Магия музыки и театра как создавалась незабываемая «Фрида»

1 / 24    RU
Пётр Дранга музыкант, композитор, дирижёр

Музыка для театрального спектакля – это не только звуки, но и образы, которые она создаёт в воображении зрителей. В спектакле «Фрида» она отыгрывает главную роль наравне с Дарьей Мороз. А идеологом постановки и автором композиций стал известный на всю страну аккордеонист-виртуоз Пётр Дранга. Хоть его театральные гастроли пришли на смену музыкальным, в залах по-прежнему аншлаг, и это не предел его блестящей творческой карьеры. 

LT: На вашу постановку зрители ходят с удовольствием, во всех городах билеты раскуплены. Были ли у вас какие-то ожидания по поводу вашего первого театрального проекта? И оправдались ли они?

ПЁТР ДРАНГА: Когда в жизни что-то делаешь с любовью, обычно результат бывает хороший. Я заранее знал, что всё будет хорошо, и успех не заставил себя долго ждать. «Фрида» не просто мой первый спектакль — она стала взлётной полосой для других постановок, после неё мы сделали ещё восемь. Началось всё с зарождения проекта DYP – коллектива, созданного мной в 2022 году. Во время пандемии, когда выступать было не перед кем, я сочинял музыку на рассвете. Моими слушателями был океан и морские котики. Каждый раз это была полная импровизация, два раза одно и то же я не играл. И я подумал, что этот концепт можно перенести с тёплых берегов на крыши Москвы и Санкт-Петербурга, только с бо́льшим количеством музыкантов.

«Фрида» не просто мой первый спектакль — она стала взлётной полосой для других постановок, после
неё мы сделали ещё восемь

Суть перформанса – сочинять музыку в моменте на закате параллельно с читающим стихи актёром. Зрители могут их себе записать, потом пересматривать эти зарисовки, так как в другой раз они уже не повторятся. И всё это в сочетании с шумом города. С этим концептом я пришёл к своему другу – Евгению Витальевичу Миронову в «Театр наций» и рассказал о своей идее. На что он сказал, что это спектакль-концерт, и вместо крыш его нужно ставить сразу в театре с режиссёром. Так появилась «Фрида». Драматургия, поэзия Федерико Гарсии Лорки, музыка, большой камерный оркестр, объединение нескольких жанров – концерта, спектакля и моноспектакля – дали интересный результат. Всё делалось с огромным желанием сделать новый творческий шаг. Для женщин это вообще спектакль-памятка: как жить, выживать, как идти впереди и быть сильными.

«Фрида» поднимает важные вопросы о свободе выражения, силе преодоления и целостности человека. Как через одного актёра, музыку и видео зритель понимает посыл?

Фриду в спектакле не играет никто. Там три абсолютные энергии: слово, видео и музыка, из которых и складывается образ Фриды. Это, может быть, и сложно, но мы создали такое количество красок, чтобы передать настроение и масштаб личности художницы, что трудно не понять его. Для этого спектакля была написана музыка с использованием мексиканских этнических инструментов. В любом случае, жанр спектакля-концерта стоит у истоков и ему ещё развиваться и развиваться. Но я уверен, он перерастёт в нечто очень интересное.

Никто и подумать не мог, что со временем Пётр Дранга будет продюсировать проекты, участвовать в театральных постановках. Почему вам стало это интересно?

Мне захотелось заниматься творчеством глубже, появилось больше уверенности в себе. Я вырос из малой формы, захотелось делать новую, крупную и творческую. Честно говоря, я с неё и начинал в детстве: с четырёх лет я уже перешёл к занятиям по специальности, а в шесть поступил в Детскую школу искусств имени С. Т. Рихтера.

Мне захотелось заниматься творчеством глубже, появилось больше уверенности в себе. Я вырос из малой формы, захотелось делать новую, крупную

И моё образование построено на фундаментальной академической школе и, видимо, я по ней очень соскучился. Через неё можно разговаривать с людьми на другом языке, пользоваться абсолютно другими красками. И так получилось, что это органично соединилось с театром.

Не так давно состоялась премьера симфонии, где оркестровый кластер придуман искусственным интеллектом. И вы принимали непосредственное участие в создании этой идеи.  Расскажите, как получилось, что нейросеть стала полноценным музыкантом? И как всё происходило?

Это огромный прорыв в технологическом плане, потому что искусственный интеллект ещё не сочинял музыку на сцене. И мы сделали это первыми. В «Космосе», нашей симфонии № 1, есть определённый отрезок, где искусственный интеллект полторы-две минуты выдаёт готовый звуковой кусочек. Он уникален, так как звучит только один раз и больше не повторится. Это событие впервые в мире произошло у нас в России на Приморской сцене Мариинского театра и получило большой резонанс. Мы создали этот проект при поддержке Валерия Абисаловича Гергиева, гения и маэстро (которого, я, кстати, поздравляю с назначением на должность художественного руководителя Большого театра), а также – Фонда Росконгресс и Сбера, который создал специальную программу «Симфомер». Это наша огромная коллаборация и гордость. Помимо всего я впервые дирижировал оркестром в 150 человек: 74 человека в хоре, 74 — в оркестре, я и искусственный интеллект.

Могут ли технологии заменить деятелей искусства?

Нет. И всем тем, у кого есть такой страх, советую его развеять. Объясню хотя бы в трёх позициях, почему искусственный интеллект — это хорошо. Во-первых, он может выполнять всю чёрную работу, на которой люди убивают себя. Пусть они сконцентрируется лучше на чём-то другом, полезном и важном. Работа будет всегда, но это произойдёт не сразу. Просто через какое-то время люди начнут обучаться и получать образование по другим специальностям или новым критериям.

За нашими произведениями есть концепт, переживания, смысл

Во-вторых, искусственный интеллект может распознавать заболевания на самых ранних этапах развития и помогать человеку вылечиться от сложных болезней, которые раньше невозможно было даже заметить.
В-третьих, он может управлять огромными системами, институциями, когда у него будет хватать вычислительных мощностей. Так что он должен и будет помогать человеку. Артистов, музыкантов, художников и остальных творцов он не заменит, потому что это категория абсолютных психов, которые не так уж и рациональны. За нашими произведениями есть концепт, переживания, смысл. В этом мы отличаемся и всегда будем выигрывать.

Текст: Анастасия Балацкая
Фото: Антон Медведев