Пладеменаж и другие шедевры

1 / 24    RU

Новосибирский государственный художественный музей приглашает совершить путешествие во времени, изучая шедевры западноевропейского художественного серебра от эпохи Возрождения до модерна. Выставка представляет фонды Государственного исторического музея г. Москвы и проходит в рамках национального проекта «Культура».
О русских меценатах, положивших начало драгоценной коллекции, а также об уникальных шедеврах декоративно-прикладного искусства, сохранившихся в России, в интервью Leaders Today рассказала куратор выставки Мария Ворожбитова.

Мария Ворожбитова, старший научный сотрудник отдела драгоценных металлов Государственного исторического музеяLT: Мария Владимировна, почему выставка изделий западноевропейского художественного серебра – уникальное для Новосибирска событие?

МАРИЯ ВОРОЖБИТОВА: Это действительно своего рода премьера – коллекция впервые демонстрируется в Сибири. На фоне 4 миллионов экспонатов Государственного исторического музея, предметы коллекции западноевропейского художественного серебра (всего 4000 экземпляров) – это капля в море, но из этой капли мы привезли лучшие образцы, обладающие высокими художественными достоинствами. Однако если житель Новосибирска приедет в Москву, он этих шедевров на площадке ГИМ он не сможет увидеть, потому что в таком комплексе они у нас не выставляются. То есть мы постарались представить экспозицию в рамках выставки, ретроспективный взгляд на развитие отрасли декоративно-прикладного искусства конца XVI – началаXX веков. В Москве в экспозиции Исторического музея представлены произведения западноевропейских мастеров золотого и серебряного дела, связанные с конкретным историческим событием либо выдающимся историческим деятелем.

Какова история появления этих вещей в России и какую роль в наполнении коллекции сыграли русские меценаты?

История бытования изделий европейского художественного серебра в России тесно связана с петровским временем – первой четвертью XVIII в., когда в определённых общественных кругах появился запрос на драгоценные вещи, созданные по европейской моде. Значительно позднее, уже в XIX веке, в нашей стране начинает складываться антикварный рынок и появляются увлечённые коллекционеры-меценаты, которые целенаправленно приобретают старинныепредметы из драгоценных металлов для своих домашних коллекций. Одним из первых благотворителей, передавшим в дар музею обширную коллекцию художественного серебра западноевропейских мастеров, был Пётр Иванович Щукин. Можно сказать, с этого собрания и начинается сама история формирования в ГИМ отдела драгоценных металлов, где список в инвентарной книге открывают экспонаты из собрания Щукина.
Свой вклад в формирование музейного фонда внесли и другие русские благотворители. В частности, князья Барятинские. На выставке также представлены предметы из коллекции графа Бобринского – потомка внебрачного сына императрицы Екатерины II. Русские традиции меценатства – это история уже культурной жизни всей Российской империи, и она тоже нашла отражение на нашей выставке.

Представленные на выставке предметы сервировки стола поражают изысканностью отделки. Скажите, всегда ли подобные вещи служили только для подчёркивания статуса владельца или ими всё же пользовались в практических целях?

Конечно, владеть предметами роскоши могли позволить себе только представители социальных и финансовых элит того времени, однако на выставке представлены и вполне практичные в обиходе вещи, как, например, пладеменаж – комплекс столовых приборов, состоящий из 40 (!) предметов. Он предназначался для сервировки стола, характерной для декоративно-прикладного искусства и быта королевских дворов и аристократии стран западной Европы в XVIII веке. Несмотря на свою яркую декоративность и сложность конструкции, пладеменаж выполнял вполне утилитарные функции. Центральная ваза, например, могла быть использована для подачи к столу горячего блюда, которое окружали сосуды для специй и дополняли осветительные приборы. Это действительно шедевр, которым может похвастать далеко не каждый музей.

Среди экспонатов модно увидеть и те, что были приобретены музеем уже в наше время. Каким образом происходит пополнение коллекции сейчас?

В наши дни существуют определенные сложности, в том числе финансовые, в пополнении коллекции отдела драгоценных металлов. Тем не менее каждую такую возможность мы тщательно рассматриваем, и прежде чем принимается решение о покупке, вещь проходит специальную экспертизу у специалистов музея, где устанавливается её подлинность. Также большое значение для нас имеет наличие какой-либо мемориальной связи предмета с историей России, либо её политическими, историческими или культурными деятелями. Словом, предмет должен иметь свою легенду. Одним из таких примеров связи замечательных произведений западноевропейских ювелиров с событиями российской истории может служить представленный на выставке кубок, подаренный последним императором Германии Вильгельмом II русской императорской армии – гренадерскому Перновскому полку в связи с 200-летним юбилеем в 1910 году.  Еще в XIX в. король Пруссии Фридрих-Вильгельм IV, старший брат деда императора Вильгельма II, был почетным командиром, шефом гренадерского Перновского полка, и до 1914 г., до начала Первой мировой войны полное наименовании полка было – 3-й гренадерский Перновский Фридриха-Вильгельма IV полк.

Гуляя среди экспонатов, не перестаёшь восхищаться уровнем мастерстваумельцев прошлого и возвышенностью воспетых ими тем. Мария Владимировна, как вам кажется, человечество ещё вернётся к новому Возрождению, будет ли у нас золотой век?

Не зря же говорят, что история развивается по спирали. Например, эпоху минимализма мы уже когда-то походили, а сейчас живём в удивительное время, когда нет давления, какого-то одного формата, и в общем пространстве могут спокойно уживаться не только исторически сложившиеся стили, но и новые. Думаю, мы обязательно придём к новому Ренессансу, но уже как-то по-другому.

 

Выставка предметов западноевропейского художественного серебра
«От Возрождения до модерна» будет доступна для посещения до 25 февраля включительно.
Подробности – на сайте nsartmuseum.ru.
Адрес Новосибирского государственного художественного музея: ул. Свердлова, 10

Текст: Анастасия Куприянова
Фото: Антон Медведев