Пролитые над книгой детские слёзы подобны прививке от равнодушия

1 / 24     RU
Пролитые над книгой детские слёзы подобны прививке от равнодушия
Дмитрий Гасин книжный обозреватель, автор книг и статей

Как в эпоху гаджетов приучить ребёнка читать книги? Какие современные детские произведения выбрать? Об этом в рамках Всероссийского литературного фестиваля «Белое пятно» мы поговорили с поэтом и видеоблогером Дмитрием Гасиным – он развенчал основные мифы о взаимоотношениях ребёнка с книгой и дал ценные рекомендации родителям.

Дети не хотят читать?

В мире цифровых технологий бумажная книга скромно отошла на задний план. Но стоит начать её читать, как она оживает и становится лучшим собеседником. Книги и между собой умеют общаться – перекликаются цитатами, спорят или продолжают мысли друг друга. На мой взгляд, чтение – это самое увлекательное занятие! И в то же время родители часто сетуют на то, что дети мало читают. На вопрос «Какую книгу купить, чтоб разбудить интерес к литературе?», я отвечаю: «Сходу не покупать ничего!»
Понаблюдайте, что действительно интересно вашему чаду? И не падайте в обморок, если окажется, что ему нравится то, что вам совсем не по вкусу. Не всем же любить классические произведения, живопись или балет.
Мой главный совет родителям – поддерживайте психологический контакт с ребёнком. Не допускайте ситуации, когда всё общение сводится к сакраментальным вопросам, сделал ли он уроки и надел ли шапку! Чтобы что-то советовать ребёнку, важно сначала найти с ним общий язык, понять, что ему нравится. Нет волшебной книжки, которую можно сунуть в руки и тем самым сделать сына или дочь читающими и культурно развитыми. И даже два-три прекрасных произведения не решат эту задачу. Обратите внимание, есть ли в вашем доме разножанровая семейная библиотека и сколько художественной литературы читаете вы сами? Странно говорить детям о важности книг, если в доме никто из взрослых сам каждый день не читает. Пусть это будет лишь пара страниц, перехваченных перед сном. Кстати, для детей я рекомендую не электронные книги, а именно бумажный вариант: когда им в руки попадает гаджет, они тут же переключают внимание на видео и игры – таковы особенности их восприятия. 

Нет хороших современных произведений для детей?

Часто родители, которые прочитали мангу или книгу в другом жанре современной детской литературы, говорят: «А я и не знал, что есть такие вещи!» К сожалению, многим родителям проще сказать, что сейчас нет хороших современных книг для детей, чем потрудиться разобраться в этом вопросе. К тому же многие взрослые, особенно мужчины, стесняются читать детские книги. В действительности сегодня очень много достойных авторов, и многие их произведения станут такими же шедеврами, как и любимые нами книги советской детской литературы. Какие именно? Сейчас пока сложно сказать, но однозначно общий писательский уровень в настоящее время очень высокий.
Но стереотипное мышление заставляет нас считать, к примеру, японские комиксы чем-то несерьёзным, предназначенным для недалёкого читателя. Однако в этих графических романах есть драмы, трагедии, комедии, где решаются художественные задачи, равные по значимости тем, какими занимается и классическая литература.
Японские комиксы имеют много разновидностей. Например, в формате манги даже изданы и переведены на русский язык учебники высшей школы по математическому анализу, сопротивлению материалов и статистике. Такая подача значительно облегчает восприятие зубодробительного материала. 

В эпоху интернета книги неактуальны?

Ещё 50 лет назад фантасты лишь робко мечтали о том, что будет общий информаторий, благодаря которому любой житель планеты может получить быстрый доступ к сокровищам знаний человечества. Этот момент наступил! Но что мы выбираем в этом бесконечном потоке информации? Бездумный скроллинг.
В отличие от новостных интернет-ресурсов, книги, особенно классика, рассчитаны на медленное чтение и многократное к ним обращение, поскольку за один приём произведения просто не раскрываются полностью и не делают то, что делает хорошая книга с человеком – не нагружает знаниями, а вступает в тонкую химическую связь с душой, преобразуя личность.

