Жизнь человеческого духа

1 / 24    RU
Ольга Кабо заслуженная артистка Российской Федерации, народная артистка Чеченской Республики

Пронзительный спектакль «Неотправленные письма» Государственного академического театра имени Моссовета был показан в Новосибирске в рамках ХV Международного Рождественского фестиваля искусств. В главной роли в постановке, созданной режиссёром Вячеславом Манучаровым – блистательная актриса театра и кино Ольга Кабо.

LT: Ольга Игоревна, вы уже не первый раз играете на новосибирской сцене. Есть ли отличия в том, как воспринимает один и тот же спектакль публика в столице и в Сибири?

ОЛЬГА КАБО: Действительно, я частый гость в вашем городе – неоднократно приезжала сюда и с постановками театра Моссовета, и со спектаклем «Мастер и Маргарита», и с поэтическими проектами. Выступала на сцене театра «Красный факел», в филармонии, в Академгородке, а вот теперь и в театре под руководством С. Н. Афанасьева.
Суровый климат региона наложил отпечаток на характер сибиряков. Надёжные, добрые, сильные, улыбчивые – какие-то настоящие. А как зрители – очень тёплые, отзывчивые, принимающие, с горячими сердцами!

Подели́тесь, чем для вас ценна ваша роль в спектакле «Неотправленные письма»? Сложно ли было соприкоснуться с судьбами реальных людей, отражённых в постановке?

В основе нашего спектакля лежат 11 писем, написанных с фронта или на фронт. Каждое письмо – это исповедь, откровение, признание. Это мысли, изложенные на бумаге в какой-то очень важный момент жизни человека. В момент, который может быть и последним перед смертью...
«Когда пули свистят рядом, нет времени писать о чем-то проходящем и маловажном…», говорит моя героиня Надежда. Поэтому степень достоверности и доверия между реальными авторами писем, исполнителями и зрителями должна быть очень сильной, ведь за каждой строчкой – судьба человека… И это большая ответственность – не разрушить эту правду.

Роман Олега Роя «Неотправленные письма», по которому создан спектакль, отказались печатать более десятка издательств. Если редакции опасаются говорить с читателем на тему всего, происходящего на Донбассе, то не было ли у вас переживаний по поводу того, как зрители воспримут постановку?

Спектакль для меня связан не только с сегодняшней ситуацией – на мой взгляд, это очень узкий подход к теме войны. Одна из героинь «Писем» говорит, что «нет войны далёкой или близкой, любая война – это зло…» Я бы добавила, что любая война – это потери. Это расставания. Это боль. Война – это реквием, траурная месса. И, конечно, зрители воспринимают боль и сострадают вместе с исполнителями. А в финале спектакля звучит песня «Лепестки. Девушка-музыка» в исполнении Сергея Русских-Севера. Как говорит сам автор, это композиция, «написанная по мотивам слёз», и зрители, не сговариваясь, поднимаются со своих мест и слушают, вытирая заплаканные глаза. А с последними аккордами аплодируют стоя. Вот ради такого единения мы и делали наш спектакль.

В одном из интервью Олег Рой сказал: «Для меня сегодня отношение к СВО – главный критерий, определяющий порядочность человека». Согласны с ним?

Мне кажется, моим творчеством я уже ответила на этот вопрос. Мои роли – это ещё и моя жизненная позиция. 

У спектакля «Неотправленные письма» стоит возрастное ограничение 16+. С чем это связано, ведь на одноимённой книге указано 12+?

В нашем спектакле много эмоциональных сцен – герои проживают боль разлуки и расставания, страх перед неизвестностью завтрашнего дня. Думаю, что возрастным ограничением театр стремится оградить наших юных зрителей от тем, которые им пока непонятны.

Ольга Игоревна, вас также хорошо знают и по ролям в фильмах. А вы где чувствуете себя более комфортно – в театре или в кино?

Мне интересно оперировать разными средствами выразительности – сдержанными и деликатными в кино, где камера улавливает малейший нюанс, и широкими и распахнутыми в театре, чтобы и на галёрке меня увидели и услышали…
Я впервые оказалась на съёмочной площадке в 1983 году. Это была картина Ярослава Лупия «И повторится всё» на Одесской киностудии. Именно тогда я и попала под обаяние кинематографа и, будучи ещё школьницей, решила стать актрисой. Мне нравилось на съемках всё  – романтика киноэкспедиций, аромат съёмочных дымов, команда режиссёра «Мотор! Начали!», после которой на площадке устанавливалась магическая тишина и начиналось творчество – возможность экспериментировать и быть разной в дублях, уметь проживать роль фрагментарно, чтобы потом режиссёр мог за монтажным столом создать фильм.
К моменту поступления во ВГИК на курс Сергея Фёдоровича Бондарчука в арсенале у меня уже было три главных роли в кино. А по окончании института я была узнаваемой артисткой, мои портреты то и дело появлялись на обложках журналов «Советский экран» и «Спутник кинозрителя». Я много снималась, мне посчастливилось работать с Игорем Таланкиным, Львом Кулиджановым, Юнгвальд-Хилькевичем, Эрнестом Ясаном, Наумом Бирманом, Булатом Мансуровым, Аллой Суриковой и другими… Я была влюблена в кино и востребована им.
И вот, в 1991 году Леонид Хейфец приглашает меня, уже популярную киноактрису, на роль Нины в спектакле «Маскарад» по пьесе Лермонтова с Олегом Борисовым в главной роли. Это был мой дебют на сценических подмостках. И театр навсегда вошёл в мою жизнь. На сцене я учусь, ошибаюсь, пробую, импровизирую. Здесь нет дублей, как в кино. В театре всё происходит здесь и сейчас. Это живое искусство, без монтажа, озвучивания и суфлеров. Любой выход на сцену – это ответственность перед зрителями, партнёрские чувства, это волнение и «жизнь человеческого духа», как говорил Станиславский.

А что ещё, помимо театра и кино, сегодня наполняет вашу жизнь радостью? Какие новые профессиональные вершины видите для себя?

Конечно, главная радость моей жизни – это мои дети, Татьяна и Виктор. Я много работаю, часто в разъездах, поэтому каждая встреча с ними – это счастье и невероятные эмоции. Стараюсь всё свободное время посвящать детям. Всегда из поездок привожу им попробовать местные деликатесы – из Сибири, например, кедровые орешки и варенье из еловых шишек! Так они узнают вкус Сибири.

Проектов много, какие-то только обсуждаются, так что не будем забегать вперёд.

Скажу только, что 25 января 2024 года прилечу в Новосибирск со спектаклем «Мастер и Маргарита», поставленным Валерием Беляковичем. А до январской встречи рекомендую посмотреть на платформе IVI премьерный сериал «Сама виновата?» режиссёра Сарика Андреасяна. Это пронзительная история любви и рождённой ревностью трагедии, которая произошла с реальной девушкой Маргаритой Грачёвой в подмосковном городе Серпухове. История жёсткая, но мы снимали фильм и о жажде жизни, о том, что в любых обстоятельствах нужно оставаться человеком.
Тем временем я сейчас планирую новогодние каникулы с сыном: будем вместе покорять настоящую вершину – Эльбрус! А пока от души поздравляю всех с Новым годом и Рождеством! Желаю мира и добра!

Текст: Анастасия Михайлова
Фото: Андрей Бортко