Лики времени Юрия Шахояна

10 / 24     RU
Лики времени Юрия Шахояна

Российский художник Юрий Шахоян владеет разными техниками: он нашёл себя и в графике, и в  скульптуре, и в ювелирном искусстве. Его проект Eternity Game, воплощённый в ликах, видела вся Сибирь. Часть новых работ мастер сам отобрал для участников фотопроекта ноябрьского номера «Я и моя Тень». Leaders Today побывал у художника в мастерской, где он создаёт произведения, открывающие новый взгляд не только на привычные предметв, но и на исторические факты и личностей. 

Игры с вечностью

Иммерсивный галерейный проект Eternity Game Юрий Шахоян начал в 2019 году. Он создавал работы – деревянные и керамические панно, украшения и, конечно, маски, без предварительных эскизов, руководствуясь внутренним порывом.

– Когда ещё активно занимался графикой, я заметил: можно настолько увлечься работой, что погружаешься в своего рода медитацию, потом – бац, останавливаешься, а всё уже готово! Работа со скульптурой, безусловно, отличается с технической точки зрения, но и тут без нужного настроя и азарта ничего не выйдет. Волшебство случается  на грани фола, – говорит Юрий Робертович.

Художник не предполагал, что именно маска станет символом переосмысления времени через изменение знакомых нам образов. Всё решил случай.

– Моя супруга – керамист, и её роль в проекте огромна – всё, что касается технологии работы с керамикой, от определения сорта глины до обжига, это её прерогатива. Однажды среди её работ я заметил гипсовую форму лица, оказавшуюся маской с аллюзией на образы Леонардо, некогда сделанной для театральной постановки. С этой формы всё и началось.

Всего в коллекции мастера на сегодняшний день больше 40 ликов, изготовленных как из глины, так и из дерева, каждая маска имеет свой уникальный стиль, передающий её настроение и смысловой посыл.

Маски обретают дом

Керамические лики Шахояна ранее выставлялись в Новосибирском краеведческом музее, участвовали в цифровой экспозиции Новосибирского государственного художественного музея, коллекция выезжала и в другие крупные города России. В этом году проект вышел на новый уровень. Совместно с галереей Ольги Павловой (Томск) прошли два стрит-арт фестиваля «Лики Сибири», на которых тридцать художников со всей страны были приглашены для создания художественных образов, запечетлённых на метровых пластиковых масках проекта Eternity Game. Затем эти образы экспонировались на открытых пространствах Алтая, Шерегеша и на улицах Томска.

– Всё, что связано с масштабированием проекта, – это заслуга моего продюсера Виктора Ершова, он генерирует идеи и воплощает их в жизнь, – подчёркивает Юрий. – Выставки и другие публичные мероприятия хоть и важны, но я предпочитаю максимально делегировать эту часть продюсеру. Моя стихия – это творчество. Мне хотелось бы скорее закрыться в мастерской, отрубить телефон, включить музыку и погрузиться в работу.

Новое творение мастера – универсальный образ зимы, проступающий через затейливое снежное кружево. Маска, отлитая из бронзы, украсит набережную Иркутска. Но и для Новосибирска уже согласован проект для одного из парков в центре города, который ждёт своего часа – это будет театральная маска.

Душой к Сибири  

В мастерской Шахояна, как водится, творческий беспорядок. Полки и свободные углы заставлены самыми разными предметами – от крестьянской утвари прошлого и позапрошлого столетия до промышленных артефактов позднесоветского наследия. На подоконнике пылятся каплевидной формы капы, срезанные с деревьев друзьями художника и принесённые ему в дар. За десять лет жизни в Новосибирске Юрий Робертович нашёл круг близких, искренних людей, а главное – почувствовал себя здесь, как дома.

– Я из Тбилиси – рассказывает он. – С развалом Союза родные разлетелись по миру, я же переехал Москву и прожил там 20 лет. Люблю этот город, я встретил в нём свою супругу Наталью. Приходилось бывать и в Новосибирске. В таких поездках я открывал для себя Сибирь с новой стороны как место, в котором комфортно жить и работать. Но главное – это сибиряки, отзывчивые и трудолюбивые, умеющие по-настоящему дружить и любить.

 

Текст: Анастасия Куприянова
Фото: Антон Медведев
1247//1250