Связанные одной целью

9 / 23     RU
Связанные одной целью
Александр Кахидзе председатель совета директоров ООО «Новосибирский транспортный терминал»

Железнодорожная станция Чик под Новосибирском за три года превратится в крупнейший за Уралом транспортно-логистический хаб, инфраструктура которого сможет обслуживать до 1 млн ДФЭ/год (двадцатифутовый эквивалент – условная единица измерения вместимости грузовых транспортных средств прим.ред). В планах компании «Фининвест» – связать всю Россию прочным логистическим каркасом, опирающимся на 11 новых терминалов, строительство которых началось от Владивостока до Москвы. Какие возможности открывает ТЛЦ «Сибирский» для развития нашего региона и страны в целом?

LT: Александр Константинович, компания «Фининвест» занимается развитием логистической инфраструктуры России. Расскажите, что уже сделано и какие задачи стоят перед вами сейчас?

АЛЕКСАНДР КАХИДЗЕ: Созданием опорной сети ТЛЦ наша компания занялась десять лет назад, уже тогда мы понимали, что России необходим масштабный инфраструктурный проект, который повысит качество логистического сервиса, ускорит товародвижение по сети российских железных дорог, а также создаст необходимый технологический задел на будущее. Одним из первых элементов большого грузового транспортного каркаса страны стал ТЛЦ «Ховрино», который мы открыли в 2014 году в Москве. Затем мы запустили терминалы в Подмосковье – «Электроугли» (2018) и в Свердловской области – «Уральский» (2022). В этом году планируем встроить в логистическую цепочку вдоль Транссиба терминал «Сибирский», через год аналогичная инфраструктура появится в Приморском крае на ТЛЦ «Артём». Далее в систему ТЛЦ войдут терминалы «Кузбасс», «Хабаровский», «Иркутский», «Омский», «Красноярский» и «Каспийский». Суммарная мощность одиннадцати мультимодальных центров к 2027 году должна составить более 5,5 млн ДФЭ/год. Перестраивая инфраструктуру, мы стремимся к результату, когда грузовым поездам больше не нужно будет ехать через Москву в Екатеринбург, через Москву в Новосибирск, или через Москву в Красноярск, поскольку со всеми задачами смогут справляться локальные терминалы.

Звучит впечатляюще! А каковы особенности терминала «Сибирский», первую очередь которого вы торжественно открыли 6 октября вместе с первым заместителем председателя правительства РФ Андреем Белоусовым, помощником президента РФ Игорем Левитиным и губернатором НСО Андреем Травниковым? Говорят, этот ТЛЦ будет самым большим за Уралом.

Не только самым большим, но и самым эффективным на Транссибе грузовым хабом, концентрирующим на себе обработку контейнерных поездов в полувагонах с перегрузкой на фитинговые платформы. В связи с последними событиями были пересмотрены изначальные параметры ТЛЦ «Сибирский», площадь территории увеличилась с 30 до 338 гектаров. Благодаря новой ж/д инфраструктуре, которая здесь уже строится, терминал сможет одновременно обслуживать несколько полносоставных поездов. Уже до конца года он будет принимать до пяти контейнерных поездов в сутки, а к 2025 году – не менее 15 поездов ежесуточно. Общий объём инвестиций в проект составит более 15 млрд рублей.

Много лет Россия пользовалась чужой логистической инфраструктурой, почти не строя ничего своего, сейчас пришло время изменить ситуацию в свою пользу

Кроме транзитной функции терминал можно будет использовать и как место для накопления экспортных грузов, а импортёрам, перевозящим груз в Москву, будет проще и выгоднее делать перегрузку в Новосибирске, поскольку здесь не так остро стоит проблема с пропускными возможностями РЖД.

Какова степень государственного участия в строительстве ТЛЦ и есть ли интерес со стороны иностранных инвесторов? Того же Китая, например.