Детям нельзя читать про жестокость?

В художественные тексты аккуратно вложен опыт всей нашей цивилизации, в частности, и общественная мораль, необходимая для формирования личности. Да, русская классическая литература изобилует жестокостью. Но я не вижу в этом ничего предосудительного. Наш мир вообще порой крайне неуютное место. Герасим топит Муму – детям её жалко, и они плачут. Но им нужно испытать эти чувства. И если их не было, то потом ребёнку не будет жалко ни Муму, ни другую собачку или кошечку. Да и людей тоже… Конечно, важно чтобы негативные эмоции от трагических моментов в литературе были дозированы и правильно сочетались с остальными культурными смыслами художественных произведений.
Иногда родители спрашивают: «Зачем вы посоветовали книгу К. Сергиенко «До свиданья, овраг» или А. Приставкина «Ночевала тучка золотая»? Ребёнок расстроился и даже плакал». Да, нам хочется защитить своих детей от слёз, но вовремя пролитые над книгой детские слёзы подобны прививке. И если ты её получил, то, как пел Высоцкий: «Значит, нужные книги ты в детстве читал».
Какую книгу и в каком возрасте должен прочитать ребёнок, решает ответственный взрослый. Законодательство сегодня тоже внешне регулирует возрастной ценз, указывая его на книгах. Но, к сожалению, он не всегда соответствуют адекватной оценке содержания. Как определить, эта книга на 12 лет или уже на 14? Это фантастически сложно. А классические произведения вообще бессмысленно индексировать, поскольку таким образом мы лишаем детей доступа к сокровищам национальной и мировой культуры. Хорошо, что власти спохватились и решили всё-таки классику («произведения, обладающие непреходящей художественной ценностью») вывести из-под возрастного ценза. В исключительных случаях, когда в таких текстах встречается мат (например, в полном собрании сочинений А. Пушкина) вместо нецензурных слов в тексте стоят отточия. Это решение было принято ещё в советское время. Другое дело, что это, к сожалению, не избавит ребёнка от столкновений с матом в школе, в интернете, в публичных речах. Возникает диссонанс, в результате чего правило ограничений на книги становится лишь формальностью в глазах ребёнка. Исходя из всего этого, важно крайне обдуманно подходить к распределению возрастных индексов. Кстати, ещё советский и российский литературовед, доктор филологических наук Мариэтта Чудакова сказала: «Нет книг, которые читать – рано. Есть книги, которые читать – поздно». Конечно, никто не запретит читать детские и подростковые книги на пенсии, но той пользы и удовольствия, которые эти произведения могли бы принести, они уже не принесут. Происходит, выражаясь по-цветаевски, невстреча.
А вот прочитать книгу слишком рано гораздо сложнее. Если ребёнка хоть что-то затронуло в тексте, значит, миссия удалась – человек приобрёл какой-то душевный опыт. Например, мне в третьем классе попалась книга М. Булгакова «Мастер и Маргарита» – я, конечно, толком ничего не понял, но при этом был настолько впечатлён образами героев, невероятными приключениями и фантасмагорией, что мне даже какие-то особенные цветные сны стали сниться после прочтения. Я понял, что помимо «Чиполино» существует невероятная, сложная, мучительная литература, волнующая, требующая работы ума, сердца и души.
Я перечитывал роман «Мастер и Маргарита» в своей жизни больше десятка раз. Классическое произведение не может быть полностью понято с первого раза. Вообще все главные книги своей жизни я перечитываю с интервалом в десять лет, но иногда это случается и чаще.
Никогда не знаешь, когда встретишь свою книгу, на которой расчитаешься, погружаясь в удивительный мир фантазий. Главное, чтобы эта встреча случилась. И случилась как можно раньше.

Текст: Анастасия Михайлова
Фото: Андрей Бортко