качества в наше время;
  • изучать возрастную психологию: читайте доступную литературу, чтобы хотя бы минимально разбираться в особенностях развития ребёнка и реагировать адекватно ситуации;
  • обучать ребёнка дополнительным навыкам: чистить картошку, стряпать, прибирать в комнате и т. д. — полезные вещи, которые пригодятся в жизни каждому. Но только без нажима, исключительно добровольно и по любви.

Сложнее всего из перечисленного списка – сохранить собственный ресурс на фоне усталости. Когда-то и меня раздражало, что мой ребёнок слишком долго делает уроки, а у меня столько незавершённых дел! Но потом я осознала, что дела, каким бы важными они ни казались, не должны мешать комфортному темпу работы моего ребёнка. В конце концов, я – взрослый человек и справлюсь с режимом многозадачности, а дочери нужны мои спокойствие и уверенность. Иногда, чтобы всё успеть, достаточно никуда не спешить, а сесть рядом с ребёнком, и пока он выполняет свои задачи, ты решаешь свои!

А какие ещё ошибки чаще всего совершают родители в отношениях с ребёнком?

Первое, что нужно уяснить – идеальных родителей, как и родительства, не бывает. Однако многие взрослые ошибочно полагают, что чем больше нагрузят своё чадо всевозможными секциями и кружками, тем они лучше. Только даст ли положительный результат бешеная нагрузка без учёта реальных интересов и способностей ребёнка? Скорее нет, чем да.
Почти все родители знают, что нехорошо сравнивать своего ребёнка с другими. Но как тут удержаться, если твой сын двоечник, а у соседа – чемпион и отличник? Что ж, ещё раз напоминаю: 25 % любого успеха – это генетическая предрасположенность, ещё 25% – влияние общества, ещё четверть – это то, что разовьёт в себе ребёнок сам, и последние 25% – это доля везения в жизни. Поэтому не нужно выращивать хоккеиста, если у вашего сына предрасположенность к ботанике.

Иногда, чтобы всё успеть, достаточно никуда не спешить

Осознанные родители также умеют ставить и соблюдать чёткие границы дозволенного, а если что-то запрещают, то обязательно объясняют, почему. А ещё они умеют слышать мнение ребёнка, даже если с ним не согласны, и признавать ошибки, допущенные в воспитании.

А школа какую играет роль в осознанном родительстве? Расскажите, как выстроена в «Софии» система взаимодействия педагогов с детьми и родителями?

Самая большая проблема в воспитании современных детей – это воспитание их родителей. Так шутят сегодня педагоги. Ведь несколько поколений мам и пап выросли в советской системе воспитания, от которой сегодня почти ничего не осталось, а новой за 30 лет не построили. Поэтому и возникает в современном обществе общее ощущение растерянности, выматывающего беспокойства и потери опоры.
Перед школой, на мой взгляд, сейчас стоит глобальная задача – воссоздать надёжный триумвират родителей, педагогов и детей на принципах саморазвития, уважения и семейных ценностей. У «Софии» в этом смысле накоплен уникальный опыт: нашу школу часто сравнивают с такой дружной семьёй, где все друг друга не только знают и поддерживают, но и совместно генерируют идеи и претворяют их в жизнь. На родительских собраниях, к примеру, мы не только говорим о достижениях школы, учителей и детей, но и обсуждаем текущие проблемы и варианты их совместного решения — это позволяет снять напряжённость у родителей и направить общие усилия в нужное русло.

А какие результаты подобного взаимодействия с родителями вы считаете наиболее показательными?

Тот факт, что наши выпускники приводят учиться в «Софию» своих детей, уже о многом говорит. Даже те родители, которые во время учёбы в нашей школе сомневались насчёт верности наших подходов, повзрослев, всё-таки осознали ценность софийской системы и выбрали её для своих детей. «Софию» и сегодня рекомендуют своим родным и друзьям, потому что у знакомых с нами людей сформировалось устойчивое ощущение осознанного воспитательного и образовательного процесса, из которого не выпадает ни одно звено цепочки «учитель – ученик – родитель».     

Самая большая проблема в воспитании современных детей – это воспитание их родителей

Ну и, конечно же, мы гордимся своими звёздочками – выпускниками, которые продолжают транслировать, полученные в альма-матер ценности в своей личной, профессиональной и общественной жизни. Ярким примером является, в частности, новосибирский депутат Александр Борматов, которому принадлежит альтруистическая идея социального проекта «Герои с нашего двора». Сейчас Александр занимается продвижением второй части проекта, которая будет посвящена «Учителю с нашего двора». На городских баннерах появятся фотографии учителей и их учеников, достигших успеха не только в науках, но и в спорте, искусстве и музыке. Как раз такие инициативы и становятся символом единения поколений и отличным примером общественной осознанности.

ЧАСТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
630132, Новосибирск, ул. 1905 года, 39
тел./факс: (383) 217 21 72, 325 38 94,
e-mail: nousophia@ngs.ru, sophia.edusite.ru

Текст: Анастасия Куприянова
Фото: Антон Медведев (портрет Елены Чекалиной)