Все наши проекты реализуются без прямой финансовой поддержки государства. До 30% – это собственные инвестиции компании, остальное приходится на банковские займы. Для привлечения кредитов мы работаем с несколькими крупными российскими банками.
Китаю мы оказываем полный комплекс услуг по перевозке, размещению, хранению и выдаче грузов; пока китайские коллеги с инвестициями к нам не заходят, но это вопрос времени. В следующем году у нас запланировано открытие особой экономической зоны рядом с ТЛЦ «Сибирский», куда мы хотим пригласить потенциальных партнёров из КНР. Как вариант, здесь можно организовать автосборочное производство для представителей китайского автопрома, это способствовало бы не только созданию новых рабочих мест, но и наполнению бюджета налогом на добавленную стоимость.

Помимо логистики на железной дороге, «Фининвест» усиливает свои позиции и на морских торговых путях, создав собственную судоходную компанию Panda Express Line, а в будущем вы хотели бы построить и морской порт на Дальнем Востоке. Что позволяет вам эффективно работать в нескольких направлениях и везде добиваться видимого результата?

То, что мы не отстаём от графика и выполняем намеченные цели на всех своих проектах – заслуга нашей команды. Как лидер я веду людей за собой, обозначаю горизонты планирования, контролирую каждый этап работ на объектах в регионах, но всё движется на энергии коллектива. Мы много лет формировали команду, которая сегодня состоит из инициативных, обязательных и высокопрофессиональных кадров. Причём ядро холдинга образуют молодые специалисты, которых мы выращиваем совместно с МГИМО. На условиях соглашения о партнёрстве институт готовит для нас логистов нового уровня, владеющих не только базовыми знаниями, но и нужными языками, актуальными для разворота внешней политики государства на Юго-Восточную Азию. А учитывая, что мы хотим расширить географию присутствия, компании понадобятся люди, знающие специфику морского права и морских перевозок, готовые работать как в региональных, так и зарубежных представительствах. Много лет Россия пользовалась чужой логистической инфраструктурой, почти не строя ничего своего, сейчас пришло время изменить ситуацию в свою пользу, используя для этого все возможности.

А кроме команды, что ещё придаёт вам силы?

Моя семья. У нас с супругой четверо детей. Старшему сыну 26 лет – он хорошо разбирается в банковском секторе и помогает мне по финансовой части в холдинге, средний сын ещё учится, будет заниматься логистикой и тоже, как и старший, проходит практику в компании. Младший сын, как и дочка, пока ничего не знают о мире перевозок, но зато, как и вся наша семья, любят спорт и активный образ жизни. Так что движение вперёд – это наша семейная черта!

ТЛЦ «Сибирский» это:

  • 338 га территории

  • проектная мощность до 1 млн ДФЭ/год

  • обработка 2000 вагонов в сутки

  • обслуживание не менее 15 полносоставных поездов в сутки

  • инвестиционная стоимость проекта – более 15 млрд рублей

  • 550 га дополнительно под особую экономическую зону

Александр Зырянов, генеральный директор Агентства инвестиционного развития Новосибирской области:
«Строительство транспортно-логистических терминалов я считаю крайне важным проектом для обеспечения национальной безопасности нашей страны. В связи с санкциями значительно переориентировались товарные потоки, которые сегодня идут с Востока, и это – большое подспорье для распределительных центров. Появление развитой структуры ТЛЦ изменит логистику Сибири, а в чём-то и всей России. На территории ТЛЦ «Сибирский» будет создан целый ряд дополнительных возможностей для обработки грузов: склады временного хранения, сортировка, таможенное оформление и фитосанитарный контроль. Всё это позволит предоставить грузополучателям полный перечень логистических услуг, сократить сроки и стоимость доставки товаров в Сибирский регион, расширить возможности для экспорта продукции новосибирских производителей».

Текст: Анастасия Куприянова
Фото: Антон Медведев (портреты Александра Кахидзе и Александра Зырянова)