Елена Евгеньевна Показаньева – яркий представитель классической академической музыкальной школы Новосибирска. Более 20 лет она работает с детскими и взрослыми коллективами ДШИ № 23, открывая новые таланты в хоровом искусстве России. В 2023 году Елена Евгеньевна стала призёром во всероссийском конкурсе, став «Лучшим преподавателем детской школы искусств», а в 2024 её заслуги отметил журнал Leaders Today, наградив премией «Короли изящных искусств».
Удачи вам, сельские и городские
уважаемые учителя,
Добрые, злые и никакие
капитаны на мостике корабля!
Удачи вам, дебютанты и асы, удачи!
Особенно по утрам,
когда вы входите в школьные классы,
Одни — как в клетку, другие — как в храм.
Удачи вам, занятые делами,
которых не завершить всё равно,
Накрепко скованные кандалами
Инструкций и окриков из гороно.
Удачи вам, по-разному выглядящие,
с затеями и без всяких затей,
любящие или ненавидящие
этих — будь они трижды… — детей.
Вы знаете, мне по-прежнему верится,
что если останется жить Земля,
высшим достоинством человечества
станут когда-нибудь учителя!
Не на словах, а по вещей традиции,
которая завтрашней жизни под стать.
Учителем надо будет родиться
и только после этого — стать.
В нём будет мудрость талантливо-дерзкая,
Он будет солнце нести на крыле.
Учитель — профессия дальнего действия,
Главная на Земле!
Роберт Рождественский
Мне повезло. У меня были прекрасные педагоги, к которым я попала, когда пришла учиться музыке. Думаю, это стало определяющим, потому что всё зависит от человека, от мастера, с которым ты встретишься: если он тебя вдохновит, зарядит своей энергией – ты пронесёшь это через всю жизнь.
Теперь я уже сама стараюсь быть такой путеводной звездой в мире музыки для своих учеников. И если вижу, что какому-то ребёнку неинтересно, ему не хочется этим заниматься, я всегда уговариваю родителей хорошо подумать: стоит ли заставлять? Всё-таки к музыке нужно идти с открытой душой, и если тяги нет – ничего хорошего не выйдет. Я знаю это из личного опыта.
В первом классе мама решила отдать меня в кружок по фортепиано. Однако занятия оказались для меня настоящим испытанием — я совершенно не была готова к такому. После года мучений я уговорила маму забрать меня оттуда, и это оказалось мудрым решением. Года через три у меня появились подруги, которые занимались в хоровой студии Академгородка «Калейдоскоп». Я начала посещать их уроки как вольнослушатель. Хоровое пение захватило меня, и я поняла, что это – моё призвание: мне нравилось не только петь самой, но и слушать, как голоса сливаются в единый ансамбль. Это казалось мне чем-то возвышенным. Мама, помня о неудаче с пианино, скептически отнеслась к моему новому увлечению и не торопилась записывать меня в студию. Но вскоре сами преподаватели попросили её об этом, увидев, что я нашла своё место.
Для меня ДШИ № 23 – это родное место. Когда я пришла сюда работать, здесь не было хорового отделения. Всё, что существует сейчас – крепкое отделение с концертными коллективами, с именем, которое знают – это результат трудов нашего коллектива преподавателей.
Традиции коллективного творчества, привития детям азов музыкального искусства зародились во времена, когда ДШИ была частью 99-й общеобразовательной школы. Спустя двадцать с лишним лет эта работа принесла плоды: хор подготовительного класса «Звёздочки», младший хор «Забава», концертный хор «Акварель», хор родителей и выпускников «Грация».
Наша главная цель — предоставить всем детям возможность ощутить себя частью творческого коллектива и раскрыться в этом направлении. Не всем детям комфортно выступать соло на сцене, не все обладают мощными вокальными данными или ярким музыкальным талантом. Коллективное творчество даёт шанс каждому ребёнку независимо от уровня подготовки продемонстрировать яркие и качественные результаты на сцене. Это позволяет быть услышанными и увиденными, даже если талант ещё не проявился в полной мере.
Для меня музыка всегда являлась не целью, а средством. Через музыку и прикосновение к хоровому пению, к разнообразным музыкальным шедеврам, к народной музыке, русской и зарубежной классике, через разговоры об этом, через работу над материалом я стараюсь воспитывать личности.
Чтобы добиться успеха в нашей профессии, нужно любить детей
Всё же воспитание, я считаю, важнее, чем музыкальное образование в чисто техническом смысле. Поэтому мне важно раскрыть в учениках людей искренних, понимающих, сочувствующих, видящих красоту мира, умеющих ценить её и быть благодарными, способных понимать людей вокруг себя и творчески проявлять себя в какой бы то ни было сфере, которую они потом выберут.
Чтобы добиться успеха в нашей профессии, нужно любить детей и то дело, которым занимаешься. Помните, как у Роберта Рождественского: «…входить в школьные классы не как в клетку, а как в храм»? И каждый раз творить вместе с ними. Я не ощущаю детей инструментом, на котором я играю. Я воспринимаю их как своих единомышленников, с которыми мы вместе погружаемся в мир искусства, творим музыку и испытываем от этого и от общения друг с другом огромное удовлетворение и счастье. В этом весь секрет.
Мы можем гордиться нашими талантливыми педагогами, которые вдохновляют детей заниматься музыкой. Будучи координатором детского сводного хора Новосибирской области и профильных хоровых смен, я вижу, сколько у нас энтузиастов, способных увлечь детей своим делом. Традиции, заложенные настоящими мастерами, продолжают жить благодаря нашим хормейстерам.
Особенно тёплые воспоминания связаны с проектами, поддержанными Министерством культуры НСО. Один из них — проект «Навстречу Победе», созданный под руководством Елены Валерьевны Рудзей, руководителя хорового класса Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки. Несколько лет назад мы выступали в Концертном зале им. А. М. Каца, и дети до сих пор с восторгом вспоминают те незабываемые концерты. Мы надеемся, что сможем организовать проект подобного масштаба к предстоящему юбилею Победы.
Мы постоянно движемся вперёд. В декабре наш молодой хор мамочек и выпускниц ДШИ № 23 «Грация» отправится на престижный хоровой конкурс в Санкт-Петербург. Во второй половине учебного года планируем поездку с детьми на серьёзный хоровой конкурс в Екатеринбург. Кроме того, в этом году возобновил свою работу детский сводный хор России. Одна из моих учениц прошла отбор, и в декабре она выступит в составе Тысячного хора России в Кремлёвском дворце. В общем, планов – громадьё! Надеюсь, всё получится, главное, чтобы все были живы-здоровы, а со всем остальным мы справимся с Божьей помощью.
От редакции: Уже когда верстался номер, стало известно, что Елена Евгеньевна стала «Человеком года» в области культуры и искусства, получив премию из рук мэра Новосибирска М. Г. Кудрявцева. От души поздравяем и желаем успехов!
1 / 25
Частная образовательная школа «София» решила возродить День благодарения Сибири — праздник, широко отмечавшийся в Российской империи, но забытый после Гражданской войны.
11 / 24
Сложно переоценить роль воспитания и обучения в детском саду и начальной школе, где должно уделяться особое внимание психологическому и эмоциональному комфорту детей.
11 / 24
Частная школа и детский сад «Наследие» получили премию «Лидеры сегодня–2024» за создание инновационной педагогической технологии Culture-based learning («Развитие через культуру»).
7 / 24
Задача школы – воспитание культурного человека, который способен рефлексировать над собственными действиями и опытом предков.
6 / 24
С какими потерями мы вышли из болонской модели и почему живое слово сильнее тестов?
5 / 24
Сегодня РАНХиГС объединяет 275 000 студентов, это самое масштабное на евразийском континенте образовательное учреждение высшей школы.